Что будет если поставить в двигатель другие свечи
Прежде всего, как бы ни было велико желание улучшить работу двигателя, всегда следует устанавливать свечи только тех марок, которые рекомендованы в прилагаемом к автомобилю руководстве по эксплуатации. Если выполнить это не представляется возможным, надо для новых свечей выдержать следующие основные условия соответствия штатным:
- Ввертываемая часть должна быть идентичных размеров.
- Тепловая характеристика должна быть наиболее близкой.
Выполнить эти требования поможет специальная таблица взаимозаменяемости, представленная ниже.
Установка свечей зажигания
Первый пункт затрагивает все габаритно-присоединительные параметры: длину части, на которой нарезана резьба; шаг и диаметр этой резьбы; размер шестигранника, соответствующий номеру ключа, используемого для установки свечи. Все они жестко привязаны к каждой модели двигателя. Свечи с неподходящей резьбой или шестигранником просто невозможно будет установить. Ничего хорошего не получится, если попытаться «запихать» вместо обычных (коротких) 12 мм длинные – 19 мм. Имеется в виду длина части, где нарезана резьба. В лучшем случае движок станет плохо работать, а при худшем раскладе ему потом потребуется ремонт, и порой очень даже серьезный.
Немаловажной является и величина зазора между электродами. Она указывается в «Руководстве» к автомобилю. Однако для многих свечей зажигания параметры искрового зазора указываются в их маркировке либо на упаковке. Эта величина всегда ограничена пределами 0,5–2 мм. Зазор может быть регулируемым (подгибают боковой электрод) и нерегулируемым – это зависит от конструкции электродов. Регулировку невозможно выполнить на свечах, у которых отсутствуют боковые электроды, или они есть, но их несколько, и они «объединены».
Электроды и нижняя часть свечи зажигания фактически расположены в камере сгорания. Во время работы двигателя эти части могут сильно нагреваться. Если нагрев критический, возникает калильное зажигание (рабочая смесь воспламеняется от контакта с раскаленными электродами свечи, а не от искры).
С учетом такой особенности, свечи отличаются по калильному числу. Калильное число – это параметр, определяющий время возникновения калильного зажигания. Если просто, свечи можно разделить на «холодные» и «горячие».
При этом важно подбирать оптимальный вариант для разных двигателей и знать, какие свечи ставить рекомендует сам производитель двигателя. Например, если мотор форсированный, степень сжатия высокая и свечи «горячие», высока вероятность возникновения калильного зажигания. В такие двигатели обычно ставят «холодные» свечи».
Однако если поставить «холодную» свечу в обычный мотор с невысокой степенью форсирования, свеча не будет прогреваться в полной мере. Результат — нарушение самоочистки, быстрая закоксовка и выход свечи из строя.
В случае, когда автомобиль эксплуатируется активно, обороты постоянно высокие, тогда установка более «холодных» свечей снизит риски возникновения калильного зажигания, а высокий нагрев в таких условиях не приведет к загрязнению электродов свечей.
Что такое калильное число
Свеча в процессе работы может нагреваться настолько, что возникает калильное зажигание, когда топливо-воздушная смесь загорается не от искры, А от слишком горячей свечи. Калильное число – это величина, которая обозначает время, когда возникнет калильное зажигание. Чем ниже число, тем «горячее» свечи, тем меньше это время. Чем выше – тем свечи «холоднее» и время дольше. Если поставить слишком холодную свечу в не очень мощный двигатель, ТО свеча не будет достаточно нагреваться, чтобы самоочищаться от продуктов сгорания и быстро закоксуется. И наоборот – если поставить «горячую» свечу в мощный двигатель, свеча будет перегреваться, возникнет калильное зажигание, двигатель будет работать со сбоями и в нем возникнут повреждения. Проблема в том, что у мировых производителей свечей нет общего стандарта обозначения калильного числа, хотя в интернете есть сравнительные таблицы разных брендов С ГОСТами. Поэтому подбирать свечи зажигания по этому параметру очень не просто, хотя и можно. С другой стороны, производители сделали всю работу за вас – они уже подобрали свечи под каждый конкретный двигатель, исходя из стандартных условий его эксплуатации. Например, на автомобиль Лансер 9 свечи зажигания устанавливают С калильным число 6 (по таблице NGK), это значит что свечи зажигания холодные. А на Мазду 3 свечи С индексом 5, что означает, что свечи горячие и быстрее нагреваются. Ставить более горячие свечи С меньшим калильным числом вряд ли стоит – разве что вы реально большую часть времени стоите в пробках. А холодные свечи С высоким калильным числом можно использовать, если вы любитель быстрой езды и выжимаете из своей машины максимум.
Проверка свечей
Для мониторинга состояния свечей используется визуальный метод – деталь осматривается на предмет того, есть ли на ней загрязнения, сколы, деформация, царапины и т.д. Так, к примеру, если гарь присутствует на каждом тепловом конусе, значит, топливо поступает равномерно и сгорает одинаково. Если на одном конусе нагар есть, а на другом нет, с подачей горючего имеются перебои.
Если на комплектующем заметны темные следы, это может говорить о том, что глазурованное покрытие разрушено. При обнаружении любого из указанных признаков следует обратиться на СТО. Ее специалисты выполнят диагностику с применением специального оборудования и точно скажут, нужно купить новые свечи зажигания.
Что будет при перетяжке
Если затягивать свечи слишком сильно, то резьба вытягивается и повреждается. Металл деформируется. Между корпусом и изолятором появляются микрополости, из-за чего ухудшается теплоотвод. Свеча перегревается, и есть риск образования так называемого калильного зажигания.
Это явление, при котором, помимо основного очага воспламенения от искры свечи, может возникать побочный, опережающий первый по времени. Из-за накаленной свечи подрыв смеси происходит раньше, то есть в момент хода поршня в верхнюю точку. В итоге мощность мотора падает, растут нагрузки на детали мотора, увеличивается температура двигателя. Калильное зажигание приводит к серьезным повреждениям мотора.
Распознать его можно по звонкому стуку при работе мотора.
Узнать, что свеча перетянута, можно по толщине уплотнительного кольца. Она измеряется штангенциркулем. При правильном моменте затяжки уплотнительное кольцо сжимается до штатной толщины. Если она больше — вы не дотянули. Если меньше — перетянули.
ОШИБКА #1 Свечи с улучшайзерами
НУ и последнее. Сразу хочу сказать это лично мое мнение. Хочется отметить свечи с различными улучшайзерами — типа БУГАЕЦ, форкамерные свечи, свечи пушки, факельные свечи и т.д. в интернете их просто огромное количество. Также наши гаражные Кулибины не дремлют, кто-то сверит отверстие в боковом электроде, либо делает его коротким, кто-то затачивает центральный электрод и т.д.
Скажу так, ничего на данный момент стоящего, опять же на мой взгляд просто НЕТ. Мне доводилось ездить на многих разработках, некоторые я проверял лично, ждал хотя бы минимального эффекта, но его нет. Ни по мощности, ни по экономии топлива, (причем у меня есть тестирования некоторых разработок, но я их пока не выкладываю, пока …). ДА и на их сайтах нет никакой достоверной информации, с тестами независимых компаний, подтверждающие их эффективность. Хотя заявляются, просто какие-то супер чудеса! Возможно, я не так их тестирую или проверяю, но давайте вместе соберем независимых экспертов, прессу и вместе проверим. Как правило, энтузиазм таких компаний сразу угасает.
По самоделкиным в гаражах. Сверлить отверстие в боковом электроде, или делать его короче это вообще жесть. С просверленным отверстием, может отломиться частичка бокового электрода, скажем из-за перегрева (особенно на объемных моторах) и упадет-то она куда? Правильно в мотор, а тут и до задиров не далеко.
Так что, друзья, если хотите нормальные свечи, возьмите иридиевые или платиновые проверенного бренда, правильно подобранные в специальном магазине, по каталогу. ОТ них будет хотя бы минимальный эффект, не верьте вы в чудесные-чудеса, если бы такие свечи появились и реально работали, то они бы распространились по сети со скоростью света. НО к сожалению сейчас таких нет!
НУ и пару слов, про зазор на свечах. Кто то, сразу купив свечи, начинает маниакально его устанавливать! НО друзья он уже заложен, правильный с завода. Выставлять его конечно можно по мере износа центрального электрода на никелевой свече.
НО на некоторых иридиевых или платиновых свечах, устанавливать его не рекомендуется. Потому как на боковом электроде иногда также есть ответная часть, и между ними заложен зазор производителем, который нарушать не рекомендуется на всем протяжении эксплуатации. А сгорать от времени они будут ОЧЕНЬ долго, в такой пробег (скажем более 100 – 150 000) их лучше уже поменять.
Сейчас видео версия статьи, смотрим
Вот и все что я хотел сказать на сегодня. Думаю, материалы получились достойные, а вы как думаете? Напишите свой опыт использования различных свечей, мне и мои читателям будет интересно. А на этом я заканчиваю, ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР
(2 голосов, средний: 5,00 из 5)
Диагностика двигателя по состоянию свечей
Помимо прямой функции (искрообразования) — это точный диагностический инструмент. По характеру нагара можно судить о качестве топливовоздушной смеси, состоянию ЦПГ:
- песочного оттенка, однородный — нормальный вид;
- сажевый бархатистый — богатая смесь. Отсутствует (белый цвет) — обедненная;
- дорожки на конусе — «пробой», показание к замене;
- черные маслянистые хлопья — попадание масла в камеру сгорания;
- эрозия, оплавление, отколотая керамическая часть — признаки детонации.
Своевременный контроль свечей зажигания обеспечит уверенный запуск двигателя, стабильные мощностные характеристики и экономию топлива. Уделите зажиганию несколько минут во время техобслуживания — и мотор будет радовать вас безотказной работой.