Аварийный датчик давления масла газель 406 двигатель
Диагностика и замена датчиков давления масла в двигателях ЗМЗ 405, 406, 409
Для того чтобы контролировать давление в системе смазки двигателей ЗМЗ 405, 406 и 409, предусмотрены два отдельных датчика. Один из них фиксирует величину давления, а второй реагирует на его критическое падение.
Характеристики, конструкция и принцип действия датчика давления масла
Датчик давления масла (ДДМ) служит для измерения давления смазки в системе. В силовых установках ЗМЗ используются датчики типа ММ358 со следующими характеристиками:
- рабочий элемент — реостат;
- номинальное напряжение, В — 12;
- номинальный ток, А — 0,15;
- рабочий диапазон, кгс/см2 – 0–6;
- сопротивление при отсутствии давления, Ом — 159–173;
- размер посадочной резьбы, в дюймах – ¼.
Датчик давления ММ358
Конструкция датчика давления ММ358 состоит из:
- корпуса со штуцером;
- мембраны;
- толкателя
- реостата;
- элементов привода реостата.
Основу конструкции датчика составляет реостат
Датчик ММ358 работает вместе с указателем давления, находящимся на панели приборов автомобиля. Он имеет электромеханическую конструкцию, реагирующую на изменение сопротивления датчика.
Датчик давления масла работает в паре с указателем, расположенным на приборной панели
Принцип действия датчика ММ358 следующий: когда двигатель не работает, давление в системе смазки отсутствует. Сопротивление датчика, в соответствии с его характеристиками, составляет 159–173 Ом. При запуске силового агрегата давление возрастает, и масло начинает воздействовать на мембрану, выгибая её внутрь корпуса. Прогибаясь, она через толкатель двигает передаточный рычаг, который, в свою очередь, перемещает ползунки реостата вправо, снижая сопротивление датчика. На это снижение реагирует указатель, перемещая стрелку вправо.
Характеристики, конструкция и принцип действия датчика аварийного давления масла
Аварийный датчик предназначен для информирования водителя о падении давления масла в системе до критических показателей. В силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406 и 409 устанавливаются датчики аварийного давления масла типа ММ111Д или аналогичные, выпускаемые под каталожными номерами 2602.3829, 4021.3829, 6012.3829. Это устройства контактного типа, принцип действия которых основан на замыкании и размыкании контактов.
Это интересно: Еще о барсеточниках
Датчик типа ММ11Д
Характеристики датчика ММ111Д:
- рабочий элемент — диафрагма;
- номинальное напряжение, В — 12;
- срабатывание при давлении, кгс/см2 – 0,4–0,8;
- размер посадочной резьбы, в дюймах – ¼.
Внутри корпуса устройства расположена подпружиненная диафрагма. К ней прикреплена контактная пластина, которая в нерабочем состоянии замкнута с корпусом (массой) датчика. Во время работы двигателя смазка под давлением поступает через специальное отверстие в корпус и отодвигает диафрагму. Контакты при этом размыкаются.
Главный элемент конструкции датчика — мембрана
Аварийный датчик давления работает в паре с сигнализатором, который расположен на панели приборов. Он выполнен в виде красной маслёнки. Когда мы включаем зажигание без запуска двигателя — маслёнка должна гореть. Это свидетельствует о том, что на датчик подаётся напряжение, а давление в системе отсутствует. Через 3–5 секунд после запуска двигателя давление в системе возрастает и достигает рабочих показателей. Масло воздействует на диафрагму, контакты размыкаются, а сигнализатор гаснет.
Датчик масла: как это работает и работает
Начнем с того, что уровень масла всегда должен быть не выше или ниже нормального. Также важно убедиться, что само масло находится в хорошем состоянии, подходит для двигателя с точки зрения вязкости и других характеристик. Давление масла также должно быть в пределах нормы.
Только в этом случае блок питания способен работать достаточно долго с минимальным износом и трением. Однако если по какой-либо причине работа масляной системы будет нарушена, это может привести к быстрому отказу двигателя.
В этом случае случается, что система смазки и двигатель в порядке, но датчик показывает, что есть проблема с давлением. Другими словами, индикатор давления масла горит на панели. Так или иначе, чтобы определить точную причину, нужно знать, как проверить и заменить датчик давления масла.
- Поэтому на тех или иных двигателях внутреннего сгорания указанный датчик находится в разных местах. Например, на ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем датчик
давления масла расположен с левой стороны двигателя на конце корпуса рядом с подшипниками распределительного вала. Чтобы определить точное местоположение и местоположение датчика давления масла, вам необходимо изучить инструкцию по эксплуатации конкретного автомобиля.
Идем дальше. Что касается типов датчиков, мы можем выделить:
- Электронный датчик давления масла;
- Датчик давления механического масла;
Первый вариант часто называют аварийным, потому что он работает по принципу «есть давление» или «нет давления». Устройство не дает точных данных.
Как правило, его основной задачей является только сообщить, что давление масла в двигателе упало до критического уровня и что необходимо срочно выключить двигатель.
Конечно, недостатком такого датчика является то, что часто, даже если водитель может быстро заметить свет, включающий и выключающий двигатель, это не обходится без последствий для двигателя внутреннего сгорания.
Также добавим, что некоторые машины имеют два датчика одновременно, то есть решения обоих типов. Это позволяет точно определять давление масла, а также своевременно реагировать на сигнал, посылаемый аварийным датчиком давления масла, если давление критически низкое.
- Если учесть принцип работы масляного датчика, электронный аналог намного проще, чем механический. С одной стороны, это означает более высокую надежность, хотя с другой стороны, такое решение не способно отображать точные данные о давлении.
Конструктивно электронный датчик масла включает в себя:
- Жилище;
- Мембраны;
- Контакты;
- Толкатель.
Этот датчик подключен к электрической цепи, которая также имеет встроенную контрольную лампу аварийного давления. Когда двигатель выключен, диафрагма выпрямлена, поршень втянут и контакты замкнуты. Если в это время на датчик подается питание, загорается аварийная лампа давления масла, которую водители обычно наблюдают при запуске двигателя.
После запуска двигателя и создания масляного насоса необходимого давления указанное давление масла давит на мембрану, контактирующую с поршнем. Репеллент просто размыкает контакты, газовая лампа на приборной панели гаснет. Если давление внезапно упадет ниже допустимого уровня, контакты закроются и загорится индикатор тревоги. То же самое произойдет, если датчик неисправен.
- Механический датчик давления масла сложнее, в его устройстве можно выделить: корпус, мембрану, толкатель, ползунок, а также нихромовую обмотку и дополнительные элементы.
READ Замена Масла В Дифференциале Nissan Трейл
В этом случае показания будут более точными, а сами данные будут отличаться в зависимости от положения ползунка на пластине с обмоткой нихрома. В результате водитель может не только заметить критическое снижение давления, но и вовремя обнаружить, что двигатель работает в условиях масляного голодания или пониженного давления масла.
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Контроль за давлением масла в системе смазки двигателей ЗМЗ-40905 и ЗМЗ-40911 осуществляется датчиком давления, показания которого выводятся на стрелочный указатель или индикатор расположенный на приборной панели.
Кроме того, система смазки снабжена датчиком аварийного давления масла и сигнализатором аварийного давления масла на приборной панели.
Датчики давления масла системы смазки ЗМЗ-40905, 40911, диагностика датчиков.
Датчик указателя давления масла 23.3829000.
Датчик 23.3829 представляет собой реостат, изменяющий свое сопротивление в зависимости от давления в системе смазки двигателя, относится к неремонтопригодным изделиям. Возможные неисправности датчика указателя давления масла двигателя, и их способы проверки указаны ниже.
Для стрелочных указателей давления масла Уаз Хантер с ЗМЗ-40905 и Уаз вагонной компоновки с ЗМЗ-40911.
При неработающем двигателе стрелка указателя находится в конце шкалы или показывает давление больше нуля.
Если при включенном зажигания и неработающем двигателе, при этом контрольная лампа аварийного давления масла должна гореть, стрелка указателя находится в конце шкалы или показывает давление больше 0 кгс/см2, то возможно датчик вышел из строя или произошло замыкание на массу в цепи от него до указателя. Для установления причины следует отсоединить провод от датчика. Если неисправен датчик и нет замыкания на массу, стрелка должна вернуться в начало шкалы.
При работающем двигателе стрелка указателя находится в начале шкалы.
Если стрелка указателя после запуска и при работе двигателя постоянно находится в начале шкалы, при этом контрольная лампа аварийного давления масла не горит, то возможно датчик вышел из строя или произошел обрыв в цепи от него до указателя. Для проверки следует отсоединить провод от датчика и замкнуть его на массу. Если неисправен датчик, стрелка должна переместится в правый конец шкалы.
Для жидкокристаллического индикатора приборной панели Уаз Патриот с двигателем ЗМЗ-40905.
Методика диагностики контрольных приборов, в том числе указателя давления масла, комбинации приборов Уаз Патриот подробно расписана в этом материале.
Сопротивление исправно работающего датчика 23.3829000 должно соответствовать следующим значениям :
1. При давлении масла 0 кгс/см2 сопротивление датчика : исправного — 290-330 Ом, предельно изношенного — 270-350 Ом.
2. При давлении масла 1.5 кгс/см2 сопротивление датчика : исправного — 171-200 Ом, предельно изношенного — 156-215 Ом.
3. При давлении масла 4.5 кгс/см2 сопротивление датчика : исправного — 51-79 Ом, предельно изношенного — 37-93 Ом.
При выходе сопротивления датчика за предельные значения он подлежит замене. Следует учитывать, что на правильность показаний указателя давления масла также оказывает влияние повышенное сопротивление контактов вследствие их окисления, в этом случае показания указателя уменьшаются.
Датчик аварийного давления масла 6002.3829.
Датчик контактного типа, относится к неремонтопригодным изделиям. При снижении давления масла в системе смазки до величины срабатывания датчика, внутри него происходит замыкание контактов и подача напряжения на контрольную лампу сигнализатора аварийного давления масла панели приборов.
Если лампа аварийного давления масла не горит при включении зажигания.
Лампа аварийного давления масла должна загораться каждый раз при включении зажигания и неработающем двигателе. Если лампа не загорается, при этом указатель давления должен показывать 0 кгс/см2, то возможно вышел из строя датчик или произошел обрыв в цепи от него до сигнализатора. Для проверки надо отсоединить провод от датчика и замкнуть его на массу. Если цепь исправна и неисправен датчик, контрольная лампа на панели приборов должна загореться.
Если лампа аварийного давления масла горит постоянно при работающем двигателе.
Постоянное горение лампы сигнализатора при работе двигателя, стрелка указателя давления или контрольный манометр показывают при этом давление масла выше 1 кгс/см2, может быть следствием неисправности датчика и замыкания на массу в цепи от него до лампы сигнализатора. В данном случае следует отсоединить провод от датчика. Если нет замыкания на массу и сам датчик неисправен, то контрольная лампа на панели приборов должна погаснуть.
Правильно работающий исправный датчик должен срабатывать при понижении давления в системе смазки до 0.4-0.8 кгс/см2. При снижении давления срабатывания ниже 0,32 кгс/см2 или повышении выше 0,96 кгс/см2 датчик подлежит замене.
Датчики давления и аварийного давления масла двигателей ЗМЗ 405, 406, 409
Для того чтобы контролировать давление в системе смазки двигателей ЗМЗ 405, 406 и 409, предусмотрены два отдельных датчика. Один из них фиксирует величину давления, а второй реагирует на его критическое падение.
Характеристики, конструкция и принцип действия датчика давления масла
Датчик давления масла (ДДМ) служит для измерения давления смазки в системе. В силовых установках ЗМЗ используются датчики типа ММ358 со следующими характеристиками:
- рабочий элемент — реостат;
- номинальное напряжение, В — 12;
- номинальный ток, А — 0,15;
- рабочий диапазон, кгс/см2 – 0–6;
- сопротивление при отсутствии давления, Ом — 159–173;
- размер посадочной резьбы, в дюймах – ¼.
Датчик давления ММ358
Конструкция датчика давления ММ358 состоит из:
- корпуса со штуцером;
- мембраны;
- толкателя
- реостата;
- элементов привода реостата.
Основу конструкции датчика составляет реостат
Датчик ММ358 работает вместе с указателем давления, находящимся на панели приборов автомобиля. Он имеет электромеханическую конструкцию, реагирующую на изменение сопротивления датчика.
Датчик давления масла работает в паре с указателем, расположенным на приборной панели
Принцип действия датчика ММ358 следующий: когда двигатель не работает, давление в системе смазки отсутствует. Сопротивление датчика, в соответствии с его характеристиками, составляет 159–173 Ом. При запуске силового агрегата давление возрастает, и масло начинает воздействовать на мембрану, выгибая её внутрь корпуса. Прогибаясь, она через толкатель двигает передаточный рычаг, который, в свою очередь, перемещает ползунки реостата вправо, снижая сопротивление датчика. На это снижение реагирует указатель, перемещая стрелку вправо.
Характеристики, конструкция и принцип действия датчика аварийного давления масла
Аварийный датчик предназначен для информирования водителя о падении давления масла в системе до критических показателей. В силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406 и 409 устанавливаются датчики аварийного давления масла типа ММ111Д или аналогичные, выпускаемые под каталожными номерами 2602.3829, 4021.3829, 6012.3829. Это устройства контактного типа, принцип действия которых основан на замыкании и размыкании контактов.
Датчик типа ММ11Д
Характеристики датчика ММ111Д:
- рабочий элемент — диафрагма;
- номинальное напряжение, В — 12;
- срабатывание при давлении, кгс/см2 – 0,4–0,8;
- размер посадочной резьбы, в дюймах – ¼.
Внутри корпуса устройства расположена подпружиненная диафрагма. К ней прикреплена контактная пластина, которая в нерабочем состоянии замкнута с корпусом (массой) датчика. Во время работы двигателя смазка под давлением поступает через специальное отверстие в корпус и отодвигает диафрагму. Контакты при этом размыкаются.
Главный элемент конструкции датчика — мембрана
Аварийный датчик давления работает в паре с сигнализатором, который расположен на панели приборов. Он выполнен в виде красной маслёнки. Когда мы включаем зажигание без запуска двигателя — маслёнка должна гореть. Это свидетельствует о том, что на датчик подаётся напряжение, а давление в системе отсутствует. Через 3–5 секунд после запуска двигателя давление в системе возрастает и достигает рабочих показателей. Масло воздействует на диафрагму, контакты размыкаются, а сигнализатор гаснет.
Проверка датчика давления масла своими руками
Если во время движения в салоне неожиданно раздаётся резкий сигнальный звук, а на панели приборов загорается лампочка, это может быть вызвано самыми разными причинами:
- упал уровень масла;
- износ вкладышей в подшипниках коленвала;
- некорректная работа насосного устройства;
- ДДМ вышел из строя или имеется замыкание в его проводке.
Как только появляется сигнал в виде маслёнки, необходимо сразу же заглушить двигатель и остановиться. Первым делом, разумеется, потребуется проверить уровень моторного масла — вполне возможно, что датчик сработал из-за недостатка смазочной жидкости в системе двигателя. Если это действительно так, то потребуется долить нужное количество масла и можно заводить двигатель и ехать дальше.
Однако в том случае, если причиной появления сигнала стал ДДМ, потребуется провести диагностику неисправностей. Владельцы автомобилей ГАЗ вполне справляются с этой процедурой самостоятельно.
Видео: самостоятельная диагностика устройства
Порядок проверки
- Открыть капот, найти место фиксации датчика.
- Выкрутить устройство и подключить его к манометру.
- Переходник манометра подсоединить к гнезду датчика.
- Провод заземления манометра соединить с массой автомобиля.
- Потребуется использовать дополнительный провод: подключить лампочку или светодиод к клемме «+» на аккумуляторе и замкнуть провод на контакте датчика. Световой прибор должен загореться.
- После этого потребуется завести мотор.
- Плавно нажимая на педаль газа, нужно увеличивать обороты работы двигателя. Как только создастся давление 1.2–1.6 бар (бензиновые силовые агрегаты) или 0.7–1.05 бар (дизельные агрегаты), световой прибор должен погаснуть. Если лампочка/светодиод продолжает гореть даже при высоком давлении в системе, то агрегат неисправен.
- Потребуется увеличить обороты до 2 тысяч об/мин. Масло уже должно прогреться до 80–90º С, поэтому давление в системе не должно быть менее 2 бар. Если показатель на манометре меньше, значит, в автомобиле сильный износ подшипников коленвала: сам датчик в норме.
Статья в тему: Замена передних и задних тормозных колодок Skoda Octavia A5: инструкции
Как самостоятельно произвести замену в моторах ЗМЗ 405, 406, 409
- шлицевая отвёртка;
- ключи на 17 и на 22;
- автомобильный герметик;
- сухая тряпка;
- маркер.
Винт крепления наконечника провода откручивается шлицевой отвёрткой
Если вы решили заменить оба датчика, этим же инструментом откручиваем крепление провода питания аварийного датчика.
Винт крепления откручивается отвёрткой
Датчик давления выкручивается ключом на 17
Ключом на 22 откручиваем датчик аварийного давления масла.
Датчик аварийного давления масла выкручивается ключом на 22
Видео: замена датчика давления масла на автомобиле «Газель»
Решитесь ли вы на самостоятельную диагностику и замену датчиков, или прибегнете к помощи специалистов — неважно. Главное — быть уверенным в том, что система смазки работает в штатном режиме и иметь тому подтверждение в виде нормальных показателей соответствующих приборов, нежели рассчитывать на то, что все обойдётся.
Моторное масло: контроль.
I. Штатный контроль.
В разделе описаны датчики контроля по давлению. Визуальный контроль уровня масла при помощи щупа — не описан.
1. Датчик аварийного давления масла.
В случае падения давления масла на работающем двигателе ниже отметки 0,8 кгс/см 2 на панели приборов загорается лампа аварийного давления масла. Сигнализатор срабатывает от замыкания контактов датчика.
Датчик аварийного давления масла имеет одну клемму. Контакт — нормально замкнут. Под действием давления масла пружина контакта датчика сжимается и размыкает, собственно, контакт на клемму.
Датчик ММ111В и его схема. Обозначения: 1 — подвижный контакт, 2 — клемма, 3 — фильтр (имеет водооталкивающую пропитку и служит для выравнивания давлений в двух полостях), 4 — изолятор, 5 — пружина, 6 — толкатель, 7 — неподвижный контакт, 8 — диафрагма, 9 — корпус.
На наших двигателях используется датчик типа ММ111В, исполнение — «клемма под винт». В зависимости от производителя маркировка может иметь отличия. Например, датчик с маркировкой 30.3829 прописан в каталогах как заменитель ММ111В. Резьба присоединения к корпуса датчика переходнику двигателя — 1/4″ коническая.
Проблем с этим датчиком обычно нет. Исправность его аварийного сигнализатора проверяется визуально при включении зажигания до запуска двигателя. Исправность самого датчика проверяется мультиметром.
Переключить прибор на «прозвон», один щуп поставить на клемму датчика, второй на «массу» автомобиля. Датчик должен быть замкнут на массу при не работающем двигателе и разомкнут с массой при давлении масла выше 0,8 кгс/см 2 .
По инструкции допускается помаргивание (свечение) лампы аварийного давления масла на холостом ходу на прогретом двигателе. Сигнализатор должен погаснуть с увеличением частоты оборотов двигателя.
Честно говоря, на ЗМЗ-402, летом, такое поведение у меня наблюдалось на всех машинах.
Сигнал об аварийном давлении масла может дублироваться. Например, на моей теперешней панели приборов УАЗ Патриот «Евро 2» есть и сигнальная лампа аварийного давления от датчика аварийного давления и звуковой зуммер (плюс мигающая цифровая индикация) от сработки по низкому давлению масла от датчика указателя давления масла.
2. Датчик указателя давления масла.
Сигнал от этого датчика визуализирует показатели давления масла. На «наших» машинах этот датчик применяется широко и часто.
Также имеет одну клемму. Принцип действия — реостат. Под действием давления масла отклоняющийся толкатель внутри датчика толкает ползунок с контактом по пластине реостата. Таким образом на клемме датчика изменяются показания сопротивления. Прибор довольно сложный. Импортные датчики имеют весьма приличную стоимость.
Механизм датчика.
Номенклатура датчиков укзателя давления масла на наших машинах очень широкая. В свое время только советская промышленность выпускала больше полусотни типов таких датчиков. Диапазон измерений обычно маркирован на корпусе датчика (речь о «наших»). Бензиновые легковые газовско-уазовские — от 0 до 6 кгс/см 2 , дизельные от 0 до 10 кгс/см 2 .
Датчики из коллекции: современный бензиновый 23.3829 и старый дизельный MM355.
Для бензиновых ЗМЗ обычно применяются датчики «типа ММ358». В зависимости от производителя марировка может иметь отличия. Резьба присоединения к переходнику двигателя, как и у датчика аварийного давления — 1/4″ коническая.
Основная проблема датчиков такого типа — искаженные показания. Это связано: с качеством изготовления, с прогрессивно увеличивающимся износом механической части, с чистотой и исправностью соединения контакта с клеммой (залом провода или окислившийся контакт приводят к занижению показаний).
Есть мнение, что отрицательно на продолжительность корректной работы датчика могут влиять циклы нагрева-охлаждения от близко расположенного выпускного коллектора двигателя. Я не разделяю данное мнение, поскольку коллектор закрыт тепловым экраном и окружающая датчик температура не превышает пределы разрешенной для его эксплуатации.
Первичную исправность и пригодность датчика можно проверить мультиметром, с выставленным на «Омы» переключателем. Чтобы не испортить измерительный прибор, показания снимать с отключенным от датчика проводом штатной проводки. Полученные данные сравниваем с контрольными для конкретной маркировки датчика.
Например, если вы имеете исправный датчик ММ358, при давлении «ноль» он должен показывать 159-173 Ом. В то же время современный 23.3829 должен при том-же «ноль» показывать 290-330 Ом. Очевидно, если ваша приборка рассчитана на 23.3829, показания ММ358 будут не корректны.
Точность показаний датчика указателя давления масла можно проверить контрольным механическим манометром.
Импортные датчики такого типа бывают выполнены в одном корпусе с датчиком аварийного давления масла. Например — 202212466, который шел на старые Opel c LCD приборными панелями.
II. Контроль механическим манометром.
Такую проверку необходимо осуществлять по причинам, описанным выше для датчиков давления масла. «Почти эталонный» манометр поможет определить реальную картину давления масла, без опасений за возможно большую погрешность измерений.
В принципе, для бензиновых двигателей подойдет любой прибор со шкалой измерения от 0 до 6 кгс/см 2 . Класс точности или производитель не столь важен. Выверять цифры давления до десятых — смыла нет. Дешевые китайские приборы без обозначения класса точности показывают цифры не менее информативно чем их образцовые собратья.
В пример можно привести попавшее мне в руки изделие «ООО НПП Орион» под странным названием «Масломер» и маркировкой «ММ-14».
Комплект поставки включает четыре переходника на разные резьбы с «ВАЗовской» резьбы М14х1,5 наконечника. Необходимый нам переходник на К1/4″ присутствует. Также имеется 4 латунных уплотнительных кольца. Убрать в запас, они нам не подходят, поскольку резьба переходника коническая, а не под прокладку.
Обе резьбы (внутреннюю и наружную) алюминиевого переходника перед работой смазать маслом, чтобы переходник нормально сел на стальную резьбу наконечника манометра и, в свою очередь, вкрутился в переходник масляной магистрали.
Проверку давления производим на двигателе, разогретом до рабочей темепературы. На деле, даже если двигатель прогрелся до сработки ЭВ радиатора ОЖ это вовсе не означает что необходимый замер давления масла проведен правильно. Двигатель должен поработать под нагрузкой минут 15-20 и не должен успеть остыть. Словом, правильно будет замерять давление, что называется, «сразу после поездки».
Понадобится отвертка «под шлиц», чтобы снять контакт с датчика и рожковый ключ на 17. Ключом выкрутить датчик указателя давления масла. Вместо датчика вкрутить наконечник шланга манометра.
Запускаем двигатель, проследив чтобы по новому соединению не было протечек, и, собственно, производим измерения.
Процедура измерения давления масла и вид на шкалу прибора ММ-14 на моей машине.
Контрольные цифры могут зависеть от большого числа факторов, но в общем, считается нормой, если давление масла на холостом ходу прогретого двигателя не опускается ниже 1 кгс/см 2 .
После остановки двигателя даем маслу время покинуть шланг прибора. Ставим на место датчик указателя давления масла.
Бонус: этот манометр можно использовать также для измерения давления топлива.
III. Дополнительные устройства контроля.
1. Контроль за давлением масла бортовым мех.манометром.
Собственно прибор представляет собой датчик и указатель в одном корпусе. Масло через шланг от масляной магистрали подается прямо к приборной панели с инсталлированным указателем, который теоретически отображает не искаженные цифры давления (хотя на нем присутствуют два вида подстроечных регулировок, речь о «наших» датчиках-указателях).
Приборов такого типа существует довольно много, в основном для тяжелой техники.
На практике ставить такое в свою машину не решился. Решение, по моим понятиям, требует выполнения многочисленных мер по обеспечению безопасности трассы масла.
2. Контроль за уровнем.
Вообще сам по себе датчик уровня масла широко используется на импортных и наших двигателях. Конструкция датчиков отличается от двигателя к двигателю.
— Датчик уровня масла ЗМЗ.
На ГАЗ-3111, помимо всего прочего инновационного, появилась БСК — Бортовая Система Контроля. Одним из элементов этой системы был контроль за уровнем масла. Датчик уровня масла в картере двигателя назывался ДМК1, и вставлялся в трубку для механического щупа.
Датчик ДМК1. Фото — Grishka (gaz3102.ru).
Как обрабатывался сигнал и принцип работы датчика, к сожалению, не найдены.
— Датчик уровня масла ВАЗ.
Датчик ставится в блок двигателя и имеет поплавок, замыкающий контакт, который идет на БУ БСК. Контроллер включает индикатор низкого уровня с 10-ти минутной задержкой для избежания ложных срабатываний.
— Датчик уровня масла 90213469.
Мне пришлось столкнуться с работой такого датчика на двигателе C20NE (двигатель был установлен на ГАЗ-3102). Датчик также входит в состав БСК (по умному — check-control, СС). Блок управления необходим, поскольку наблюдать ложные срабатывания в движении, при отливах-приливах масла, от сигнализатора, в общем-то, толка мало. Датчик уровня масла закреплен сбоку на поддоне картера. Приёмная трубка находится в полости картера. При включенном зажигании контроль за уровнем масла системой СС осуществляется постоянно.
Схема установки 90213469 в поддон картера Opel Omega B и общий вид датчика.
Этот сигнализатор у меня срабатывал дважды: — в движении, и по делу. Каждый раз в картере не хватало около полутора литров масла, и требовалась срочная доливка. Уже не помню в чем было дело, на старте лампа не горела, но сам факт эффекта от предупредительности датчика меня всегда впечатлял.
Дополню, что далеко не на всех машинах Omega A und B установлен СС. Обычно система присутствует на топовых модификациях. Мне стОило немалого труда найти блок СС с проводкой и разъемами нужного образца (от ООА рестайлинг), когда я захотел поставить это изобретение на следующую машину.
3. Контроль за температурой.
Датчики температуры масла встречаются редко. Обычно на доработанных или нагруженных двигателях и, чаще всего, в составе дополнительных указателей.
На моей ГАЗ-3102 с немецким двигателем присутствовал датчик температуры масла от VW Sirocco первого поколения. Он работал в паре с дополнительным прибором, показывающим, собственно, температуру масла. Датчик был вкручен в обычный ВАЗовский тройник. Указатель закреплен на панели приборов.
Информативность и необходимость этих показаний на рядовом двигателе вызывает сомнения. По наблюдениям, температура масла выходила за пределы 100 градусов при длительном равномерном движении по трассе на высокой скорости. Для масла — это обычная рабочая температура. Как и для двигателя, при положенных рабочих 80 градусах на датчике температуры ОЖ. Масляного радиатора на двигателе не было, поддон картера стальной, объем залитого масла — 5 литров.
Думаю, на Волгах со стандартными двигателями 406-го семейства, с работающим штатным маслорадиатором, алюминиевым поддоном и 6-ю литрами масла, задача контроля за температурой (масла) будет не из самых приоритетных.