Чем промыть систему охлаждения двигателя от попавшего масла
Как разводить лимонную кислоту для промывки радиатора?
Для того чтобы не испытывать дискомфорт от холода в салоне автомобиля зимой необходимо грамотно поддерживать чистоту системы охлаждения. Для этого от автолюбителя понадобится целый ряд усилий. Основная проблема по обслуживанию этой системы заключается в том, что не существует универсального средства для очистки системы охлаждения как от продуктов разложения старого антифриза, так и от продуктов коррозии.
Здесь мы четко можем увидеть две стороны одной медали: кислотные растворы легко справятся с продуктами коррозии, а вот для остатков антифриза они бесполезны (тут нужна щелочь). Как известно из школьного курса химии, совмещение подобных средств в одном составе сводит их эффективность к нулю, ведь щелочь нейтрализует кислоту. В результате этого, мы получаем абсолютно бездейственное средство.
Можно сделать простой вывод: большинство имеющихся в продаже специализированных химических средств для очистки системы охлаждения автомобиля не справятся с данной задачей в полной мере, поэтому необходимо своевременно ее обслуживать, чтобы не пришлось иметь дело с дополнительными трудностями.
Для чего нужно промывать систему
Охладительная система состоит из множества комплектующих, которые должны взаимодействовать между собой правильно – цель антифриза своевременно поступить в участки, которые разгорячены больше всего во время рабочего процесса. Наиболее уязвимый элемент – шланга, при неправильной эксплуатации которой можно получить обрыв или засорение. Дело в том, что во время езды под капот может попадать большое количество мусора, насекомых и прочего.
Основная часть может попадать в систему охлаждения, производит нагар, слой накипи, который способен попасть в шланги и привести к поломке. Система барахлит или ломается окончательно. Чтобы избежать проблем, желательно просто проводить очистку на регулярной основе.
Последствия попадания масла в антифриз
Если не обращать внимания на то, что в охлаждающую жидкость попало масло и не устранить причину, то появятся следующие последствия:
- износ подшипников, так как их разрушает образующаяся агрессивная среда;
- дизельный мотор может заклинить, так как вода попадает в цилиндры и происходит гидравлический удар;
- забиваются магистрали и патрубки системы охлаждения, и она перестаёт нормально работать.
Будет полезно Какое масло нужно заливать в гидроусилитель
Как промыть систему охлаждения двигателя своими руками
Чтобы обеспечить нормальную работоспособность системы, ее необходимо чистить. При этом промывка системы охлаждения двигателя может производиться несколькими способами:
1. С помощью обычной воды. Этот вариант наиболее простой, но при этом наименее эффективный. Если уж и прибегать к данному методу, то нужно использовать кипяченую или дистиллированную воду.
Сам процесс прост. Требуется слить старую воду (антифриз) и залить подготовленную жидкость. После этого нужно завести двигатель и дать ему поработать в течение 15-25 минут на холостом ходу. Остается только заглушить мотор и слить охлаждающую жидкость .
Действовать таким способом нужно до тех пор, пока вода из радиатора не станет абсолютно чистой. Минусы такого способа — высокий риск образования накипи и минимальная эффективность промывки. Как правило, даже заливка горячей воды не дает ожидаемого результата в плане растворения отложений.
2. Использование подкисленной воды актуально в том случае, когда в слитой ОЖ были обнаружены куски отвалившейся накипи. Данный факт — явное свидетельство проблем в работе системы охлаждения. Вот почему эффективность описанного выше средства для промывки системы охлаждения двигателя будет нулевой.
Состав нужно усовершенствовать с помощью одного из элементов — уксусной эссенции, молочной кислоты или каустической соды. Обратите внимание, что с кислотой нужно быть особо осторожным — ее стоит добавлять небольшими порциями, чтобы не превысить допустимую концентрацию.
В противном случае возможно случайное повреждение резиновых или пластиковых элементов. Чтобы полностью удалить все лишние элементы, необходимо не более восьми часов.
После заливки жидкости в систему, необходимо провести несколько специальных циклов, а именно запустит движок, дать ему прогреться до рабочей температуры и дождаться остывания.
Для достижения максимальной эффективности нагретый состав должен оставаться в двигателе на протяжении двух, трех часов. После этого подкисленная вода сливается и производится промывка с помощью обычной дистиллированной воды.
3. Применение специальных составов — один из лучших вариантов, ведь позволяет устранить различные виды загрязнений, такие как жир, различную органику и накипь.
Перед тем как промыть систему охлаждения двигателя, необходимо правильно подойти к выбору жидкостей для промывки, здесь нужно учитывать, что они все разные.
Бывают они четырех различных видов:
- Двухкомпонентные,
- щелочные,
- кислотные,
- нейтральные.
У каждой из них есть свои особенности:
Щелочные и кислотные составы почти не используются, да и отыскать их в чистом виде — весьма непростая задача. Причин здесь несколько. Во-первых, такие растворы плохо сказываются на состоянии всей системы (шлангах и пластиковых изделиях), а во-вторых, они заставляют владельца проводит нейтрализацию кислоты (щелочи) после применения.
Двухкомпонентные жидкости весьма востребованы в первую очередь, благодаря своей эффективности. В их составе содержится два раствора кислотный и щелочной, каждый из которых по очереди заливается в радиатор.
Нейтральные. Особенность этих изделий — отсутствие в составе каких-либо жестких кислот или щелочей. В ряде случаев такие жидкости применяются только в целях профилактики.
В их составе есть защитные средства, ингибиторы коррозии, диспергенты, основное чистящее вещество и специальные растворы для осторожной обработки комплектующих элементов из пластика или резины.
Если точно знать, чем и как правильно промыть систему охлаждения двигателя, можно исключить риск загрязнения, избежать перегрева силового узла и дорогостоящего ремонта. Так что «здоровье» автомобиля во многом зависит именно от действий владельца. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Устройство системы охлаждения
Для отведения излишков тепла. в большинстве современных автомобилей используется жидкостная система охлаждения. Она позволяет равномерно и эффективно охладить нагревающиеся детали, а также имеет более низкий уровень шума.
Состоит она из множества элементов. К основным, можно отнести:
- термостат;
- центробежный насос;
- радиатор масляный и охлаждающей жидкости;
- вентилятор;
- расширительный бачок;
- кран печки;
- теплообменник обогревателя.
Современные системы, помимо понижения температуры в двигателе, выполняют ряд других важных функций:
- обеспечивают работу системы отопления и кондиционирования;
- охлаждают масло в системе смазки и отработанные газы;
- охлаждают жидкость в коробке-автомат.
Система охлаждения выполняет свои функции за счет циркуляции в ней специальной жидкости — антифриза. В отличие от обычной воды, он имеет более низкую температуру замерзания, что обеспечивает полноценное охлаждения двигателя в холодное время года. Благодаря наличию присадок, он не разрушает детали и не оставляет накипи. Принцип работы основан на явлении теплообмена – нагретые детали двигателя, отдают свое тепло охлаждающей жидкости, которая проходя через радиатор охлаждается потоком воздуха и возвращается обратно в мотор, затем цикл повторяется.
Зачем необходимо ее промывать — причины и следствия
Одной из наиболее частых причин, выхода системы охлаждения из строя, является образование отложений на патрубках, а также поверхностях других деталей. Причин у такого явления несколько.
- Использование воды вместо тосола. Обычная вода является очень жесткой. При ее нагревании магниевые и кальциевые соли образуют осадок, который оседает на различных поверхностях аналогично накипи в вашем чайнике. Если у вас нет возможности залить на данный момент антифриз, то используйте хотя бы дистиллированную воду, свободную от вредоносных компонентов.
- Некачественный тосол или его несвоевременная замена. Накипи он не оставляет, но зато разлагается со временем, образующиеся при этом соединения, способствуют коррозии и ржавчине. Поэтому, его необходимо менять примерно каждые 40 тысяч км, или один раз в 2 года. Иногда охлаждающая жидкость приходит в негодность гораздо раньше. Поэтому нужно ее своевременно проверять и заменить при необходимости.
- Также, следите за уровнем антифриза в баке, поскольку он имеет свойство испаряться. Если уровень слишком низкий, нужно осуществить долив.
Но, даже в случае регулярных осмотров, своевременной замены охлаждающей жидкости со временем образуются отложения, и контур может выйти из строя. Чтобы продлить срок его службы, специалисты рекомендуют делать промывку. Ее можно выполнить на станции техобслуживания, а можно провести данную процедуру самостоятельно.
Наиболее уязвимыми, для образования отложений и накипи являются патрубки, которые могут забиться, или порваться при повышении нагрузки. Кроме того, в процессе эксплуатации автомобиля, под капот попадает пыль, листья, насекомые. Со временем, часть всего этого «богатства» оказывается в охлаждающей рубашке и оседает в ней, что мешает нормальной циркуляции тосола и может привести к поломке.
Если, у вас на панели приборов загорелся значок охлаждающей жидкости, это далеко не всегда означает низкий уровень антифриза. Вполне возможно, что произошли сбои непосредственно в работе узлов.
Именно, чтобы избежать таких неприятностей, делают регулярную промывку.
Промывка системы охлаждения двигателя щелочными растворами
В качестве щелочных растворов можно использовать ненасыщенные растворы каустической или питьевой соды. Такой способ оправдан, если в слитом антифризе присутствует большое количество жирных пятен и маслянистого осадка. Принцип все тот же: заливаете раствор в систему, несколько раз заводите двигатель и даете поработать 5-10-15 минут. После чего тщательно сливаете и несколько раз промываете водой до полной прозрачности сливаемой воды. Причем должен исчезнуть также и запах. Тогда система промыта.
Щелочные растворы для промывки системы охлаждения двигателя используются при наличии жирных остатков
Надеемся теперь понятно чем промыть систему охлаждения двигателя в каждом случае и как это нужно делать. Главное, не забывать после использования активного раствора промыть систему водой. Для тех же, кто не хочет рисковать с самодельными растворами, есть большой выбор средств для промывки системы охлаждения двигателя промышленного производства. В этом случае нужно только четко следовать инструкции, так как бывают довольно значительные отличия в процедуре.
Чем промыть систему охлаждения двигателя
Для промывания используются различные средства, от самых бюджетных до дорогих фирменных:
- Дистиллированная вода;
- Вода, содержащая слабую кислоту (например, лимонную) или уксус;
- Напиток «Кока-Кола» (оригинальный);
- Специальные средства для очистки системы охлаждения (LAVR, Liqui Moly, Hi-Gear).
Каждое средство имеет свои недостатки и преимущества. Дистиллированная вода пригодна в основном для профилактики загрязнений, либо как дополнительное завершающее средство после основного очищения. Такая вода не содержит солей, из которых потом образуется накипь. Однако дистиллят не может справиться с более серьезными загрязнениями.
«Кислая» вода – вода, содержащая лимонную кислоту или уксус, справляется с грязью и наростами на внутренних стенках труб системы. Однако в случае использования данного средства нужно внимательно подойти к дозировке и пропорциям. В 1 л. воды растворяют 40 гр. лимонной кислоты, заливают раствор в систему, прогревают двигатель и оставляют раствор внутри на 2-3 часа. Затем его сливают. Операцию нужно повторить 2 или 3 раза, количество зависит от степени загрязнения. В случае необходимости дозировку лимонной кислоты увеличивают до 100 гр. на 1 л. воды. После «кислой» воды следует прогнать через систему дистиллированную воду для устранения оставшихся в трубках кислот.
Уксусный раствор смешивается в дозировке 0,5 л. укуса (9%) на 10 л. воды. Очистка производится так же, как и раствором лимонной кислоты.
В любом из растворов необходимо использовать дистиллированную воду.
Используя для промывки «Кока-Колу» следует помнить, что ортофосфорная кислота, которую содержит напиток, может навредить компонентам системы. Этот метод является дорогостоящим и сомнительным, производители автомобилей не рекомендуют его использовать. Кроме того, напиток содержит сахар, который может осесть на стенках трубок системы. Поэтому после применения напитка необходима промывка дистиллятом.
Лучшим методом промывки считается операция с применением специальных средств, продающихся в магазинах.
Специальные средства отличаются составом и назначением:
- Нейтральные – ориентированы на профилактику загрязнений и не содержат в себе активных компонентов.
- Кислотные – ориентированы на расщепление накипи и других неорганических отложений, содержат кислоты.
- Щелочные – предназначены для борьбы с органическими загрязнениями, содержат щелочь.
- Двухкомпонентные – содержат кислоты и щелочь, хорошо справляются с любыми типами загрязнений.
Своевременное очищение системы охлаждения двигателя автомобиля помогает предотвратить серьезные поломки. При выборе оптимального способа очистки и соблюдении частоты промывок (не менее 1 раза в год) система охлаждения обеспечит стабильную теплопередачу, что гарантирует отсутствие серьезных сбоев в работе авто.