Что происходит при попадании птицы в двигатель самолета - АвтоКлуб Toyota
Toyota-navi.ru

АвтоКлуб Toyota
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что происходит при попадании птицы в двигатель самолета

Птицы в турбинах. 5 крупнейших авиакатастроф, случившихся из-за птиц

«Жаворонки попадают в сопла… Глохнут моторы… Самолеты падают…» — эти слова писателя Сергея Довлатова из книги «Соло на ундервуде», к сожалению, актуальны до сих пор. Но сегодня утром они сбылись лишь на две трет: Airbus A321, двигатели которого отказали после столкновения с чайками, приземлился успешно.

Еще 10 лет назад Международная организация гражданской авиации (ИКАО) ежегодно регистрировала в мире в среднем 5400 столкновений птиц с самолетами. С 1988 года из-за пернатых в турбинах самолетов погибли более 200 человек.

По статистике ИКАО, более четверти столкновений происходит во время разбега самолета и набора высоты, а также при посадке, то есть непосредственно в зонах аэродромов. «360» вспомнил самые страшные авиакатастрофы, причиной которых стали птицы.

1969, Ил-14 под Махачкалой. 17 погибших

Вечером 10 декабря 1969 года самолет Ил-14П летел из Тбилиси в Махачкалу. На борту были 12 пассажиров и пять членов экипажа. Почти сразу после взлета земля потеряла связь с самолетом. Полет продолжался всего четыре минуты.

Обнаружили обломки судна на следующий день в Каспийском море, в восьми километрах от берега. Все 17 находившихся на борту человек погибли. На высоте около 400 метров в турбину самолета попали птицы, пилоты потеряли управление — и самолет упал в море.

1962, Vickers Viscount под Элликотт-Сити, 17 погибших

Рейс от 23 ноября 1962 года стал для авиалайнера Vickers 745D Viscount последним. Самолет следовал из Ньюарка в Вашингтон. Пилоты должны были сбросить высоту — с земли им поступило предупреждение о том, что на пути могут оказаться стаи птиц.

На высоте шесть тысяч футов самолет столкнулся со стаей лебедей. Одна из птиц попала в турбину, из-за чего пилоты потеряли управление. Самолет разбился под Элликот-сити, Мэриленд. Погибли все 13 пассажиров и четыре члена экипажа.

1996, Lockheed C-130H Hercules под Эйндховеном, 39 погибших

Военно-транспортный бельгийский самолет Hercules CH-06 был забронирован голландскими ВВС для перелета духового оркестра из Италии в Нидерланды. В день катастрофы, 15 июля 1996 года, этот самолет совершил несколько рейсов.

Борт разбился в аэропорту Эйндховена. На борту находился 41 пассажир: четыре бельгийских члена экипажа и 37 музыкантов Королевской армии Нидерландов. Во время посадки в турбины самолета попала стая скворцов. Судно врезалось в землю и вспыхнул пожар, захвативший кабину и носовую часть самолета. В результате аварии погибли все члены экипажа и 34 пассажира. Еще семеро получили ранения, но остались живы.

1988, Boeing 737 под Кахулуи. 35 погибших

Днем 15 сентября 1988 года Boeing 737 «Эфиопских авиалиний» вылетел из Бахар-Дара в Асмэру. По данным Сети авиационной безопасности, эта катастрофа стала второй по количеству жертв в истории. После взлета в оба двигателя самолета попала стая голубей, двигатели перегрелись. Один из них отказал сразу. Пилоты вынуждены были вернуться в аэропорт Бахар-Дара и посадить самолет.

Громкий хлопок при взлете А-321 попал на видео. Это чайки угодили в двигатель

На борту Boeing 737 в тот день находились 104 человека, включая шесть членов экипажа. В результате жесткой посадки самолет загорелся, погибли 35 пассажиров.

1960, L-188 в Бостоне. 62 погибших

Вечером вторника, 4 октября, 1960 года в Бостоне, Массачусетс, произошла самая крупная в истории авиакатастрофа, причиной которой стала птица, попавшая в турбину самолета. Авиалайнер L-188 летел из Бостона в Филадельфию, на борту были 67 пассажиров и пять членов экипажа.

Самолет не пробыл в воздухе и двух минут, когда столкнулся со стаей скворцов. Птицы попали в турбины, и несколько двигателей отказало. Самолет разбился в Бостонской бухте. Пережить этот полет было суждено только десятерым.

Почему птицы сталкиваются с самолетами

Вообще, птицы не летают высоко. Большинство столкновений происходят на высоте ниже 150 метров — то есть как раз при взлете или посадке. Скорость самолета в этот момент ниже, чем на высоте, а быстрые маневры уклонения осуществить трудно. Исход по большей части зависит от того, в какую часть самолета бьется птица.

Наибольшую опасность представляет попадание птицы в двигатель. По стандартам безопасности крупные двигатели должны выдерживать столкновение с птицей весом менее 3,5 кг без опасного и быстрого выброса острых осколков лопастей из двигателей. Фактически большинство двигателей могут проглотить птицу и лишь немного повредить лопасти. Тем не менее это тоже является повреждением: а если птица попадется крупнее, столкновение с ней может вызвать отказ двигателя. Лопасти начнут ломаться одна за другой, что вызовет пожар.

Читать еще:  Влияние датчика температуры воздуха на запуск двигателя

Пилоты могут потушить пожар в двигателе и полностью отключить его, чтобы затем вернуться в аэропорт вылета (если инцидент произошел во время взлета) или завершить посадку с одним работающим двигателем. Все пилоты обучены управлением самолетом с одним двигателем, хотя это очень сложно: приходится переходить полностью на ручные контроллеры и совершать визуальный заход на посадку. Не так давно самолет японских авиалиний был вынужден совершить экстренную посадку в Нью-Йорке, потому что птица ударила в самолет; другой самолет был вынужден вернуться в аэропорт Кардиффа в Уэльсе после того, как птица попала в двигатель.

Подборка видеороликов, где самолеты сталкиваются с птицами

«Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы»: Экипаж А-321 руководит эвакуацией пассажиров

— Как на аэродромах борются с птицами?

— В штатном расписании аэропорта предусмотрена орнитологическая служба обеспечения полетов — это такой же обязательный элемент, как и метеорологическая служба, служба радио-технического обеспечения, медицинская служба. Средства для отпугивания самые разные. Пугала, сферические зеркала, такие, знаете, как на дискотеках, периодически пожарные машины по взлетной полосе проезжают, включают сирену, струю воды в воздух пускают — то есть создается нервозная обстановка для птиц, чтобы они не собирались около аэропорта. Хорошо действуют светошумовые и газовые пушки, в том числе карбидные. Метан накапливается, поджигается и с громким хлопком и языком пламени такая свеча выстреливается в небо или в сторону скопления и гнездования птиц.

— Как часто производятся такие атаки?

— Это уже сама орнитологическая служба решает по ситуации. По мере скопления птиц. Иногда раз в несколько часов, если птиц много. Существует суточная миграция — птицы активны по утрам и вечерам. И сезонная миграция — перелеты весной и осенью.

— Странно, что эти чайки не улетели — самолет ведь ревет. К тому же еще не осень, только август…

— Август как раз тоже опасный месяц. Как раз молодняк подрастает, становится на крыло. Им все интересно, они чувствуют кураж, прилив сил — в общем, ведут себя как подростки. Думаю, как раз молодые птицы и попали в двигатели. Взрослая чайка улетела бы в сторону.

— А в Жуковском вы были? Видели системы отпугивания?

— Я был, но в специальной зоне, где размещаются военные самолеты и испытательные воздушные суда, там газовые пушки есть. А про пассажирский аэродром не скажу, я там не был… Но должен сказать, что вопросы работы орнитологических и других служб решает администрация конкретного аэропорта, а как известно, сегодня все экономят.

Аудио: Заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский: «В самолет попала не одна птица, а целая стая чаек! Там Москва-река и свалки, такое случалось неоднократно»

Пушки, шипы и крики

Чтобы решить проблему столкновений самолетов с птицами, нужно решить несколько задач, говорится в материалах Росавиации.

В их числе — сокращение и ликвидация деревьев и кустарников, так как это обеспечивает птицам пищу, убежище или ночлег. Кроме того, нужно избавляться от источников стоячей воды и скашивать траву. Также Росавиация советует «сокращать риски» от находящихся рядом с аэродромами свалок и сельскохозяйственных угодий.

В холдингах «Аэропорты Регионов», «Новапорт» и «Базел Аэро» не ответили на запрос Русской службы Би-би-си.

Автор фото, Getty Images

Птицы создают проблемы самолетам по всему миру. На фото: последствия столкновения Боинга-777 British Airways с птицей при подлете к аэропорту Дубая, ноябрь 2018 года

В Домодедово, Шереметьево и Пулково Би-би-си рассказали о том, что борются с птицами самыми разными способами.

В аэропорту Петербурга в ход идут пушки, которые создают воздушные хлопки, светоотражающие шары, биоакустические системы, которые имитируют крики тревоги более 50 разновидностей птиц. В «Шереметьево» в основе биоакустического оборудования лежит запись и воспроизведение тревожных криков восьми видов птиц.

Кроме прочего, в «Пулково» стоят чучела, а на объектах аэропорта есть специальные «противопосадочные шипы». Подобная система действует и в московском «Шереметьево».

«Специальные шипы крепятся на поверхность сооружения, в результате создается механическое препятствие для осуществления посадки,» — пояснили в пресс-службе .

В Пулково и в «Шереметьево» пытаются сделать так, чтобы птицы в аэропорту не смогли найти еды. В Пулково технические водоемы затягивают специальной сеткой для того, чтобы птицы не садились на воду и не питались из водоемов. В «Шереметьево» есть специальная система «Антикрот». Она борется с грызунами, которыми питаются птицы.

Читать еще:  Высокие обороты двигателя на холостом ходу опель зафира

В Домодедово отмечают, что «пока нет оборудования, которое могло бы полностью заменить орнитолога и ястреба». В аэропорту на службе состоят пять ястребов-тетеревятников.

«Птицы всегда будут избегать тех мест, где они могут встретить хищника. Это инстинкт,» — сообщили Би-би-си в пресс-службе аэропорта.

Также по периметру аэродрома установлены пропановые пушки и биоакустические установки. Первые предназначены для имитации выстрелов, вторые — криков птиц», — пояснили в пресс-службе Домодедово.

Часто проблема с защитой взлетных полос от птиц заключается в том, что новые поколения пернатых перестают бояться привычных средств отпугивания, говорит Би-би-си источник в одной из авиакомпаний.

Из-за этого в программе биоакустического прибора в «Шереметьево» предусмотрели несколько режимов воспроизведения, чтобы птицы не привыкали к одним сигналам.

Кровавые пятна и вмятины

Как часто самолеты возвращаются из полета со следами от попадания птиц? С этим вопросом мы обратились к директору инженерно-технического департамента Андрею Олие.

— У нас каждый день бывает до трех попаданий птиц в самолет. Как можно понять, что произошла встреча птицы с самолетом? Приходит борт, а на нем перья, пятно кровавое или несколько — это если птицы помельче. А если крупные, то возможны серьезные вмятины, царапины. Помните, я вам показывал Embraer 190? В этом году у нас было два таких случая столкновения птиц с самолетами, которые привели к повреждениям носовой части самолета и фюзеляжа — пришлось делать ремонт.

Может ли птица разбить окно кабины?

Риск такой есть, особенно от гусей и орлов весом от 5 кг, но он крайне низок. Окна в кабине сделаны из очень прочного трехслойного ламинированного акрила и стекла: они выдерживают град, встречный ветер и удары птиц. Многослойность обеспечивает герметичность обшивки и стекол даже в случае повреждения внешнего слоя. Перед взлетом пилоты включают обогрев окон, чтобы они стали более пластичными и лучше выдерживали удар.

Отверстие в стекле иллюминатора — зачем оно? Посмотрите:

Angry birds: как аэропорты борются с птицами

Экстренная посадка самолета «Уральских авиалиний» на кукурузное поле остается в центре внимания. Пилоты получили звания Героев России, авиакомпания объявила о компенсациях пассажирам. Однако проблема попадания птиц в двигатели повисла в воздухе. Обсуждаются самые разные варианты борьбы с этим явлением, но эксперты HotLine.travel считают, что 100 %-ной гарантии не даст ни один из известных способов.

Виноват ли Жуковский?

По мнению президента Союза адвокатов России, представителя потерпевших в авиакатастрофах Игоря Трунова, причина происшествия – отсутствие в аэропорту Жуковский орнитологической службы, которая отгоняла бы от взлетно-посадочной полосы птиц. Об этом он заявил 19 августа на пресс-конференции в Национальной службе новостей. Юрист считает, что аэропорт просто экономит на орнитологической защите.

Как сообщили в пресс-службе аэропорта Жуковский сразу после инцидента, служба орнитологической защиты находится в ведении Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова. Поэтому говорить о ее полном отсутствии не приходится. На защиту Жуковского встал и Минтранс. По словам замминистра транспорта, курирующего авиационную отрасль, Александра Юрчика, аэродром Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова выполняет все требования орнитологической защиты. «У нас ни в одном аэропорту нет уровня ниже, чем требует ICAO (Международная организация гражданской авиации). Есть более жесткие требования, но ниже – нигде нет», – отметил чиновник.

Не чаще, чем у других

И всё же сразу в нескольких публикациях, последовавших после случившегося, был сделан ряд резонансных и где-то шокирующих выводов. Один из них – столкновения с птицами в России происходят гораздо чаще, чем в других странах. Об этом написали «Русская служба BBC», Forbes, «Ведомости», «Новости.Mail.ru» и ряд других известных федеральных изданий. Главным ньюсмейкером на эту тему стал Андрей Мартиросов, гендиректор авиакомпании Utair. По его словам, случаи попадания пернатых в самолеты (birdstrike) в России происходят как минимум в 10 раз чаще, чем в Европе, хотя там птиц даже больше, потому что «экология лучше».

В качестве доказательства приводится статистика Росавиации за 2017 год: в России на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – 1,5.

Также, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, количество подобных инцидентов с 2015 года только растет.

Впрочем, утверждение, что Россия в числе рекордсменов, довольно спорно. «Я не думаю, что в нашей стране орнитологическая обстановка в аэропортах в разы отличается от других стран с аналогичными климатическими и биологическими условиями. Приемы борьбы одни и те же. К нам летают не только наши, но и зарубежные авиакомпании, поэтому российские воздушные гавани проверяют инспекторы различных международных ассоциаций гражданской авиации. И они получают положительные оценки. То есть никаких опасений не возникает», – комментирует HotLine.travel главный редактор avia.ru Роман Гусаров.

Читать еще:  Ваз 2107 инжектор троит двигатель моргает чек причина

Если посмотреть новости по поисковому слово bird на сайте авиационных происшествий по всему миру avherald.com за последние два месяца, видно, что в российских аэропортах столкновения с птицами происходят не чаще, чем в других.

Как отмечают специалисты, вероятность столкновения с птицами возможна на абсолютно любом аэродроме, просто на одном эти риски будут выше, на другом – ниже. И они тем выше, чем выше качество среды обитания и чем обильнее кормовая база.

Поэтому многие так рьяно заговорили об экологической проблеме, а именно о свалках возле взлетно-посадочных полос, водоемах, где питаются птицы. В частности, об озере Глушица, расположенном всего в 800 м от Жуковского.

«Количество чаек, которые гнездятся здесь, может привести к авиакатастрофам», – еще в мае 2017 года предупреждала Елена Гришина, член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области, заместитель председателя Общественного совета Росприроднадзора.

Эту проблему уже нужно решать не силами аэропортов, а городским властям. «Закатать в асфальт всю территорию вокруг аэродрома на десятки километров, чтобы птицы там не кормились и не селились, невозможно», – считает автор поста на эту тему в профессиональной группе в Фейсбуке «Спроси пилота» Игорь Дмитриев. Впрочем, полигоны бытовых отходов, по его словам, не единственный X-фактор. Сюда же можно отнести наличие естественных или искусственных мест укрытий и гнездования (леса, высокая трава, кустарники, строения и т. п.), состав почвы, влияющий на наличие кормовой базы, наличие вблизи водоемов, не говоря уж о сельхозугодьях на прилегающих территориях.

Как аэропорты борются с птицами?

История борьбы началась с самого зарождения авиации, когда 7 сентября 1908 года птица угодила в летательный аппарат конструкции братьев Райт. Тогда всё закончилось благополучно, но уже через четыре года появились и первые жертвы. Пилот аэроплана погиб в катастрофе из-за попадания птицы в тросы системы управления. И, что примечательно в свете последних событий, той птицей тоже была чайка. Так что, у чаек с самолетами уже тогда как-то не сложилось.

Сейчас в каждом аэропорте есть специальная орнитологическая служба, разработана своя программа по предотвращению столкновений с птицами. Для их отпугивания применяются пропановые пушки, имитирующие звуки выстрелов или раскатов грома; всевозможные электронные воспроизводители птичьих криков об опасности; чучела или силуэты хищников, в том числе имитирующие вид мертвых птиц; различные надувные шары с изображением хищных глаз; зеркальные ленты. Из современных средств используют лазерные проекторы, излучающие красные лучи.

В некоторых странах разрешены к применению химические средства для обработки мест насестов птиц, травяного покрова, стоячих водоемов. Правда, далеко не везде.

Один из действенных способов – это иметь в «штате» хищных птиц. «Все технические ухищрения действуют только на перелетных птиц: они пугаются и улетают. Те же, кто живут рядом с аэропортом, рано или поздно привыкают к громким звукам. Птицы быстро вычисляют, что эти звуки не опасны. Бахнуло, но не видно, чтобы кто-то умер. А когда ничего не происходит и все остаются живы-здоровы после громкого хлопка, птицы расслабляются. Другое дело, если летит ястреб и кого-то ловит. Значит, он охотится здесь каждый день, и лучше держаться от этого места подальше», – цитирует слова Ники Рыжовой-Аленичевой, специалиста по орнитологическому обеспечению в аэропорту Домодедово, издание «Вокруг света».

Без гарантий

Тем не менее ни одно из перечисленных средств не дает 100 %-ной гарантии. Остается уповать только на прочность лайнеров. Как пишут пилоты в своей профессиональной группе в Фейсбуке, давно проводятся испытания на устойчивость современных авиадвигателей к попаданию посторонних предметов, на что производителями тратятся миллионы долларов, достигая приемлемых показателей безопасности: «Но конструкторам нужно еще и достичь высоких лётно-эксплуатационных характеристик, поэтому проектирование двигателя в частности и самолета в целом – это всегда поиск различных компромиссов». Так что, несмотря на прогресс и технологии, полностью устойчивого к попаданию птиц самолета не существует.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector