Toyota-navi.ru

АвтоКлуб Toyota
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет если собрать двигатель без динамометрического ключа

Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?

При проведении технического обслуживания автомобиля зачастую возникают вопросы, которые лишь вскользь оговариваются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Для выяснения всех нюансов крепления болтов головки блока цилиндров сконцентрируемся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов момента затяжки резьбовых соединений полученные знания несложно будет экстраполировать на любой узел автомобиля.

появилось масло в свечных колодцах. решил менять прокладки. момент затяжки болтов клапанной крышки 5 Н*м, динамометрического ключа нет. покупать ради одного раза за 1500 руб. — жаба душит. подскажите кто как справлялся с этим? какие то может приспособы или методы есть, или все на глаз?

Последний раз редактировалось zzzmike; 02.10.2009 в 09:25 .

открой учебник физики))) там с помощью хитрых формул вывешивай на рычаг гантели)))

тогда при таком маленьком моменте не забудь учитывать вес самого рычага 🙂

у меня в мануале до 0,7кг на метр,возьми просто болт м6 или м5 с гайкой и в руках тупо затяни,усилие нормальной затяжки ( без срыва резьбы )запомни и примени,но по опыту лучше всё-же с динамометром,велик риск сорвать резьбу.

2kolkalos: руками закрути (без срыва резьбы) М5-6, Эт как. Сорвать резьбу руками . Завидую крепости ваших рук

Взять напрокат или все таки купить. Без моментного ключа не советую.
Удивительная ситуация: на рынке огромное количество наборов автослесаря и ни в одном нет динамометрического ключа.

zzzmike а что ни у кого из субароводов в Краснодаре нет динамометртческого ключа. не поверю.

Клапанные крышки закрутить от руки вообще не проблема! Когда себе прокладки под бошками менял, то и динамометрик был, даже два. Головки то по нему тянул, а вот крышки сам, на глаз. Только потом проверил, всё оказалось как надо!

Я купил 2 динамометрических ключа, один 2-25, второй 28-220. Для замены прокладок потребовался только первый, но второй я прикупил для замены ГРМ, но пока не заменил. А ключи всегда пригодятся. Мне еще пригодился когда менял прокладку термостата.

А че такой маленький момент? У меня на жиге момент около 15Н, а тут всего 5, странно.

Если у вас глаз-алмаз ,то можно.

я када ставил впускной там момент затяжки 25 нМ
взял у мамы безмен поцепил крючок
к трещетке примерно 0,3м и вытянул 7,5 кг
вроть это 25 нм 🙂

надо было 8 тянуть, а то безмены со временем начинают врать процентов на 10% точно припомню

до 10Нм тяну руками .
все нормально

папа,а можно я телевизор посмотрю?
смотри,только не включай)

так и здесь,можно обойтись и без ключа,только либо резбу сорвёш,либо не до тянешь.

Пипец. Вы клеммы аккумулятора тоже только с динаметрическим ключем крутите? Хотя если вы ключ на 10 первый раз в руки взяли, наверно лучше чтобы он был динаметрический :). С дуру говорят можно и члeн сломать. Вобще то там пере-недотянуть очень проблематично, можно только сдуру свернуть болт или резьбу.

На одном болте головку отломите и сразу все ясно будет :)) -что? и как? :)) Опыт-же как-то надо приобретаь :))

🙂 Гусеничный трактор зацепил при развороте 600-го мерина.Из мерина вылезает в бешенстве НР, запрыгивает на гусеницу трактора, рывком открывает дверь, а там тракторист такой сидит, еле в кабине умещается, амбал, ппц.
Тракторист: ЧО ХОТЕЛ?
НР (ошалело): я. я. это. ключ хотел на 19 спросить.
Тракторист: Я ДО 42 РУКАМИ ЗАВОРАЧИВАЮ .

Усилие затяжки болтов головки блока цилиндров

Важным фактором является чистота выполнения операции. Перед ремонтом требуется уточнить на сколько закручиваний рассчитаны болты в конкретной модели двигателя. Некоторые автопроизводители делают элементы одноразовыми. Такое положение аргументируется риском повторного использования – болты могут попросту не выдержать второго приложения нагрузки.

Читать еще:  Чем промывать у дизелей двигатель при смене масла

Далее требуется перед установкой в обязательном порядке удалить из резьбовых каналов и самих винтов все загрязнения, смазку или пылевые остатки. В противном случае мусор может забить дно колодца, что не даст закрутить деталь полностью.

Таблица моментов затяжки резьбовых соединений

Среди самых распространенных автомобилей особенно выделяется следующая группа:

  • КАМАЗ;
  • 8 клапанная Деу Нексия;
  • Лада Гранта;
  • Хендай Акцент;
  • Шевроле Нива;
  • Hino Rainger;
  • УАЗ Патриот;
  • Тойота Рав-4.

Эти машины считаются самыми популярными гостями станций технического обслуживания, следовательно, логично составить список именно по силовым агрегатам машин.

Момент протяжки Н*м

Дэу Нексия 8 кл .

40-50 + доворот на 90°

Гранта все моторы


Что такое динамометрический ключ и для чего он нужен?

Классический пример, почему необходимо использовать динамометрический ключ для автомобиля – контроль усилия, с которым затягивают крепеж головки блока цилиндров.

Завышенное против нормируемого усилие затяжки может привести к пластической деформации и вытягиванию болта, значит в итоге к недостаточно плотному прилеганию ГБЦ к картеру двигателя. Если усилие недостаточное – последствия те же: недостаточно плотное прилегание и, как следствие, нарушение герметичности стыка ГБЦ.

Совершенно не лишним будет проверка динамометрическим ключом степени затяжки при такой распространённой операции как самостоятельная замена колёс (особенно для не очень опытных водителей). Возможные неприятные последствия здесь также совершенно понятны: разрушения шпилек при перетяжке или потеря колеса на ходу при недостаточных усилиях затяжки.

Каков же принцип действия и особенности конструкции динамометрического ключа? Простейший вариант, иллюстрирующий работу ключа, приведен на рисунке.

Здесь усилие измеряется обычным хозяйственным безменом в кГ, а плечо – рулеткой или линейкой в сантиметрах (с последующим переводом в Н*м). Конечно, точность такого «прибора» (как и удобство применения) весьма невелики, но принцип работы ключа демонстрируется им весьма наглядно.

С точки зрения физики в основе любого динамометрического ключа лежит закон Гука: соответствие между усилием, приложенным к твердому телу и его деформацией. А с точки зрения инженерной – конструкция с механизмами пружинного (с встроенным динамометром) или торсионного типа.

На следующем рисунке схематично представлен самый простой (шкальный) динамометрический стрелочный ключ торсионного типа.

Головка ключа, измерительная шкала и рукоять с шарниром расположены на корпусе (трубе), а ось стрелки – на оси головки (сама стрелка параллельна корпусу в ненагруженном состоянии). При приложении к головке крутящего момента рукоять со шкалой перемещаются, а головка (соответственно и стрелка) остаются на месте (до определенного усилия пока гайка не начинает вращаться). Шарнир в ручке фиксирует точное приложение силы. Шкала калибруется в принятых единицах: Н*м.

Точность такого инструмента невелика: в среднем составляет не более 8 – 10% (хотя некоторые производители декларируют 3%). Кроме того, в стесненных условиях работать им не очень удобно. Зато простота конструкции обуславливает высокую надежность и долговечность инструмента.

Читать еще:  Что будет если собрать вечный двигатель в шарараме

Конструкция динамометрического ключа с механизмом пружинного типа на основе проскальзывающей муфты представлена ниже.

Внутри головки ключа по фигурному профилю может перемещаться подпружиненный ролик. Пока гайка вращается небольшим усилием, ролик находится в желобке. Когда гайка вместе с профилем останавливается, ролик начинает «объезжать» профиль, сжимая пружину и передавая усилие на измерительный прибор.

Помимо проскальзывающей муфты (её практическое использование, кстати, довольно ограничено из-за малого диапазона усилий) применяются также коленчатые рычаги, кулачковые и другие механизмы, но принцип передачи усилия через пружину на мерительное устройство остаётся неизменным.

Виды динамометрических ключей

По типу мерительного устройства динамометрические ключи бывают трёх типов:

  • Щелчковые – с ограничением предельного усилия механического типа;
  • Аналоговые – с измерителем усилия затяжки механического типа;
  • Цифровые – с измерителем усилия затяжки электронного типа.

В щелчковых ключах используется хорошо известная головка трещоточного типа, а предельное усилие затяжки регулируется предварительным сжатием пружины резьбовым механизмом, расположенным в рукояти ключа. По достижении предельной нагрузки затягивающее усилие на гайку не передаётся, и головка проворачивается с характерным щелчком.

Этот тип ключей наиболее распространён среди автолюбителей, потому что обеспечивает довольно приличную точность (в среднем 4%) при компактных размерах и сравнительно невысоких ценах.

Аналоговое измерение усилия затяжки производится ключами с механическими индикаторами стрелочного типа, расположенными рядом с головкой ключа.

Достоинство таких ключей в том, что для обеспечения требуемого усилия затяжки нет необходимости их предварительно настраивать. Однако при использовании ключей в стеснённых условиях измерительный индикатор не всегда хорошо видно – это главный недостаток подобного типа ключей.

Широкое распространение получили также динамометрические ключи с электронной цифровой индикацией прилагаемого усилия.

Ключи с такой индикацией удобны не только тем, что обеспечивают хорошее визуальное считывания показаний, но и тем, что данные измерений могут немедленно (в том числе посредством беспроводной связи) вводиться в компьютер с фиксацией параметров измерений и необходимой статистической обработкой.

Последнее обстоятельство особенно важно на автосервисных предприятиях, где динамометрические ключи используются наряду с другими профессиональными инструментами при сложном ремонте автомобиля.

Высокая (до 1%) точность ключей с цифровой индикацией и своевременная фиксация моментов затяжки помогают в решении спорных вопросов дорогостоящего ремонта. Кстати, именно уровень цены является одним из немногих недостатков этого типа устройств.

Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?

Метровая рукоятка ключа – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, величины рассчитываются в пропорциях.

Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении величины крутящего момента):

  • рычаг 1 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 1 кг;
  • рычаг 0,5 м, крутящий момент 10 Н.м., усилие 2 кг;
  • рычаг 33 см (уже удобно работать), крутящий момент 10 Н.м., усилие 3 кг.

Для изготовления понадобятся:

  • рукоятка для работы с торцевыми головками под квадрат (для большей универсальности – с удлинителем).
  • хомут для фиксации точки измерения силы.
  • измерительное устройство: можно использовать обычные весы типа «безмен» или «кантор». Оптимальный диапазон измерений от 100 грамм до 50 кг.


Отмерив от центра вращения необходимую длину, закрепляем хомут на рычаге.

Устройство готово за 15 минут. Можно наметить несколько точек установки хомута, в зависимости от измеряемого момента.

Если не хочется делать своими руками отдельный инструмент – воспользуйтесь стандартным набором ключей (с одной стороны рожковый, с другой – накидной). Принцип действия такой же точно.

Для каждого ключа (поскольку они разной длины), заранее составляем таблицу расчета. Можно воспользоваться готовым приложением для смартфона:

Читать еще:  В какую сторону крутится двигатель д 240

Вводим полученные данные (длина рычага, показания кантора), и видим готовый результат в ньютонах на метр.

Затягиваем болт самодельным динамометрическим ключом — видео

Вывод:
Имея на руках безмен стоимостью 300 – 500 руб. (он есть практически в каждом доме), можно сэкономить на покупке фабричного динамометрического ключа: цена порядка 2000 – 3000 рублей.

Какой выбрать динамометрический ключ?

При покупке инструмента многие стремятся подыскать одно, но максимально универсальное приспособление. Другие люди приобретают набор из нескольких изделий узкого профиля. Рассмотрим основные нюансы, как выбрать динамометрический ключ для дома:

  1. Определяя оптимальную длину ключа и форму зева, нужно учитывать конфигурацию обслуживаемых механизмов.
  2. При плохом освещении или в стесненных условиях лучше использовать щелчковый динамометрический ключ.
  3. Стрелочные устройства не требуют длительной настройки, они полезны для работы в открытом месте с постоянно изменяющимися величинами затяжки.
  4. Если важна точность момента закручивания гайки, то лучше покупать электронный прибор.
  5. Стрелочные бюджетные модели ключа имеют самую низкую стоимость. Если погрешность в 6-8% устраивает, то такой инструмент подходит для сравнительно редкого использования в домашнем гараже.

Насадки для динамометрического ключа

Использование данных приспособлений улучшает функциональность и не сказывается на точности инструмента. Если предстоит выбор динамометрического ключа, то лучше приобрести комплект со сменными насадками. Их стыковка осуществляется при помощи фиксирующего механизма, замена происходит просто и быстро. Плюсы такого выбора следующие:

  1. Динамометрический ключ при наличии насадок является универсальным инструментом, поэтому не нужно приобретать несколько изделий стандартного вида.
  2. Можно работать с крепежами разного размера.
  3. Инструментом с соответствующей насадкой легче закручивать крепеж в узких местах.
  • трещоточные под торцевые головки;
  • рожковые;
  • накидные.

    Затяжка с помощью ручных весов

    Как вариант, в качестве замены заводского или самодельного динамометрического ключа в виде трещотки можно взять обычный гаечный или накидной ключ. Крепим к нему ручные весы типа «кантер» или «безмен» (или можно, например, взять с цифровым дисплеем), и затягиваем болт или гайку. Тоже вполне себе рабочий вариант в домашних условиях, если под рукой нет вообще ничего.

    Для затяжки гаек или болтов с определенным усилием с помощью ручных весов чаще всего будет достаточно «безмена» на 20-30 кг и отрезка стальной трубы длиной 50 см (но можно и меньше) с подходящим внутренним диаметром — не менее 25–30 мм, чтобы можно было надеть на ключ. В том случае, если требуется затяжка больших моментов, нужно подбирать соответствующие весы.

    Что понадобится для работы:

    1. ключ гаечный (рожковый или накидной) на который надевается кусок стальной трубы длиной около 40–50 см;
    2. пружинный кантер (ручные весы) с «лимитом» примерно до 20–30 кг. Можно также использовать для изготовления динамометрического устройства электронные весы.

    Процесс затяжки

    Для начала надо установить накидной или рожковый ключ на болт или гайку, а за другой конец цепляем крючок ручных весов. Заранее рассчитав необходимое усилие, тянем за кольцо весов, выдерживая при этом 90 градусов, до достижения требуемого значения.

    Таким образом, даже не имея в гараже или мастерской под рукой динамометрического ключа, можно затянуть гайку и болтовое соединение с необходимым усилием и точным моментом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector