Что по мнению а смита было двигателем прогресса
Что по мнению а смита было двигателем прогресса
Смит (Smith) Адам (1723-1790), шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.
Смит (Smith), Адам (1723-1790) — английский философ и экономист. Родился в семье мелкого чиновника, учился в университетах Глазго и Оксфорда. С 1751 по 1763 г. преподавал в университете Глазго нравственную философию, включавшую естественную теологию, этику, право и политику, в том числе и политическую экономию. Автор «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). С. превратил политэкономию в сравнительно стройную систему знаний, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости. Предложил, что стоимость товара слагается из доходов, которые приносят капитал, земля и труд («классическая триада»). Соответственно этой триаде впервые провел деление общества на классы капиталистов, земельных собственников и наемных рабочих. Экономическую жизнь Смит выводил, исходя из личных интересов индивида. В нерегламентируемой свободе занятий и свободной конкуренции Смит видел (здесь он выступает как предшественник современной свободной экономики) основное условие совершенной хозяйственной жизни. В своих философских взглядах примыкал к Д. Юму и видел источник нравственных оценок в симпатии: «Поступай так, чтобы тебе мог симпатизировать незаинтересованный наблюдатель». Смит боролся как против аскетической религиозной морали, так и против морали эгоизма и был близок к кантовским принципам.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 396-397.
Адам Смит. Капиталистическое развитие Англии породило новые экономические теории, выражавшие интересы крупной буржуазии. Выдающимся идеологом английской буржуазии, стремившейся уничтожить феодальные пережитки и обеспечить быстрое развитие капитализма, был Адам Смит (1723—1790). Он являлся основателем английской классической школы буржуазной политической экономии. В 1776 г. был опубликован главный труд Смита — «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этой книге он анализирует преимущества мануфактуры перед ремеслом, выступает за полную свободу капиталистического предпринимательства и отмену всех средневековых стеснений промышленности и торговли. А. Смит высказал правильную мысль о том, что источник общественного богатства — труд, применяемый не только в сельском хозяйстве, но и в промышленном производстве. Тем самым он уже вплотную подошел к пониманию того, что источник стоимости — это труд вообще, независимо от его конкретной формы. Правильной была также мысль А. Смита о том, что величина стоимости определяется количеством труда, затраченным на производство товаров. А. Смит приближался к правильному пониманию источников прибавочной стоимости: он считал, что прибыль и земельная рента являются вычетом из продукта труда рабочих, т. е. составляют нетрудовой доход капиталистов и землевладельцев. Однако, проявляя непоследовательность и противоречивость, он смешивал понятия труда и рабочей силы и ошибочно считал, будто бы заработная плата является ценой всего труда рабочего, а не ценой рабочей силы. А. Смит не смог также правильно определить сущность капитала. Он не связывал капитал с эксплуатацией наемного труда и ошибочно отождествлял его со средствами производства, ошибочно видел в капитализме естественную и вечную форму производства. Отрицая существование острых противоречий между буржуазией и пролетариатом, он был противником создания рабочих организаций, в том числе профсоюзов, так как считал, что они мешают «свободе» приложения труда.
Цитируется по изд.: Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 58.
Смит (Smith) Адам (5 июня 1723, Киркелди, Шотландия – 17 июля 1790, Эдинбург) – английский философ и экономист. Учился в университетах Глазго и Оксфорда. В 1751–63 преподавал в университете Глазго нравственную философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в том числе и политэкономия. В 1764–66 был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами Д’Аламбером, Гельвецием и др. Смит опубликовал «Теорию нравственных чувств. » (The Theory of Moral Sentiments. L., 1759, v. 1–2, рус. пер. СПб., 1895. M., 1997), в 1776 – основной экономический труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, v. 1–2. L., 1950, рус. пер.: «Исследование свойства и причин богатства народов», т. 1–4. СПб., 1802–06; нов. изд. с правильным названием. М., 1962), где разработана трудовая теория стоимости.
Этика Смита представляет собой развитие и завершение того направления, которое рассматривало нравственное чувство как основу морали и которое представляли Шефтсбери, Хатчесон и Юм.Смит выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии – способности «. разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей» («Теория нравственных чувств». СПб., 1895, с. 18). К нравственной сфере он относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого «. воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего Свидетеля» (там же, С. 171) и есть суд совести, которой Смит отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, он в то же время выводит мораль из естественных свойств человека, из его неизменной «природы». В основе «общих правил» морали лежат наши «естественные чувства»; разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы.
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 575.
Смит Адам (1723—1790) — Уроженец шотландского городка Керколди, изучал философию и математику в Глазго, в числе отличников был послан в Оксфорд, но быстро разочаровался в тамошних нравах и вернулся на родину. В 1752 году подружился с Д. Юмом и глубоко продумал его идеи в этике и экономике. А. Смит написал обстоятельную «Теорию нравственных чувств» (1759), а затем фундаментальное «Исследование о природе и причинах богатств народов» (1776), упомянутое Пушкиным в «Евгении Онегине»:
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Этот «простой продукт» — результат труда как действия коллективного, объединяющего представителей самых разных профессий на основе свободы, взаимопомощи, справедливости.
Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012.
Смит Адам
Родился Адам Смит в 1723 году в маленьком шотландском городке Кёрколди. Отец его, мелкий таможенный чиновник, умер до рождения сына. Мать дала Адаму хорошее воспитание и имела на него огромное нравственное влияние. Четырнадцати лет Смит приезжает в Глазго изучать в университете математику и философию.
В 1740 году по воле обстоятельств — шотландские университеты могли ежегодно посылать несколько студентов для обучения в Англию — Смит отправляется в Оксфорд. Проведенные здесь шесть лет Смит считал самыми несчастливыми и бездарными в своей жизни. Он покинул университет раньше срока, так и не получив диплома.
Смит возвратился в Шотландию. В Эдинбурге он подготовил и прочитал два курса публичных лекций по риторике, изящной словесности и юриспруденции. В 1751 году он получил звание профессора логики, а уже в следующем году — профессора нравственной философии Университета Глазго. Лектором Смит был необыкновенно популярным.
В 1759 году Смит опубликовал свое первое сочинение, принесшее ему широкую известность, — «Теорию нравственных чувств», где стремился доказать, что человеку присуще чувство симпатии к окружающим, которая и побуждает его следовать нравственным принципам. «Теория нравственных чувств» — одна из самых замечательных работ по этике XVIII века.
В 1776 году было напечатано «Исследование о природе и причинах богатства народов» — труд, сочетающий абстрактную теорию с детальной характеристикой особенностей развития торговли и производства. «Богатство народов» представляет собой трактат из пяти книг, заключающих в себе очерк теоретиче-ской экономии (1-2-я книги), историю экономических учений в связи с общей хозяйственной историей Европы после падения Римской империи (3-4-я книги) и финансовую науку в связи с наукой об управлении (5-я книга).
Основной идеей теоретической части «Богатства народов» можно считать положение, что главным источником и фактором богатства является труд человека — иначе говоря, сам человек. С этой идеей читатель встречается на первых же страницах трактата Смита, в знаменитой главе «О разделении труда». Разделение труда, по мнению Смита — важнейший двигатель экономического прогресса. Как на условие, полагающее предел возможному разделению труда, Смит указывает на обширность рынка, и этим возводит все учение из простого эмпирического обобщения на степень научного закона.
Смит не первый стремился развенчать экономические заблуждения политики меркантилизма, предполагавшего искусственное поощрение государством отдельных отраслей промышленности, но он сумел привести свои взгляды в систему и применить ее к действительности. Он защищал свободу торговли и невмешательство государства в экономику, потому что верил: только они обеспечат максимально благоприятные условия для получения наибольшей прибыли, а значит, будут способствовать процветанию общества. Смит полагал, что функции государства нужно свести лишь к обороне страны от внешних врагов, борьбе с преступниками и организацией той хозяйственной деятельности, которая не под силу отдельным лицам.
Оригинальность Смита заключалась не в частностях, а в целом: его система явилась наиболее полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи — эпохи падения средневекового хозяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Смит совершенно чужд той сознательной защиты интересов высших классов, буржуазии или землевладельцев, которая характеризовала общественную позицию его учеников позднейшего времени.
В 1778 году Смит получил назначение на должность члена Таможенного совета Шотландии. Его постоянным местом жительства стал Эдинбург. В 1787 году его выбрали ректором университета в Глазго.
Приезжавшего теперь в Лондон, после публикации «Богатства народов», Смита встречали шумный успех и восхищение публики.
Последние годы были окрашены в мрачные, меланхолические тона. С кончиной матери Смит будто потерял желание жить, лучшее осталось позади. Почет не заменил ушедших друзей. Накануне своей смерти Смит приказал сжечь все неоконченные рукописи, словно еще раз напоминая о презрении к тщеславию и мирской суете.
Он скончался в Эдинбурге в 1790 году.
Далее читайте:
Сочинения:
Essays on philosophical subjects. L., 1872.
По мудрости — нет равных
Уже в своих первых научных трудах, опубликованных во время работы в Эдинбургском университете, Смит определил общие принципы экономики накануне становления промышленного (машинного) производства. В монографии «Теория моральных чувств» ученый основательно очертил эволюцию общественных процессов и, основываясь на проведенном им анализе состояния промыслов и сельского хозяйства Англии тех времен, аргументированно прогнозировал будущий прогресс средств производства и приоритеты рыночной экономики. Вместе с тем ученый уверенно доказывал неизбежность постепенного развития по восходящей линии международной торговли и банковского капитала. Научное исследование Адама Смита получило высокую оценку британских философов и экономистов. Оценивая его вклад в экономическую науку, известный английский историк М. Блауг утверждал: «. Смиту нет равных ни в ХVIII, ни даже в ХIХ в. относительно глубокого проникновения в сущность экономического процесса, экономической мудрости». А когда его вышеуказанное произведение увидело свет, ученый, философ, экономист получает общеевропейское признание.
В целом же экономическая теория Адама Смита сформулирована в его главном фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Она (теория) тесно связана с философскими взглядами автора, его отношением к абсолютной монархии, к человеку и обществу. Смит утверждал, что развитие производства, а отсюда — и общественного благосостояния, прежде всего обеспечивают экономическая конкуренция и свободное перемещение товаров, которые могут существовать только в условиях освобождения экономики от государственной регламентации и вмешательства власти в повседневную хозяйственную деятельность производителей материальных ценностей. Ученый подвергал острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма (итал. mercante — торговец, купец), которая осуществлялась правительствами Англии, Франции, Голландии, других стран Европы и отражала интересы торговой верхушки этих государств. Теоретики меркантилизма У. Стаффорд, Т. Мен, А. Серра и другие считали источником богатства и благосостояния общества сферу товарного и денежного обращения, а не производство материальных благ. Они обосновывали государственную политику, направленную на увеличение денежных накоплений за счет резкого роста экспорта товаров, уменьшения их ввоза в страну и взимания максимальных налогов. Вместе с тем ученые игнорировали значение производства товаров, а отсюда — и человека — производителя, на что неоднократно указывал Адам Смит, а со временем и другие выдающиеся философы и экономисты ХIХ — ХХ вв. Не удивительно, что термины «меркантилизм», «меркантильный» стали использоваться не в значении «торговый», «коммерческий», а в переносном — как мелочно-расчетливый, барышнический, направленный исключительно на материальную выгоду.
Теория «невидимой руки»
В своих трудах Адам Смит сформировал представление о том, что рынки, если властям их оставить в покое, все равно будут функционировать. Они могут регулировать себя с помощью собственных интересов, спроса, предложения и конкуренции.
Продавая востребованные товары, бизнесмен надеется заработать деньги. Учитывая это, экономист утверждал, что если владелец преуспел в производстве качественной продукции в нужном объеме, то и финансовое вознаграждение получается соответствующим. В то же время владелец обеспечивает рабочие места для работников, которые и обогащают его, и приносят пользу населению. Это взаимовыгодное сотрудничество производителя и потребителя, которое не нуждается в посторонних вмешательствах.
Адам Смит — биография
Адам Смит – известный экономист, философ-этик, основоположник экономической теории как науки. Основал классическую политэкономию.
Как все гениальные люди, Адам Смит вызывает восхищение и изумление. Он – основоположник классической политической экономии, он сумел научно объяснить общественные отношения, складывающиеся вокруг материального производства, понял механизм, способствующий накоплению капитала, и доказал, что экономика любой страны является единым механизмом. Помимо этого, ученый работал над рациональной системой организации производства. Причем, изложил все это всего-то в двух книгах. Поэтому не удивительно, что великого ученого цитируют уже много лет. Странно то, что при всем этом он сам как-то остался в тени, подробности его биографии мало кому известны. Точно никто не знает, что его волновало, кого он любил больше жизни, обстоятельства смерти, и зачем он так безжалостно расправился со своими рукописями перед самой смертью.
Детство и юность
Родился Адам Смит 16 июня 1723 года в Шотландии. Он единственный сын таможенного чиновника Адама Смита и его супруги Маргарет, дочери землевладельца. Отца не стало, когда Адаму-младшему исполнилось всего два месяца. Маргарет унаследовала все имущество мужа и стала богатой вдовой.
Детские годы Адама прошли в портовом городке Керколди. Местные жители называют его просто Длинным городом, широкие улицы которого тянутся вдоль всего побережья залива Ферт-оф-Форт. В те годы это был богатый и благоустроенный городок, наполнявший свой бюджет за счет импорта и экспорта товаров, рыболовного промысла и добычи угля. После гражданской войны возродилось судостроение, хотя сейчас он уже не считается торговым узлом. Среди главных достопримечательностей сегодняшнего Керколди можно назвать только средневековую церковь и театр имени Смита.
Мама решила, что сыну нужно приличное образование, поэтому переехала с ним в Глазго. В четырнадцать лет Адам стал студентом университета Глазго. Его наставником был Фрэнсис Хатчесон, под руководством которого молодой человек занимался изучением этических основ философии, математикой, древними языками, логикой и астрономией.
Портрет Адама Смита в молодости
После учебы в университете Адам поступил в Бейлиол-колледж, что в Оксфорде. Студенту даже выделили стипендию, но ему не понравилась английская методика преподавания. Чтобы получить необходимый багаж знаний, Смит принялся за чтение книг, написанных талантливыми современниками, учился самостоятельно, не обращая внимания на то, что говорят известные педагоги и научные светила того времени.
Экономика и философия
В 1748-м Смит вступил во взрослую жизнь, он получил место преподавателя университета Эдинбурга. Его покровителем стал философ по имени Генри Хьюм. Именно Хьюм сумел убедить Смита оставить английскую литературу и заняться юриспруденцией и основами политического учения. Кроме этого, Адам заинтересовался экономикой и социологией, как самыми важными и интересными науками.
Работая над материалами, Смит все чаще задумывался, как применять на практике эти науки, и в итоге сумел сформулировать основные идеи, присущие хозяйственному либерализму. Впервые он высказал их в 1750-м.
Вскоре Адам встретил психолога и скептика Дэвида Юма, мировоззрение которого во многом сходилось с представлениями самого Смита. В итоге два выдающихся человека выпустили несколько совместных работ по экономике, политике, религии. Эти труды Смит написал во время работы преподавателем.
В конце 50-х годов восемнадцатого века Адам стал профессором логики, и получил кресло декана в университете Глазго. Прошло немного времени, и Смит издал свой труд под названием «Теория нравственных чувств», в основу которого легли научные материалы и лекции. Именно после этой публикации Адам задумался о писательском труде.
В этом произведении Смит проанализировал стандарты поведения, присущие различным слоям общества, и, основываясь на принципе симпатии, разработал концепцию морального равенства каждого члена общества. Наряду с этим, автор высказал недоверие к религиозной этике, в особенности к ее распространенным принципам, в основе которых, обещания беззаботной жизни и трепет перед карой Господа.
После выхода этой книги Адам Смит получил невероятную популярность. Его имя знал каждый просвещенный житель в Соединенном Королевстве Великобритании. Вскоре философ выпускает еще один свой труд, получивший название «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этом произведении автор рассматривал принципы, согласно которым действует экономика в условиях работы производства, основанного на полной хозяйственной свободе. В этом труде Смит сформулировал теорию laissez-faire, яркую демонстрацию общественно полезной силы индивидуального эгоизма. Важное место Адам отводил рынку, предпринимательству, и разделению труда.
Вскоре библиография Смита пополнилась книгами «Мысли о состоянии соревнования с Америкой», «Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма», «Система двойного вложения», «Эссе на философские темы». Книги написаны в 70-80-е годы восемнадцатого века, и после смерти экономиста их переиздавали много раз.
Личная жизнь
Практически никаких сведений о личной жизни известного экономиста история не сохранила. По мнению его последователей и биографов, он ни разу не был женат, детей после себя также не оставил. Ходили слухи, что он сторонится женщин, и не решается завести хоть сколько-нибудь серьезные отношения. Хотя некоторые источники утверждают, что ученый имел близость с двумя женщинами – одну звали Джин, вторую – «дева из Файфа».
Однако есть предположения, что работая преподавателем университета в Глазго, Адам воспылал чувствами к одной даме, и чуть было не повел ее под венец. Но что-то остановило ученого, заставило отказаться от этого шага. Остаток своих дней Смит прожил с мамой.
По сохранившимся рассказам современников, Смит увлекался народными песнями, стихами и танцами. Последней книгой, которую он заказал при жизни, стало дебютное издание Роберта Бернса. Высокоморальные шотландцы не поощряли театр, но Адаму он нравился, особенно ученый увлекался французскими пьесами.
О взглядах и пристрастиях Смита можно судить только по тому, что он рассказывал в своих трудах. Все личные бумаги ученый сжег перед смертью, а посещая общественные места, он просто отмалчивался. Джеймс Босуэлл, студент Смита по университету в Глазго, позже рассказал, что ученый придерживался убеждения, что если он рассказывает вслух свои идеи, то продажа книг снижается, и по этой причине он не хотел говорить. По описаниям современников философа, он был крайне рассеянным, у него была странная походка и не менее странная манера говорить, зато улыбка светилась невероятной добротой. Он с детских лет привык разговаривать с собой, и при этом все время улыбался.
Фотографии в то время не было, все богатые или выдающиеся люди оставляли память о себе на холстах художников. Смит никогда не позировал живописцам, поэтому его портреты написаны Джином Кеем и Джеймсом Тэсси по памяти. До наших дней дошли два описания внешности философа. Согласно одному, у Адама был массивный нос, выпученные глаза и такая же выпученная нижняя губа и нервный тик. Второй современник ученого считает, что он имел «мужественное и приятное» лицо. Сам Смит о себе говорил, что он красив исключительно в своих книгах.
Портрет Адама Смита
Не утихают научные споры и вокруг религиозных привязанностей Смита. Его родители поддерживали умеренное крыло пресвитерианской Церкви Шотландии. Бытует мнение, что Адам уехал в Оксфорд с целью посвятить свою жизнь Англиканской церкви. Однако, по мнению многих ученых, Смит – деист, так как он ни разу не упоминал Бога в тех работах, где рассуждал о мировой гармонии. К тому же, Адам дружил с атеистом Дэвидом Юмом, и это тоже свидетельствует о том, что ученый не признавал существование Бога. Когда Смит учил студентов в университете Глазго, он добился того, чтобы перед его лекцией не читали обязательную молитву. Но есть и другое мнение. Некоторые исследователи считают социально-экономическую философию ученого теологичной по сути, и что он связывает модель социального порядка с фигурой Господа.
Смерть
Последние несколько лет перед смертью ученый прожил в Эдинбурге. Сохранился личный архив Смита, и, судя по письмам, он был владельцем собственного дома и воскресного клуба. То есть, философ был обеспеченным человеком, жизнь которого должна была складываться легко и безоблачно.
Памятник Адаму Смиту
Однако болезнь никого не спрашивает, приходит внезапно. Адам страдал от болезни кишечника, от которой и умер 17 июля 1790 года. Местом его упокоения стало кладбище Киркелди.
Избранные труды
- Теория нравственных чувств
- Исследование о природе и причинах богатства народов
- Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма
- Мысли о состоянии соревнования с Америкой
- Эссе на философские темы
- Система двойного вложения
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Парадокс ценности
Адам Смит считается автором парадокса ценности (или парадокса воды и алмазов), который сформулирован следующим образом: «Почему вода, которая всем жизненно необходима и полезна, стоит значительно дешевле алмаза, без которого человек мог бы обойтись?»
Действительно, алмаз — это всего лишь драгоценный камень, предмет украшения или коллекционирования. Без алмаза, изумруда или рубина человек может прожить, а вот без еды или воды — нет. И тем не менее цена на них сильно выше, чем цена на воду. Почему так происходит?
Дело в том, что «объективная» рыночная цена складывается из множества факторов. В действительности ценность какого-либо товара или услуги всегда субъективна. Вегетарианец вряд ли купит в ближайшем супермаркете мясо на ужин, даже если его будут продавать с хорошей скидкой. Скорее всего, он купит побольше овощей и фруктов и таким образом повысит спрос на эти продукты. Профессиональный спортсмен наверняка потратит много денег на еще одни качественные кроссовки, а не на туфли от делового костюма. Ну а богатый коллекционер и вовсе купит редкую картину (или редкий алмаз) за миллионы долларов, которую другие точно покупать не станут.
Таким образом, цена — это штука динамичная. Она отражает спрос и предложение на конкретный товар в конкретный момент времени. Если там, где вы живете, проведен водопровод и есть продуктовый магазин возле дома, достать воду для вас не проблема. Предложение воды полностью обеспечивает спрос. У вас не будет нехватки воды — наоборот, предложения будет так много, что цена на нее упадет. Но если бы вы заблудились в пустыне, где нет ни водопровода, ни супермаркета, то за бутылку воды вы были бы готовы отдать и те самые алмазы — лишь бы не умереть от жажды.
Людмила Горбунова, генеральный директор ООО «Ферро»:
— Парадокс разрешается с помощью теории предельной полезности. Вода относительно изобильна, а бриллианты — редки. Ценность воды и бриллианта определяется их предельной полезностью. Из-за того что воды в мире много, ее предельная полезность (определяемая последним стаканом воды) очень мала. У бриллиантов, которые относительно редки, предельная полезность намного выше.
Личная жизнь ученого
О частной жизни Адама Смита известно очень мало. Сведения неполные и обрывочные. Так, считается что два раза, в Глазго и Эдинбурге, он едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло.
В итоге всю свою жизнь ученый провел с матерью, которая умерла только на 6 лет раньше своего сына, а также кузиной, которая осталась старой девой. Современники ученого утверждают, что в его доме всегда подавалась традиционная шотландская еда, ценились местные обычаи.
Адам Смит (1723 – 1790) -кратко
Адам Смит является, пожалуй, одним из известнейших мировых экономистов. Многие знакомы с его трудами, но не все знают историю его жизни. Изучим её кратко.
Биография
Будущий философ в сфере социологии родился в 1723 году в Шотландии. Окончив школу, поступил в высшее учебное заведение в городе Глазго и там обучался моральной философии. Отлично окончив факультет, получил деньги на обучение в британском колледже Оксфорда, правда, после недолгого пребывания там Смит был разочарован. Юноша посчитал, что преподаватели относятся к своему делу без должного внимания.
Вернувшись домой, стал читать лекции, а после стал сотрудником Университета, который окончил. Его методика обучения заинтересовала многих и стала известна по всему миру, привлекла большое количество новых студентов на его курс.
Через несколько лет Адам Смит встретил человека с убеждениями, сходными с его. Он подружился с Дэвидом Юмом.
Его «Теория моральных настроений» несла идею о том, что милосердие и сочувствие к людям есть высшее проявление человеколюбия. Сочувствие было, по его мнению, важнейшей частью мировоззрения людей в битве с нищетой. Суть этой его теории можно посчитать противоречием последним его трудам, утверждающим, что человеческий эгоизм способствует эффективному развитию общества. Но он считал, что улучшения человеческой жизни в целом способствует улучшению жизни каждого отдельно взятого индивида. С этим трудно поспорить. Помимо того, эта теория могла быть применима в различных сферах деятельности.
Адам Смит никогда не женился и всю жизнь провел со своей матерью. Современники отзывались о нем, как о несобранном и неаккуратном человеке. Он был нелюдим и всегда находился как будто в своем мире.
Экономическая деятельность Адама Смита
Поработав в области своего первого образования, Смит увлекся экономикой. Объектом его интереса являлась ценность человеческой работы. Он предложил новую теорию относительно государственного богатства. До него считалось, что его составляет количество драгоценных металлов, а Смит выдвинул гипотезу, что важнейшее место в этой области занимает производительность рабочей силы.
Адам Смит привел в порядок известные на то время знания в сфере экономики, доработал теорию «невидимой руки рынка». По его мнению, когда индивид преследует собственные интересы и ищет выгоды для себя, это положительно влияет на работу всего общества. Кроме этого, он утверждал, что неограниченная торговля может обеспечить достойную жизнь каждой составляющей части общества и каждому члену этой системы.
Но при всех своих убеждениях Смит осознавал, что капитализм и рыночная экономика могут привести в конце концов к монополизации. Он выступал за прогрессивную шкалу налогообложения, суть которой состоит в том, чтобы размер налога увеличивался с взимания его с граждан с высокими доходами.
Стоит ли говорить о значимости внесенного вклада Смита в развитие рыночной экономики? Многие экономисты выстраивали свои теории на основе его идей. Карл Маркс тоже использовал теории Адама Смита во время его работы над известным «Капиталом». Смит повлиял на будущее развитие рынка, как экономической системы и способствовал сворачиванию политики меркантилизма, как государственной идеологии.
Смерть Адама Смита
Смит скончался после заболевания системы пищеварения в Эдинбурге в 1790 году.
Адам Смит – великий экономист и философ, заложивший фундамент рыночной экономической системы в работе «Богатство народов». Важнейшим трудом он считал «Теорию моральных настроений». А вместе с другом Дэвидом Юмом составил основу шотландского Просвещения.