Что может быть причиной взрыва в двигателе самолета - АвтоКлуб Toyota
Toyota-navi.ru

АвтоКлуб Toyota
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что может быть причиной взрыва в двигателе самолета

Помпаж (авиация)

Помпа́ж (фр. pompage — колебания, пульсация ) — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в газовоздушном тракте двигателя из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а давление на входе компрессора становится равным или бо́льшим, чем на его выходе. В зависимости от типа компрессора помпаж может возникать вследствие мощных срывов потоков воздуха с передних кромок лопаток рабочего колеса и лопаточного диффузора или же срыва потока с лопаток рабочего колеса и спрямляющего аппарата.

Герой России и пожар в двигателе: Что известно о крушении самолёта Ил-112 в Подмосковье

Самолёт Ил-112 разбился в Кубинке, выживших нет

Днём 17 августа при заходе на посадку на подмосковный аэродром Кубинка разбился военно-транспортный самолёт Ил-112В, выполнявший испытательный полёт. На борту, по предварительным данным, находились трое членов экипажа. Все они погибли. Командиром разбившегося в Подмосковье Ил-112В был лётчик-испытатель Герой России Николай Куимов. Вместе с ним погибли лётчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев.

Герой России Николай Куимов. Фото © vzlet.mai.ru

Командиром потерпевшего крушение Ил-112В был Герой России Николай Куимов

За несколько дней до аварии Ил-112В прибыл из Воронежа в Москву для участия в форуме «Армия-2021». Эта машина считается одной из самых новых: самолёт ещё проходит испытания и должен заменить устаревшие Ан-24 и Ан-26. Первый полёт машина совершила 30 марта 2019 года.

После этого лётные испытания единственного прототипа были остановлены на два года для доработок конструкции и уменьшения веса самолёта, в результате чего второй полёт опытного Ил-112В состоялся только 30 марта 2021 года. С этого момента прототип совершил всего 15 полётов по программе предварительных испытаний.

Почему разбился Ил-112

На кадрах, опубликованных очевидцами, хорошо видно, как у опытной машины, которая заходит на посадку, сначала дымится, а затем горит правый двигатель. По неподтверждённым данным, в двигателе Ил-112В случился помпаж — неисправность, которая появляется из-за нарушения работы двигателя. Часто причиной помпажа могут быть нарушения при проведении ремонта или обслуживания. Другая причина — дефект при сборке (или проектировании) силовой установки.

«Упал, мама дорогая»: Очевидцы сняли момент крушения Ил-112В в Подмосковье

На Ил-112В установлены два газотурбинных двигателя ТВ7-117, разработанные компанией «Климов». Эти же двигатели используются в самолётах Ил-114 и вертолёте Ми-38. Источник Лайфа из авиационной отрасли отмечает, что с самолётом и его двигателями не было никаких проблем: «Борт пришёл из Воронежа, постоял на полосе, сегодня взлетели и начали выполнять пилотаж. Потом резко пожар — и всё».

Перед крушением экипаж успел доложить о возгорании на борту, однако данных о том, как сработала система пожаротушения, нет. Среди версий, которые проверяются специалистами в первую очередь, есть и отказ системы пожаротушения. В «Ростехе» уже создают комиссию с привлечением авиастроительных НИИ и заводов для расследования причин аварии самолёта. Военные лётчики отмечают, что исправная система пожаротушения могла спасти опытный борт — Ил-112В, как и любой из военно-транспортных самолётов такого типа, спроектирован с учётом отказа одного из двигателей и может совершать посадку на одном агрегате.

Видео падения самолёта Ил-112 в Кубинке: вопросов больше, чем ответов

Очевидцы сняли момент крушения Ил-112В в Подмосковье. Видео © Соцсети

Эксперты в области авиации отмечают, что, несмотря на возможные проблемы с опытным самолётом (упавший Ил-112В был единственным летающим самолётом, ещё один образец находился на статических испытаниях), есть вопросы к надёжности некоторых бортовых систем. Одной из причин крушения мог стать срыв самолёта в пике на правый борт. После этого вывести его на обратную траекторию лётчики уже не смогли — и 20-тонная машина упала в лес почти под прямым углом.

Другой причиной, по словам собеседника Лайфа из авиастроительной отрасли, могло стать разрушение крыла, вызванное горением двигателя. По словам специалистов, знакомых с расследованием авиакатастроф, ещё одной причиной крушения мог стать отказ гидросистемы, вызванный пожаром двигателя.

Этим, по словам авиационных специалистов, может объясняться и резкий «завал» машины вправо: повреждение гидросистемы могло спровоцировать смену положения закрылков — и самолёт, который лётчики до последнего пытались увести от жилых домов, перестал слушаться штурвал. Закрылки — отличительная особенность Ил-112В. На нём установлены специальные электрические управляющие поверхности, которые используют силу тока, а не давление жидкости, как в обычных самолётах. Такой подход, по словам разработчиков, позволяет снизить вес системы, повысить её эксплуатационные характеристики и ремонтопригодность. Однако был ли оснащён этой системой упавший борт, пока не известно.

Читать еще:  Хонда срв 1998 двигатель в20в расход бензина

Что будет с Ил-112

Во время расследования причин катастрофы Ил-112 в Кубинке следователи изучат десятки чертежей и привлекут не менее сотни авиационных специалистов. Многое прояснится после того, как с места падения самолёта будут изъяты бортовые самописцы. Если версия с технической неисправностью подтвердится, работы над самолётом могут быть приостановлены до выяснения причин и устранения возможных проблем.

Ил-112В — новейший военно-транспортный самолёт, создаваемый ПАО «Ил» для воздушно-космических войск России. Производитель и разработчик самолётов планировал производить как военную, так и коммерческую версию этой машины. При загрузке в 3,5 тонны перспективный самолёт должен доставлять грузы и людей на дальность в 2400 километров. Крейсерская скорость машины при этом должна составлять 500 километров в час.

Причина трагедии

Заслуженный пилот России Юрий Сытник сомневается, что специальной комиссии удастся установить причину воспламенения.

«Будут разбираться, комиссия разберется. И вряд ли разберутся, потому что все сгорело, и что там будет…»считает эксперт.

По его мнению, причинами авиакатастрофы могли стать: отказ или перегрев двигателя, взрыв на борту или проблемы с подачей топлива.

«Если черный ящик найдут, если он остался целым после такого взрыва, то, может быть, причина будет предварительнаяхотя бы посмотреть параметры работы двигателя: что там было, или титановый пожар был, или обрыв трубопровода, и первая, вторая, третья очереди не могли сработать. А когда горело уже, экипаж бессилен был остановить самолетон просто завалился в крен, пикирование и конец»,прокомментировал Сытник.

Но если автомобили не взрываются и с ними редко происходит возгорание, то почему же автомобиль Мазерати попавший в страшное ДТП сгорел?

Мы считаем, что корее всего от сильного удара была повреждена топливная система автомобиля, которая соединена с двигателем. В результате сильнейшей деформации кузова с передней части от удара о столб, произошла мгновенная утечка топлива, которое за доли секунды смешалось с кислородом образовав тем самым опасную горючюю топливную смесь. В результате топливо или его пары от сильного удара мгновенно воспламенились.

К большому сожалению, несмотря на наличие в современных автомобилях множества негорючих материалов (огнестойкие материалы, что используются в конструкции автомобилей не означают, что они вообще не горят), сильное возгорание в считанные секунды охватывает пламенем множество мест находящегося в машине пластика и других материалов, которые все-же подвержены горению. В конечном итоге при возгорании материалов отделки салона температура пламени начинает резко повышаться что приводит к мгновенному распространению огня по всей области машины. Именно по этой причине в первую же минуту возгорания автомашины мы с вами наблюдаем очень интенсивное пламя огня, которое может нам всем изначально напоминать мини взрывы.

На самом деле этот пожар в Мазератти от удара о столб мог начаться по различным причинам. Дело в том, что при столкновении автомобиля с твердым препятствием происходит резкая деформация металлических частей автомашины от которых могут отрываться и лететь в разные стороны горячие кусочки металла. Эти раскаленные кусочки металла могут при аварии (при столкновении) попасть именно туда, где не должно быть ни каких горячих компонентов. Например, куски горячего металла могут попасть и повредить топливопровод, бензобак, ну и т.п. места. Соответственно, при определенных обстоятельствах при ДТП автомобиль может загореться и быстро сгореть.

Но опять же напомним, подобное событие очень большая редкость. Обычно при ДТП (даже при серьезных) автомобили не воспламеняются. Например, согласно неофициальной статистике в России было подсчитано, что в результате произошедших ДТП за 2016 год загорелось всего только 3% автомобилей. Так что господа можете успокоиться, как видите, возгорание машины очень редкое явление. Но тем не менее, это все-же имеет место быть.

Как же происходит преодоление звукового барьера? Самолет взлетает и постепенно разгоняется все сильнее. Его обтекает сверхзвуковой воздушный поток, в результате чего в носовой части образуется ударная волна. Их может быть и несколько – в зависимости от формы летательного аппарата.

Схема образования ударной волны

В данной области давление и плотность воздушной среды резко повышается. В момент, когда самолет превышает скорость звука, он проходит через эту область и возникает звук громкого хлопка, который похож на выстрел. Пилот в кабине никаких звуков не слышит – о преодолении звукового барьера он узнает только по специальным датчикам. Также ощутимы изменения в плане управления самолетом.

Громкий взрывоподобный хлопок – это звуковой удар. Его можно услышать, стоя на поверхности земли, когда самолет летит на сверхзвуковой скорости неподалеку. Ударные волны, которые он образует, визуально можно представить в виде конуса, сопровождающего летательный аппарат. Вершина конуса располагается в носовой части. Волны распространяются от нее на большие расстояния.

Читать еще:  Во сколько раз увеличивается кпд идеального теплового двигателя

Слух человека, стоящего на земле, улавливает границы данного воображаемого конуса. Резкий скачок давления воспринимается как взрывообразный хлопок. С момента преодоления барьера звуковой удар постоянно сопровождает самолет. Однако хлопок будет слышно каждый раз, когда он пролетает над фиксированной точкой поверхности.

Так как самолет движется быстрее звука, сперва наблюдатель услышит хлопок и только после этого шум двигателя.

10 крупнейших терактов на авиатранспорте

От взрыва над Локерби и атак на башни-близнецы до катастрофы над Синаем

Глава ФСБ России Александр Бортников накануне заявил, что российский лайнер А321 разбился на Синайском полуострове в результате теракта. По его словам, эксперты нашли на обломках лайнера и в багаже следы взрывчатых веществ. «Реальное время» вспомнило самые громкие произошедшие теракты на авиалайнерах.

Рейс 011 American Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с северной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании American Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета пять членов террористической организации «Аль-Каида» выломали дверь в кабину экипажа, убили обоих пилотов и захватили управление самолетом. Один из террористов, египтянин Мухаммед Атта, являясь лицензированным коммерческим пилотом, взял на себя управление самолетом.

Спустя примерно полчаса после захвата самолет на скорости 748 км/ч врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, между 93-им и 99-ым этажами. Погибли 92 человека в самолете и 1 366 – в здании в результате столкновения, пожара и разрушения башни.

Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77 и 85 этажами. Фото ap.org

Рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с южной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании United Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Сценарий авиакатастрофы аналогичен рейсу 011 American Airlines: спустя полчаса после взлета пятеро террористов проникли в кабину экипажа, убили пилотов и захватили контроль над самолетом. Среди террористов был один пилот – гражданин ОАЭ Марван Аль-Шеххи, который и управлял воздушным судном.

Спустя полчаса после захвата Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77-ым и 85-ым этажами. На борту погибли 65 человек, 637 – в здании Всемирного торгового центра.

Рейс 182 Air India, 23 июня 1985 года (взрыв над Корком)

Boeing 747 выполнял регулярный рейс по маршруту Монреаль — Лондон — Дели — Бомбей. Когда самолет пролетал над океаном в 70 км от города Корк на юго-западе Ирландии, в переднем грузовом отсеке произошел взрыв, в результате которого оторвался хвост и самолет разрушился.

В теракте были обвинены сикхские сепаратисты – Аммана и Лал Сингх, зарегистрировавшиеся на рейс, но не летевшие на нем. Террористы также подозревались в попытке покушения на премьер-министра Индии Раджива Ганди во время его визита в США.

В результате взрыва погибли 329 человек.

В результате катастрофы над Локерби погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле. Фото Greg Bos (r euters.com)

Рейс 103 Pan American, 21 декабря 1988 года (взрыв над Локерби)

Boeing 747 совершал регулярный рейс по маршруту Лондон — Нью-Йорк. Спустя час после вылета из Лондона в грузовом отсеке произошел взрыв. В результате носовая часть самолета оторвалась, а при падении воздушного судна загорелось топливо. Огонь уничтожил несколько жилых домов. В результате катастрофы погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле.

По результатам расследования, взрывное устройство находилось в чемодане, следовавшем из Франкфурта без пассажира. Обвинение было выдвинуто против двух ливийцев – Али Махмеда Аль-Меграхи и Ламина Халифа Фимаха. Аль-Меграхи являлся начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки на Мальте, а также сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из соратников Муаммара Каддафи, лидера Ливии.

Рейс 9268 Metrojet («Когалымавиа»), 31 октября 2015 года (катастрофа над Синайским полуостровом)

Airbus A321 выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург для туроператора Brisco. Через 23 минуты после вылета связь с экипажем была потеряна, а самолет пропал с экранов радаров.

Обломки самолета были обнаружены около египетского города Нехель. Погибли 217 человек.

17 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что Airbus разбился в результате теракта – об этом свидетельствуют следы взрывчатых веществ на обломках лайнера и в багаже.

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании. Фото minnesota.publicradio.org

Читать еще:  Глохнет двигатель при первом запуске ваз 2110

Рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года (падение на Пентагон в Вашингтоне)

Третий самолет, захваченный во время терактов в США 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Вашингтона в Лос-Анджелес. Захват проходил по тому же сценарию, что и захват самолетов, столкнувшихся со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: пять террористов, один из которых прошел подготовку пилотов (Хени Хенджор из Саудовской Аравии).

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании.

Рейс 772 Union de transports aériens, 19 сентября 1989 года (взрыв над пустыней Тенере)

McDonnell Douglas DC-10-30 выполнял регулярный рейс по маршруту Браззавиль — Нджамена — Париж. Самолет совершил промежуточную посадку в Нджамене (Чад) и пропал в 14:30, на пути в Париж.

Следующим утром в пустыне Тенере, около нигерийского города Бильма, были обнаружены обломки судна. Погибли 170 человек.

Впоследствии выяснилось, что в 13:59 в грузовом отсеке взорвалась бомба, в результате чего самолет развалился на несколько частей. Бомба была заложена в аэропорту Браззавиля (Республика Конго). В ходе дальнейшего расследования было установлено, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду во время чадско-ливийского конфликта.

Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рухнул в Каменском районе Ростовской области. Фото avia.pro

Рейс 1047 авиакомпании «Сибирь», 24 августа 2004 года (взрыв над Ростовской областью)

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс между московским аэропортом Домодедово и Сочи. Во время пролета над Ростовской областью 37-летняя террористка-смертница Сацита Джебирханова привела в действие взрывное устройство. В результате взрыва в хвостовой части образовалась дыра, и та оторвалась. Самолет рухнул в Каменском районе Ростовской области. Погибли 46 человек.

Это – второй из взрывов самолетов, произошедших в этот день в рамках одного теракта. Ответственность за теракт на себя взяла террористическая организация «Бригады Исламбули». Впоследствии ответственность также взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.

Рейс 93 United Airlines, 11 сентября 2001 года (падение в Пенсильвании)

Четвертый самолет, захваченный во время терактов 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Ньюарка (Нью-Джерси) в Сан-Франциско.

Захваченный по «стандартному» для того дня сценарию, самолет под управлением одного из террористов – Зияда Джарраха – взял курс на Вашингтон через 46 минут после взлета.

В отличие от других самолетов 11 сентября, пассажиры рейса попытались взять под свой контроль управление судном. Они предпринимали попытки ворваться в кабину пилотов, захваченную террористами. Однако Джаррах, управлявший лайнером, успел раньше ввести Boeing в штопор. Самолет врезался в поле в 20 минутах полета от столицы США.

Погибли 44 человека.

Над территорией Тульской области 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство. Фото Светланы Елисеевой (tass.ru)

Рейс 1303 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», 24 августа 2004 года (взрыв над Тульской областью)

Самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» выполнял рейс из московского аэропорта Домодедово в волгоградский аэропорт Гумрак. Спустя 15 минут после вылета, находясь над территорией Тульской области, 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство.

Самолет развалился на две части и упал около населенного пункта в Кимовском районе Тульской области. Погибли 43 человека.

Взрыв на борту рейса 1047, упавшего в Ростовской области, произошел одновременно с этим. Ответственность за оба теракта взяли на себя «Бригады Исламбули» и Шамиль Басаев.

Спустя неделю, 31 августа, произошел взрыв у станции метро «Рижская» в Москве, в результате которого погибло 10 человек и 33 получили ранения. 1 сентября начался захват заложников в школе в Беслане, в результате которого погибли 333 человека.

Известные случаи разгерметизации

Первое подобное происшествие было зафиксировано в 1988 году. Самолет летел над Гавайскими островами. Произошла внезапная разгерметизация салона. Пострадала обшивка и часть основной конструкции. Несмотря на это, самолет удалось посадить. Один из членов экипажа получил смертельные ранения.

В 2005 году в воздушном пространстве вблизи Афин произошла постепенная разгерметизация салона. В результате этого самолет потерял управление и врезался в гору. Погибло 6 членов экипажа и 115 пассажиров.

В 2011 году в самолете, который совершал полет из Феникса в Сакраменто, образовалась дыра. Ее диаметр достигал 1,5 м. Благодаря слаженной работе персонала, авиалайнер удалось посадить. Никто не пострадал.

В 2015 году в Московском аэропорту за 20 минут до посадки произошла разгерметизация самолета. Он следовал по маршруту «Самара — Москва». В результате этой аварийной ситуации никто не пострадал.

Скидки и полезные ссылки для путешественников

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector