Toyota-navi.ru

АвтоКлуб Toyota
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет если подключить две фазы на двигатель

Почему используют именно 3 фазы, бывают ли 2 или 4

Этот вопрос часто задают начинающие домашние мастера перед тем, как приступить к изучению алгоритма работ по электромонтажу в квартире или частном доме. Однако, до недавнего времени, на него не было однозначного ответа и по ходу ознакомления с сегодняшней статьёй читатель поймёт почему. Попробуем разобраться, почему используют именно 3 фазы, бывают ли 2 или 4, какое напряжение у того или иного вида подключения, как именно производится коммутация электроприборов.


Трёхфазные системы довольно широко распространены при электромонтаже в частных домах

Как в обычной розетке может появиться две фазы

При выходе из строя электропроводки иногда случается, что индикатор показывает в розетке две фазы, а электроприборы при этом не работают.

Такая неисправность является достаточно распространенной, но начинающий или неопытный электрик может долго над этим ломать голову.

Рассмотрим такую ситуацию. Вы сверлите стену, подключив дрель в розетке. Отверстие почти уже досверлено, как вдруг на счетчика сработал автомат.

Вы включаете автомат, но в результате ни один электроприбор не работает. Проверяете розетку – в обоих гнездах индикатор сигнализирует о наличии фазы. Что это все значит?

Причины появления двух фаз

Две фазы в розетке при разрыве нулевого провода

Появление фазы сразу на двух проводах может быть объяснено следующим стечением обстоятельств:

  • Обрыв нулевого провода во входном щитке дома или квартиры.
  • Его повреждение на вводе или внутри распределительной коробки.
  • Нарушение контакта в подсоединении «нуля» только в одной розетке.
  • Замыкание фазного провода на нулевую жилу из-за повреждения изоляции.

Чтобы разобраться, почему индикатор показывает фазу сразу на обоих проводах, причину, вызывавшую каждое из этих явлений, потребуется рассмотреть в отдельности.

Еслт нет нуля в розетке, прежде всего следует найти место его пропадания (обрыва). Возможный вариант – повреждение кабеля на вводе в дом или квартиру, в результате чего «ноль» пропадет во всех розетках, установленных внутри данного здания и в отдельных помещениях. Помимо этого, контакт может нарушиться в любом месте электрической цепи, в том числе – на вводе или внутри распределительной коробки, что приведет к неисправности лишь нескольких розеток.

Второй случай касается тех из них, что подключены в пределах комнаты именно к этому распределительному узлу (то есть примерно половины), а во всех остальных установочных изделиях нормально работающий «ноль» сохранится.

При наличии неисправности только на вводе в конкретную розетку исчезновение нуля и появление второй фазы будет наблюдаться лишь в ней. Чтобы рассматриваемая ситуация сформировалась окончательно – напряжение попало на оборванный нулевой контакт – потребуется, чтобы оголившийся фазный провод случайно замкнулся на него.

Разновидностью последнего случая является вариант, когда нулевая жила не оборвана, а фазный провод с поврежденной изоляцией замкнулся на земляной контакт. Это также приведет к появлению в данной розетке сразу двух высоких потенциалов.

Читать еще:  Высокие обороты холостого хода газель 406 двигатель

Способ 2. Использование преобразователя частоты “Частотника”

Асинхронный преобразователь частоты служит для преобразования сетевого трёхфазного или однофазного переменного тока частотой 50 (60) Гц в трёхфазный или однофазный ток, частотой от 1 Гц до 800 Гц.

Для нашей цели подойдут частотные преобразователи для преобразования однофазной электрической сети в трёхфазную. Промышленностью выпускаются два типа подобных преобразователей с выходом на три фазы рабочего напряжения 220В и выходом на три фазы рабочего напряжения 380В. В первом случае 220В асинхронный электродвигатель подключается к частотному преобразователю по схеме “треугольник”, во втором случае 380В по схеме “звезда”.

Использование частотного преобразователя с асинхронным электродвигателем имеет массу преимуществ:

  • Экономичность — использование частотного управления электродвигателем снижает энергопотребление.
  • Защита электродвигателя по многим параметрам — замыкание обмотки на корпус (землю), защита двигателя от перенапряжения, защита от тока перегрузки, защита от возможного понижения напряжения, контроль фаз выходной цепи, контроль фаз питающей цепи, защита электропривода от работы с недогрузкой, защита двигателя от заклинивания, защита двигателя от перегрузок.
  • Возможность управления электродвигателем — регулировка частоты вращения электродвигателя, включение/выключение и изменение частоты оборотов электродвигателя по контролю параметров различных датчиков.
  • КПД 100% при преобразовании однофазной сети в трёхфазную — трёхфазный асинхронный электродвигатель работает на 100% своей мощности.

Хотя использование частотного преобразователя для получения трёхфазной сети из однофазной и имеет огромное преимущество перед другими способами, есть и спорный момент, подключить к частотнику электродвигатель согласно идущей в комплекте инструкции не составит труда и двигатель будет работать при включении как надо, но для того чтобы использовать весь его функционал нужны навыки по работе с ЧПУ (числовое программное управление).

Выключатель должен разрывать фазу!

На схемах видно, что в обоих случаях на выключателе разрывается фаза, а ноль идёт на лампочку или светильник напрямую. И это правильно! Ибо, как говорил Остап Бендер, ибо…..

А что произойдёт, если сделать наоборот?

В принципе, ничего особенного, всё будет работать. Но. Самый большой минус такого подключения это безопасность. Так как безопасность эксплуатации электроустановок имеет большое значение, то подключение выключателя оговорено в ПУЭ (Правила устройства электроустановок).

“В трех- или двухпроводных однофазных линиях сетей с заземленной нейтралью могут использоваться однополюсные выключатели, которые должны устанавливаться в цепи фазного провода, или двухполюсные, при этом должна исключаться возможность отключения одного нулевого рабочего проводника без отключения фазного”.
(7 издание ПУЭ, 6.6.28)

Это правило для подключения автоматического выключателя. И говорит оно о том, что нельзя разрывать нулевой провод не разрывая и фазный.

Читать еще:  Чем создается вращающееся магнитное поле в асинхронном двигателе

Так что произойдёт если выключатель будет стоять в нулевом проводнике?

При включённом выключателе всё будет работать так как к лапочке будет приходить и ноль (через выключатель) и фаза (напрямую).

А вот при выключенном выключателе на лампочке ноль исчезнет, а фаза останется. Причем на обоих проводах, если это лампа накаливания.

Чем это чревато?

Если светильник исправен и работает, то ничем не чревато. А вот если вы захотите поменять перегоревшую лампу в люстре или светильнике подключённом неправильно, то при случайном прикосновении к контактам в цоколе вас может ударить током. А может и не ударить. Всё зависит от того как хорошо заземлены ваши ноги. Но лучше не экспериментировать!

Что ещё может произойти?

Если люстра или светильник не новые, может потрескаться изоляция проводов и (не дай Бог) они замкнут на корпус люстры или светильника. На металлическом корпусе люстры может оказаться фаза. Простое прикосновение к корпусу может быть чревато поражением электрическим током. Всё зависит от особенности организма и качества заземления ваших ног. Исход может быть непредсказуем.

Ну а почему не сработала защита?

Да потому, что ноля то на люстре у нас нет – выключатель выключен, ноль разорван и не подается на светильник. Если же выключатель включён и ноль подается на светильник, он может и не быть на корпусе люстры. На корпусе люстры может быть только фаза.
Автомат же дифференциальной защиты в цепи освещения можно не ставить согласно ПУЭ.

Ещё одна неприятная проблема при неправильном подсоединении выключателя это мерцание светодиодных ламп и светильников при постоянной фазе на них. Не факт, что это будет происходить, но у светильников не очень высокого качества это может случиться.

Два одинаковых мотора на один частотник возможно?

Теоретически такое подключение не рекомендуется, особенно для векторного преобразователя частоты. Можно подключать на скалярный, если электродвигатели работают совместно на одном валу, и можно фазировать их плавно через муфту тока скольжения. Возможно подстраивать расположение роторов между собой муфтой. Затем муфту надо закрепить. На небольшой нагрузке подстроить токи между двигателями с помощью токовых клещей.

Существуют определенные преобразователи тока и напряжение, разрешающие эксплуатацию двух электродвигателей одновременно под совместной нагрузкой. Хотя, у обоих моторов есть собственный частотник и линия дополнительного управления между преобразователями.

Два равных электродвигателя подключить проблематично. Поочередно можно подключить без проблем, даже различных по параметрам. Подключение делают через пускатели и выключатели пакетного типа.

Micromaster может производить управление двумя электродвигателями сразу. Значения параметров нужно создать правильно, установить защищенность от нагрева отдельно.

На один частотный преобразователь можно ставить два двигателя, но на разные два вала. В частотнике на одни контакты протянуть от соответствующего электромотора по одному.

Читать еще:  Двигатель ваз 2103 схема двигателя с описанием

Приведем пример. У нас имеется два мотора по 0,5 кВт. Мы хотим чтобы они эксплуатировались вместе на одной нагрузке 0,8 кВт на преобразователь частоты. Приобретать сразу два преобразователя нецелесообразно, они работают синхронно, и производить регулировку двух преобразователей частоты неудобно.

Присоединение сразу обоих электромоторов с одним преобразователем частоты тока влечет за собой некоторые нюансы. Основная трудность – это защищенность двигателей. Трудно найти проблему неисправности с одним из двигателей при включении в цепь параллельно. Например, на одном преобразователе работают два мотора заводские. Работали три фрезы. Одна фреза вышла из строя, затупилась. Из-за этого стал нагреваться частотный преобразователь. Необходимо устанавливать на все двигатели тепловые реле с защитой преобразователя на максимальный ток и напряжение. В противном случае реле защиты частотника тока не может распознать неисправность. Плохо, если есть выключатель имеется у выхода преобразователя. В случае обрыва двигателя во время работы частотный преобразователь выйдет из строя.

Тепловая защита имеет огромное значение, но возможно обойтись без нее. Разрешено на векторе быть без обратной связи, полное векторное трудно получить. В ходе эксперимента обнаружатся возможности. На исправном преобразователе на выходе все функционирует без трудностей. Если не перегружать конденсаторами частотники, то они служат долго.

На два электродвигателя хорошо подходят преобразователи Hyundai. Они имеют свою защиту от нагрева (тепловые реле), которая необходима на каждый мотор. Это определяется несколькими фактами:

  1. Нагрузка неравномерно распределена. Электрический ток разной величины на обоих двигателях.
  2. Наличие возможности выключения из работы одного мотора. Защита для мотора 0,8 кВт, встроенная в частотнике, не будет работать.

Рекомендуется делать равномерную нагрузку на частотник от обоих двигателей. Имеется ввиду нагрузка во время работы. Обрыв во время холостого хода нормально переносится преобразователем тока. При внезапном отключении напряжения питания пусковой выключатель, который коммутирует электродвигатель, отключался чаще, чем отключался частотник.

Нужно ли заземлять корпус генератора

На самом деле можно и не заземлять генератор, ничего плохого не произойдёт. Но раз уж производители генераторов настойчиво просят это делать, чтобы избежать отказа и выхода из строя оборудования, лучше все-таки заземлить корпус генератор.

Заземление генератора делается очень просто. Для этого в землю забиваются несколько уголков (2-3 штуки). Длина уголков должна быть около одного метра. Точно такое же расстояние выдерживается и между уголками.

Затем уголки соединяются друг с другом металлической полосой или арматурой, от которой затем необходимо сделать ответвление к генератору. Только после этого к корпусу генератора подтягивается отдельный кабель для заземления.

Как правило, на корпусе генераторов уже предусмотрен специальный разъем или контакт для подключения заземления.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector