Что на щетках эл двигателя фаза и ноль - АвтоКлуб Toyota
Toyota-navi.ru

АвтоКлуб Toyota
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что на щетках эл двигателя фаза и ноль

Как определить фазу и ноль разными способами

В домашнем хозяйстве возникают проблемы при монтаже розеток и выключателей, подключении систем освещения, бытовых электрических приборов и других подобных устройств. Обычно они питаются от однофазных источников, провода которых состоят из двух проводников — фазного и нулевого. В более безопасном варианте к ним добавляется третий провод — земля или заземление.

Большинство бытовой электрической техники нормально функционируют при строго определенном, согласно рабочей схеме, подключении проводников. Основой для успешного решения вопроса будут навыки определения, где фаза, а где ноль. Выполнить эту достаточно несложную работу можно самостоятельно, без привлечения электриков, а значит с экономией на финансовых затратах.

Способы, как найти фазу и ноль, имеют место, как с использованием приборов, так и без них.

В чем состоит назначение

Передача электроэнергии на якорные обмотки в электродвигателе производится при помощи коллекторного узла. Из-за вращения якоря в процессе работы электроинструмента для передачи нужен контакт. Причем он должен быть подвижным, а поэтому использование металла не допустимо. Ведь число оборотов значительно, что сопровождается сильным трением.

В таком случае при контакте металла с металлом происходил бы перегрев поверхностей. Коллектор достаточно быстро вышел бы из строя. Решить проблему удалось при помощи изготовления контакта из угля или графита.

Щетки в электродвигателе создают контакт скользящего типа. Они выступают элементом механизма, который позволяет перевести механическую энергию в электрическую.

Главное назначение щеток для электродвигателей состоит в снятии и подведении электротока на коллекторах, в том числе и от контактных колец.

Способы определения

Существуют следующие способы определения принадлежности подведённых проводов:

  1. По цвету изолирующего покрытия проводников.
  2. По нанесённой маркировке (в коробке).
  3. С помощью мультиметра.
  4. Индикаторной отвёрткой.
  5. Контрольной лампой.

Разберём детальнее каждый из приведённых способов.

Определение с помощью приборов

Наличие специальных приборов позволяет владельцу точно идентифицировать фазный контакт, избавив себя от неприятных ситуаций.

С помощью мультиметра

Мультиметр – аппарат, позволяющий измерить основные характеристики сети. Помимо остальных функций, с его помощью не составит труда определить фазный контакт. Это можно сделать в любом месте – в розетке, коробке, распределительном щите и пр.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • установить регулятор на положение, предусматривающее измерение переменного напряжения. В этом случае доступный диапазон для прибора находится в пределах от 1 до 200 или до 750 В. Поскольку бытовому потребителю подаётся 220 В, следует выбрать вторую из указанных позиций (обозначение на лицевой панели АСV с числом 750);
  • один щуп прикладывается к контакту, второй – зажимается пальцами. На экране будет отображено значение напряжения, по величине которого не составит труда определить принадлежность данного провода (от 0 до 15 В – нулевой, до 230 – фазный).

Не обязательно зажимать второй щуп пальцами. Можно притронуться к стене недалеко от розетки или к заземлённому контакту.

Зная фазный контакт, не составит труда отличить землю от рабочего нуля. Для этого, при указанном выше положении переключателя, необходимо один щуп положить на фазный провод, прикоснувшись поочерёдно к двум другим. На земле величина напряжения, отображаемая прибором, будет выше.

Подобные измерения можно выполнить любым бытовым приборов. Даже самые дешёвые модели вполне подойдут для указанных целей. Точности их измерения будет вполне достаточно.

Индикаторной отвертки

Индикаторная отвёртка не позволяет замерить величину напряжения, но она сигнализирует о наличии фазы световым сигналом индикатора.

Для этого необходимо:

  • проверить наличие подачи напряжения;
  • прикоснуться жалом отвёртки к любому из контактов;
  • нажать пальцем на пятку отвёртки.

Если провод фазный, индикатор загорится. В противном случае сигнала не будет. Индикаторная отвёртка особенно удобна при проверке розеток, поскольку легко проникает внутрь данного коммутационного устройства.

Функционирование этого прибора возможно, благодаря наличию внутри корпуса следующих составных частей:

  • лампы, зажигаемой при наличии напряжения;
  • сопротивления, исключающего поражение электрическим током при замыкании контакта.

Два вида индикаторной отвертки и их конструкция

Указанный способ намного проще, чем использование мультиметра. Также данное устройство стоит намного дешевле. Недостаток его применения в вероятности ложного срабатывания при реакции на наводимые токи. Также, с помощью индикаторной отвёртки не получится отличить ноль от земли.

Определение без приборов

В некоторых ситуациях можно обойтись без электрических приборов. Но такие способы не гарантируют стопроцентной точности, поскольку не исключена ошибка исполнителей при выполнении монтажных работ и подаче напряжения.

По цвету провода

Самый простой способом предполагает идентифицировать провода по цвету изоляционного покрытия проводников. Их принадлежность будет следующей:

  • при комбинированном жёлто-зелёном – заземление(PE);
  • при голубом или синем – ноль(N);
  • при коричневом, чёрном или белом – фаза(A,B,C).

Стандарт маркировки проводов

Но не всегда есть возможность увидеть изоляцию проводов. Также не исключено, что электромонтёр, выполнявший работы, подсоединил контакты иначе, чем предусмотрено правилами.

Квалифицированные электрики при выполнении проводки в распределительных коробках маркируют фазный провод, обозначая его картонной биркой, подвешенной на нить. Если подобная маркировка присутствует, всегда можно определить фазу.

С помощью контрольной лампы

Самый не безопасный из способов предполагает использование контрольной лампы. Для этого необходима подключённая лампа с двумя отводами от неё.

Можно применить метод исключения:

  1. При поочерёдном прикосновении к двум контактам из трёх определяются фазный и нулевой провода. В этом положении лампа будет гореть.
  2. Далее изменяется положение одного из проводников.
  3. Если лампа погаснет (одновременно может сработать защитный автомат, при его наличии), значит, отсоединён фазный контакт, а подсоединены нулевой и заземляющий.
  4. При отсутствии защитного автомата, лампа может продолжать гореть при двух положениях одного из контактов. Это означает, что один из них – ноль, второй – земля. Чтобы правильно их идентифицировать, необходимо отсоединить клемму заземления на вводном кабеле и повторить подсоединение контрольной лампы к каждому из контактов. Лампа не будет гореть на заземляющем проводе.
Читать еще:  Влияет ли работа адсорбера на работу двигателя

При наличии только двух проводов, задача существенно упрощается. Достаточно вычислить фазу.

Отличия зануления от заземления

Способы заземления и зануления обладают разным защитным действием. Зануление обеспечивает мгновенное срабатывание автоматических выключателей при замыкании фазы на корпус. При этом происходит обесточивание подключенных потребителей электроэнергии, например, станков, трансформаторов.

Но это не спасает человека от воздействия тока утечки, а также при обрыве нулевого проводника на корпусах электрооборудования появится напряжение. В связи, с чем зануление в чистом виде не используется.

При этом в электрооборудовании с четырехпроводной сетью с глухозаземленной нейтралью и нулевым проводом напряжением до 1000В зануление является основным средством защиты.

Реализация схем зануления и заземления имеет ряд отличий. Одно из основных – для заземления необходимо использовать кабели с отдельной жилой. Сечение PE-проводников может быть меньше сечения фазовых, а их изоляция всегда имеет желто-зеленый цвет.

Одно из основных преимуществ при реализации зануления – применение более дешевого кабеля. Преимущества заземления — оно работает всегда, не требует частого контроля качества соединения, достаточно раза в год.

Соединение нуля с «землёй» (зануление) в частном доме или квартире не только не обязательно, но и может быть небезопасным. Если нулевой провод отгорит или оборвется в этажном щите, то на бытовые устройства, работающие от 220 В, поступит напряжение гораздо большой величины, что приведет к выходу их из строя, к тому же на их корпусах появится опасное напряжение.

Под «землёй» здесь имеется в виду проводник, подключенный к корпусам электроприборов и заземляющим контактам розеток.

Для обеспечения наибольшей безопасности, можно рекомендовать устройство зануления и заземления одновременно. Для этого реализуется система TN-C-S — заземление и разделение нуля на вводе в дом, во вводном общедомовом электрощите ВРУ.

Фаза и нуль: понятия и отличие

Существует такое понятие, как напряжение. Это слово означает степень напряженности электрического поля в данной точке или цепи. Иначе его называют потенциалом. Если очень простыми словами, то это некий поршень, что дает толчок для электронов, чтобы они прошли по проводам и зажгли лампочку в люстре.

В общей цепи (фаза ноль), той, что приходит на люстру или розетку, есть два провода. Один из них и есть фаза. Именно этот провод находится под напряжением. Фаза в электротехнике сравнима с плюсом в автомобиле — это основное питание для сети.

Нуль — это провод, который не находится под напряжением (это именно то, чем отличается ноль от фазы). Он не перегружен в процессе отбора мощности, но, тем не менее, по нему так же течет электрический ток, только в направлении, обратном фазному. В отсутствии напряжения он является безопасным в плане поражения человека электротоком.

Методы определения

Существует несколько способов, позволяющих отличить «ноль» от «земли».

Цветовая маркировка проводов

Профессиональные и добросовестные электрики никогда не будут монтировать проводку без соблюдения цветовой маркировки. При условии, что монтаж осуществлялся с соблюдением основных правил ПУЭ, каждый проводник имеет определенный цвет в зависимости от выполняемой функции:

  1. Синяя/голубая оболочка используется для маркировки нулевого проводника.
  2. Желто-зеленая оболочка (полосками) применяется для обозначения заземляющей жилы.
  3. С фазным проводом сложнее, поскольку он может иметь оболочку белого, черного, красного, оранжевого и других цветов. Независимо от выбранного цвета «фазы» такой монтаж будет правильным.

Синим маркируется ноль, зелено-желтым – земля, красным – фаза

Помните: даже если были обнаружены жилы соответствующих цветов, по которым можно определить «фазу», «ноль» и «землю», не стоит спешить с выводами. Быть полностью уверенным в правильности монтажа можно исключительно при условии, что вы выполнили его самостоятельно. В остальных ситуациях подобный метод поиска «ноля» и «земли» будет некорректным. Поэтому переходите к остальным способам.

Дифференциальный ток

Намного проще отличить «ноль» от «земли», если на обслуживаемом участке имеется устройство защитного отключения (УЗО) либо дифференциальный автомат. Воспользуйтесь лампой с проводами, подключите прибор к фазе и одному из двух проводников. Если защита не сработала, то лампочка подключена правильно — к паре фаза-ноль. Если сработало УЗО и ветка оказалась обесточенной, то была задействована пара фаза-земля.

Если УЗО не сработало в обоих случаях, то возможны проблемы с функциональностью оборудования. О работоспособности устройства дифференциальной защиты можно судить по проведенному испытанию. На любом подобном оборудовании есть кнопка «Тест». Нажмите на нее.

Примечание. Защитное устройство может не сработать по другой причине: если протекающий через лампу ток ниже номинального дифференциального значения (при котором оборудование должно выполнять обесточивание цепи). К примеру, лампа накаливания пропускает ток около 20-40 мА. Если используется УЗО на 100 мА, то логично, что прибор не сработает.

Заземляющие контакты на розетках

Этот способ подходит для любого объекта, на котором используются двухполюсный вводный автомат и заземляющие розетки. Отключите автомат, что гарантирует отсутствие связи между «нолем» и «землей». Сделайте аналогичное со всеми бытовыми приборами. Возьмите мультиметр, активируйте режим «Прозвонка» и выполните процедуру между заземляющим контактом на розетке и двумя неизвестными проводами.

Читать еще:  Что делать если вода попала в двигатель машины

Когда заземляющий контакт розетки будет соединен с «нолем», на мультиметре будет показано огромное сопротивление, с «землей» — приближенное к нулевому значению. Данный метод поможет убедиться в правильности подключения заземляющих розеток.

Использование мультиметра

Перед проверкой токоведущих жил с помощью мультиметра следует зачистить проводку. Не забывайте о мерах предосторожности и обязательно выполните обесточивание электрической сети на обслуживаемом объекте.

Если электрическая проводка не имеет цветовой/символьной маркировки либо монтаж выполнялся неизвестным мастером, тогда воспользуйтесь мультиметром. Однако сперва при помощи индикаторной отвертки определите «фазу». Настройте мультиметр, выбрав диапазон замера переменного напряжения более 220 В. Можно взять измерительный прибор любого типа. Не имеет значения конкретный размер диапазона: главное — выставить его выше 220 В.

На паре фаза-земля напряжение будет меньше

Соедините через мультиметр «фазу» с одним, а затем — другим проводником. На паре фаза-ноль значение напряжения будет ненамного выше, чем на паре фаза-земля. Это позволит отличить «ноль» от «земли».

Примечание. Определение «земли» при помощи мультиметра актуально для более старых электрических сетей, построенных по конфигурации ТТ. Для современных топологий TN-C-S метод неактуален. Во втором случае нулевой и заземляющий проводники разделяются уже внутри здания, поэтому электрически являются идентичными и связанными между собой. У них одинаковое сопротивление, а, значит, при использовании мультиметра на обеих парах будет равная разница потенциалов.

Не подходит мультиметр для поиска заземляющего проводника в электрической сети TN-S. «Ноль» и «земля» разделены от источника энергии до потребителя. Из-за разной длины проводов будет совершенно иное сопротивление, которое обуславливает полученную разницу в напряжении. Может оказаться, что разница потенциалов на паре фаза-земля будет выше, нежели на паре фаза-ноль.

Отключение нулевого провода (электрический щиток)

Убедитесь, что электрические приборы были отключены от сети, благодаря чему ток гарантированно не будет поступать на нулевой проводник. Загляните в распределительный щиток, расположение которого регламентируется правилами ПУЭ, отсоедините нулевой провод (открутите зажимы, вытащите кабель из вводного автомата и заизолируйте). Либо удалите проводник с нулевой шины, которая используется для дальнейшего разветвления нейтрали. В квартире или частном доме останутся два работающих проводника — заземляющий и фазный.

Вновь возьмите в руки мультиметр, измерьте напряжение между фазой (определяется индикаторной отверткой) и двумя другими проводниками. Напряжение появится исключительно между «фазой» и «землей», поскольку нулевой провод отключен от щитка.

Примечание. Существует такое понятие, как «наведенное напряжение». Не вдаваясь в подробности, отметим, что вследствие него при измерении пары фаза-ноль мультиметр покажет вольтаж, отличный от «0» (обычно не более 10 В).

Метод прозвонки

Прозвонка — один из самых популярных методов, использующихся мастерами для поиска мест обрыва электропроводки. Он подходит для определения «ноля» и «земли». Данный способ актуален при условии, что вы знаете расположение нулевого и заземляющего проводников на одном из концов. Например, когда прозвонка осуществляется от распределительного щитка, но по какой-то причине на другом конце провода имеют другую цветовую маркировку (либо одинакового цвета).

Произведите полное обесточивание. Прозвонка может выполняться профессиональными приборами (на любых моделях мультиметра имеется соответствующая функция) или обычной схемой из лампочки, батарейки и проводов.

Если длина измеряемых проводников небольшая, то воспользуйтесь куском кабеля, подсоединив отрезок к концам участка. Если требуется прозвонить проводник, идущий от распределительного щитка до розетки в дальней комнате, то лучше воспользоваться известной жилой: до обесточивания индикаторной отверткой определите и промаркируйте «фазу» (на обоих концах).

Один щуп мультиметра (или самодельного прибора) подключите к отмеченному фазному проводу, другой — к одному, а затем — другому неизвестному проводнику. Переходите к противоположному концу линии. Подключите поочередно два конца неопределенных жил к промаркированному фазному кабелю. Обозначьте их.

Как правильно проверить обмотоку электродвигателя на обрыв и межвитковое замыкание мультиметром

Чтобы прозвонить обмотки на обрыв нужно переключить мультиметр в режим омметра. Выявить межвитковое замыкание можно сравнив сопротивление обмотки с паспортными данными или с измерениями симметричных обмоток проверяемого электродвигателя.

Нужно помнить, что у мощных электродвигателей поперечное сечение проводов обмоток достаточно большое, поэтому их сопротивление будет близким к нулю, а такую точность измерений в десятые доли Ома обычные тестеры не обеспечивают.

Поэтому нужно собрать измерительное приспособление из аккумулятора и реостата, (приблизительно 20 Ом) выставив ток 0,5-1А. Измеряют падение напряжения на резисторе, подключенном последовательно в цепь аккумулятора и измеряемой обмотки.

Для сверки с паспортными данными, можно рассчитать сопротивление по формуле, но, можно этого и не делать – если требуется идентичность обмоток, то достаточно будет совпадения падения напряжения по всем измеряемым выводам.

Измерения можно производить любым мультиметром

Ниже приведены алгоритмы проверки электродвигателей, у которых необходимым условием работоспособности является симметричность обмоток.

Проверка асинхронных трёхфазных электродвигателей с короткозамкнутым якорем

У подобных двигателей можно прозвонить только статорные обмотки, электромагнитное поле которых в замкнутых накоротко стержнях якоря наводит токи, создающие магнитное поле, взаимодействующее с полем статора.

Неисправности в роторах данных электродвигателей случаются крайне редко, и для их выявления, необходимо специальное оборудование.

Чтобы проверить трёхфазный мотор, нужно снять крышку клеммника – там находятся клеммы подключения обмоток, которые могут быть соединены по типу «звезда» или «треугольник».

Прозвонку можно сделать, даже не снимая перемычки – достаточно измерить сопротивление между фазными клеммами – все три показания омметра должны совпадать.

Проверка конденсаторных электродвигателей

Чтобы проверить однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, по аналогии с трёхфазным мотором, необходимо прозвонить только статорные обмотки.

Читать еще:  Вибрация двигателя на высоких оборотах ваз 2110 инжектор

Но у однофазных (двухфазных) электродвигателей имеются только две обмотки – рабочая и пусковая.

Сопротивление рабочей обмотки всегда меньше, чем у пусковой

Таким образом, измеряя сопротивление, можно идентифицировать выводы, если табличка со схемой и обозначениями затёрлась или затерялась.

Часто у таких электродвигателей рабочая и пусковая обмотки соединены внутри корпуса, и от точки соединения сделан общий вывод.

Принадлежность выводов идентифицируют следующим образом – сумма сопротивлений, измеренных от общего отвода должна соответствовать суммарному сопротивлению обмоток.

Проверка коллекторных двигателей

Поскольку коллекторные электродвигатели переменного и постоянного тока имеют схожую конструкцию, то алгоритм прозвонки будет одинаков.

Сначала проверить целостность обмотки статора (в двигателях постоянного тока её может заменять магнит). Потом проверяют роторные обмотки, сопротивление которых должно быть одинаково, коснувшись щупами щёток коллектора, или противоположных контактных выводов.

Удобней проверять обмотки ротора на выводах щёток, прокручивая вал, добиваясь, чтобы щётки контактировали только с одной парой контактов – таким способом можно выявить подгорание у некоторых контактных площадок.

Проверка электромоторов с фазным ротором

Асинхронный электромотор с фазным ротором отличается от обычного трёхфазного электродвигателя тем, что в роторе также имеются фазные обмотки, соединённые по типу «звезда», которые подключаются при помощи контактных колец на вале.

Статорные обмотки проверяются как у обычного трёхфазного электродвигателя.

Фотографии позаимствованы с сайта http://zametkielectrika.ru

Подскажитье почему электродвигатели делают из чугуна и алюминия? какая разница в этом? Почему нельзя их сделать из стали например?

корпус из чугуна крепче, намного устойчив к механическому износу легко отливается и обрабатывается. Также При работе эл. двигатель выделяет тепло т. е нагревается и это тепло необходимо отдать в атмосферу, а чугун и алюминиевый сплав очень хороший теплообменник ( батареи в квартире чугун или дюралевые)

подскажите, мерил сопротивление на обмотках двигателя когда он был очень горячим, у него просто один виток с клемника отгорел, все показывало нормально и на корпус не шил, но только двигатель остыл приборы мне показали что данный двигатель неисправен. Почему так??

при нагревании все тела расширяются , а при остывании , сужаются . Отсюда вывод , когда двигатель был нагрет , все его обмотки тоже были нагреты и расширены, и не создавали (к.з.) , а когда остыли , повреждённые её участки прижались один к одному , и закоротили между собой.

Здравствуйте! имеется асинхронный двигатель 2,2 КВт, стоит в редукторе для бурения. Сопротивление всех обмоток постоянному току 2,8 Ом. Сопротивление между обмотками относительного друг друга и корпуса измерялось мегаомметром на 500 В. Норма. Проблема: На холостую мотор работает, крутит. Под нагрузкой не развивает требуемой мощности. Подключали сначала через частотный преобразователь на 220 В, соединение треугольник, не бурит. потом, для эксперимента подключили звездой на 380В та же картина, под нагрузкой умирает, хотя в холостую замечаний нет.Сам редуктор в идеальном состоянии. Подскажите, что делать? может ли проблема быть в роторе? вряд ли могли все три обмотки одинаково подгореть до 2,8 Ом. и вообще каких порядков должно быть там сопротивление? заранее спасибо!

Да, Вы правы, фактически такого не может быть, чтобы во всех обмотках случилось идентичное межвитковое замыкание. К тому же, активное сопротивление 2,8 Ом как раз свойственно обмоткам двигателя подобной мощности. Поскольку двигатель исправно работает на холостом ходу, то, пожалуйста, ответьте на пару уточняющих вопросов:
на холостом ходу двигатель перегревается? Если да, то возможно, замкнуты пластины шихтованного магнитопровода и там вихревые токи гуляют — такое могло случиться, если разлетелся подшипник, и его части попали между ротором и статором, оставляя царапины и борозды в металле. Разберите двигатель и осмотрите поверхности ротора и статора — нет ли там явственных повреждений магнитопровода. Также убедитесь, что пластины магнитопровода не проржавели внутри (ржавчина распирает и искривляет пластины)
Маловероятно, чтобы литые алюминиевые цельнометаллические короткозамкнутые витки беличьего колеса были повреждены. Но внимательно осмотрите ротор — продольные полоски не должны иметь трещин.
Второй вопрос — Вы упомянули, что подключали двигатель через частотный преобразователь.И если я правильно понял, подключали также напрямую к трем фазам 380В звездой, или тоже через частотный преобразователь? Возможно, сам частотник не вытягивает?
И еще один вопрос — данный двигатель до этого исправно бурил, или оборудование новое (заводское или самодельное, не важно)? Если это опытная разработка, то возможно, не хватает момента двигателя для бурения?
Для проверки момента можно воспользоваться простым народным способом:
нужно заглубить бур, пока двигатель не начнет глохнуть.
Затем взять динамометрический ключ и измерить момент прямо на валу выключенного двигателя. По логике, чтобы бур весело бурил, нужно, чтобы момент двигателя в несколько раз превышал момент нагрузки (измеренный динамометрическим ключом) на входе редуктора с углубленным буром. Ведь там и почва особо плотная бывает, и камни попадаются.
для Вашего мотора номинальный крутящий момент где-то 7-8 Н*М (знайте поточнее, зависит от оборотов и производителя, марки и т д)
Не знаю, какой бур, но подразумеваю, что для бурений водяных скважин неглубоких. По опыту, навскидку — 2,2кВт маловато будет, ребята на свои буровые 5, 7, и даже 10 кВт ставят.
нужно убедиться что нагрузка соответствует возможностям двигателя, Без измерений момента нагрузки, проверить данную версию, можно установив на редуктор идентичный заведомо исправный двигатель

Мне понравилась эта статья. Доступно, внятно, поучительно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector