Что является истинным двигателем мировой истории согласно гегелю
Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.
Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.
Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.
До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».
«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком» (Г. Гегель)
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Темы
- 1.1 Письменная история
- 1.2 Дух
- 1.3 Теодицея
- 1.4 История
- 2 Текст
- 2.1 Немецкие издания
- 2.2 Английские издания
- 3 См. Также
- 4 Примечания
- 5 Внешние ссылки
Письменная история
Гегель начинает с выделения трех методов или способов ведения истории: первоначальной истории, рефлексивной истории и философской истории. Первоначальной и философской истории Гегель дает одно определение; по «Рефлексивной истории» Гегель предлагает три дополнительных определения.
Первоначальная история похожа на историю Геродота и Фукидида , это почти современные писания, ограниченные делами, событиями и состояниями общества, которые они имели перед глазами и чью культуру они разделяли. Гегель ставит цель Первоначальной истории перенести «происходящее в окружающем мире в сферу репрезентативного интеллекта. Внешнее явление, таким образом, переводится во внутреннюю концепцию. Точно так же поэт оперирует предоставленным ему материалом. своими эмоциями, проецируя его в образ для мыслительной способности ».
Рефлексивная история пишется на некотором временном расстоянии от рассматриваемых событий или истории. Однако для Гегеля эта форма истории имеет тенденцию навязывать культурные предрассудки и идеи исторической эпохи прошлой истории, над которой историк размышляет.
Философская история для Гегеля — верный путь. Гегель утверждает, что с философской историей историк должен взять за скобки свои собственные предубеждения и пойти и найти общий смысл и движущие идеи из самого вопроса рассматриваемой истории.
Лекции Гегеля по философии всемирной истории часто используются, чтобы познакомить студентов с философией Гегеля, отчасти потому, что иногда трудный стиль Гегеля приглушается в лекциях, и он рассуждает на доступные темы, такие как мировые события, чтобы объяснить свою философию. Большая часть работы посвящена определению и характеристике Geist или духа. Geist похожа на культуру людей, и постоянно переделывая себя в ногу с изменениями общества, в то же время во время работы , чтобы произвести эти изменения через то , что Гегель назвал «хитрость разума» ( Список дер Vernunft ). В своих лекциях Гегель утверждает, что культурное осознание Гейста зародилось в древнем иудаизме ; Таким образом, он связывает свою историю Geist с повествованием о разочаровании и упадке языческого политеизма . Еще одна важная тема текста — акцент на всемирной истории, а не на истории региона или государства. Такие мыслители, как Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) и Иоганн Готтлиб Фихте (1762–1814) писали о концепции и важности всемирной истории и национализма, и философия Гегеля продолжает эту тенденцию, отрываясь от акцента на национализме и стремлениях. скорее, чтобы понять всю культурную и интеллектуальную историю человечества как проявление духа.
Теодицея
Гегель открыто представляет свои лекции по философии истории как теодицею , или примирение божественного провидения с бедствиями истории. Это заставляет Гегеля рассматривать исторические события с точки зрения универсального разума: «Мировая история управляется конечным планом, что это рациональный процесс . это утверждение, истинность которого мы должны принять; его доказательство лежит в изучение самой всемирной истории, которая есть образ и действие разума ». Окончательный замысел мира таков, что абсолютный дух, понимаемый здесь как Бог , познает себя и полностью становится самим собой в победах и трагедиях истории и через них. Гегелю ясно, что история не приносит счастья: «история — это не почва, на которой растет счастье. Периоды счастья в ней — это чистые страницы истории»; «История как бойня» ( Geschichte als Schlachtbank ) — и все же цели разума достигнуты. Гегель пишет: «мы должны, прежде всего, знать, каков на самом деле конечный замысел мира, а, во-вторых, мы должны увидеть, что этот замысел был реализован и что зло не смогло удержать позицию равенства по сравнению с ним». Увидеть причину в истории — значит уметь объяснить зло внутри нее. Он выступал против «профессиональных историков» того времени, таких как Ранке . Гегель указывает, что понимание и, следовательно, написание истории всегда опираются на рамки. Гегель предпочел открыто признать и объяснить свою концепцию, чем скрыть ее, как предпочитают делать многие историки.
История
Согласно Гегелю, «всемирная история . представляет собой развитие сознания духа своей собственной свободы и последующего осуществления этой свободы». Это осознание можно увидеть, изучая различные культуры, которые развивались на протяжении тысячелетий, и пытаясь понять, каким образом свобода проявилась в них. Изложение истории Гегелем начинается с древних культур, как он их понимал. Его описание цивилизаций опирается на европейские исследования XIX века и содержит неизбежный европоцентрический уклон. В то же время развивающий характер философии Гегеля означал, что вместо того, чтобы просто осуждать древние цивилизации и неевропейские культуры, он рассматривал их как необходимые (если они неполные или недоразвитые) шаги в проявлении абсолютного духа. Лекции Гегеля по философии истории содержат одно из его самых известных и противоречивых утверждений о понятии свободы:
Мировая история — это запись усилий духа, направленных на познание того, чем он является сам по себе. Жители Востока не знают, что дух или человек как таковые свободны сами по себе. И поскольку они этого не знают, они сами не свободны. Они знают только, что Один свободен . Сознание свободы впервые проснулось у греков , и соответственно они стали свободными; но, как и римляне, они знали только, что некоторые люди, а не все люди как таковые, свободны . Германские народы с ростом христианства первыми осознали, что все люди по природе свободны и что свобода духа — это самая его сущность.
Другими словами, Гегель утверждает, что сознание свободы в истории движется от деспотизма к пониманию того, что свобода является привилегией немногих, к твердому представлению о том, что человечество свободно само по себе. Гегель считает, что дух человеческой свободы лучше всего взращивается в рамках конституционной монархии, в которой монарх воплощает дух и желания управляемых, и его чтение истории указывает на появление таких форм правления в германских странах , например, Великобритания и Пруссия после Реформации . Гегелевское предложение «один, несколько и все» следует основной географической метафоре, которую Гегель использует в своей философии истории, а именно: «Мировая история путешествует с востока на запад ; ибо Европа — это абсолютный конец истории, так же как Азия — начало. » Говоря о Востоке, Гегель обычно имеет в виду исторические культуры Персии , хотя иногда он действительно ссылается на Китай и уделяет много места обсуждению Индии и индийских религий . Однако он также сказал, что взгляд на историю (включая его собственную) должен быть открыт для изменений на основе имеющихся «эмпирических фактов».
Гегель об исторических народах
Гегель выделяет отдельные народы, которые, по его мнению, творили и будут творить человеческую историю. В контексте исторических этносов победивших и побежденных восторжествовавший народ всегда будет лучше, нежели побежденный, а победившая держава является более истинной, так как она близится к идеалу государства, чего не делает побежденная сторона.
Как доказательство, Гегель просматривает непосредственное торжество. Победа народа является осуждением начала, которое выражается побежденными, Божий суд.
С позиции Гегеля, история является представлением ряда божественных возмездий, которые неизбежно поражают все исключительное, конечное, несовершенное.
Во все эпохи, на протяжении всей истории человечества был такой народ, где человеческий дух был самым совершенным из всех существующих. Именно этот народ шел во главе всеобщей человеческой цивилизации.
Следует заметить, что это не один народ. В период Античности это были римляне и греки, а в период средневековья – англичане, в период Возрождения – итальянцы, в древности – египтяне, вавилоняне, ассирийцы. Также следует отметить и «праотцов» всех народов – арийцев.
Философские размышления о природе и духе
В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.
Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.
Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.
Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.
Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.
Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.
В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.
Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.
Диалектическая триада в контексте истории
Диалектическая триада Гегеля в определенном смысле лишает возможности критиковать историю. Ведь если мы критикуем какое-то историческое событие, то держим в голове, что оно было или является антитезисом, противоположностью. Это значит, что оно не самостоятельно само по себе, а вызвано лишь конкретным тезисом, понятием. В надежде на критику мы гневным взглядом окидываем тезис, но тут же вспоминаем, что и он однажды стоял по ту сторону баррикад.
Но это отнюдь не значит, что мы не можем исследовать историю и учиться у нее. Мы, однако, не можем применять эти знания на практике в неизменном виде. Они — порождение своего времени и не могут быть верными или нет. Именно поэтому история и не терпит сослагательного наклонения. То, что исторически сложилось произошло не просто так, но вызвано цепью событий. В случае философии Гегеля — триадой.
Особенности развития современного идеализма
В современной философии существует достаточно большое количество экзистенциалистов, которые близки к идеалистическим воззрениям. Среди них можно выделить Л. Шестова (1866-1938), Н. Бердяева (1874-1848), М. Хайдеггера (1889-1976), Г. Марселя (1889-1973), Ж.П. Сартра(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Здесь важно отметить, что для каждого экзистенциалиста важнейшим компонентом является существование отдельного человека с его чувствами и переживаниями. Из этого формируется и задача философии, которая заключается в нахождении некоторого смысла человека, то есть его подлинной экзистенции. Для того чтобы осознать окружающий мир человек в первую очередь должен осознать собственный смысл существования. Здесь показательной является точка зрения К. Ясперса, который утверждает, что научный подход не позволяет ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки.
При этом, по мнению экзистенциалистов, истинной формой любого философского познания является интуиция, которая по своей сути является некоторым отражением субъективных переживаний личности. Также все экзистенциалисты разделяют существование человека на подлинное и неподлинное. Подлинное подразумевает свободную жизнь, где человек самостоятельно принимает все решения, а также несет ответственность за собственные решения. Неподлинная жизнь – полное погружение индивида в повседневности.
Стоит отметить, что в 20 веке появилось еще одно философское течение – персонализм, который по своей сути стал тесно пересекаться с субъективным идеализмом. Все персоналисты рассматривают человека с точки зрения двух аспектов: духовного, то есть человека как личность, а также материальном, человека как индивида. Первый аспект объясняется наличием у человека свободной и разумной духовной первоосновы и свободы выбора. Второй аспект формируется на том, что человек является частью природы и общества, а также подчиняется его законам. Персоналисты утверждают, что человек-личность подчиняется только Богу, в отличие от человека-индивида, который подчиняется еще и обществу. Из этой особенности следует важность религии, которая выступает в качестве связующего звена между божественной личностью и человеком.
По страницам учебников
Что такое история?
Понятие «история» многозначно.
Слово «история» древнегреческого происхождения; ηιςτορ — это человек, разбиравший юридические споры, а ηιςτορια — в буквальном значении не что иное, как расследование, разыскание, установление.
У слова история есть такие значения как «происшествие», «случай», «скандал», «рассказ», «повествование».
История – это некая реальность прошлого, бытие природы, общества и человека в длительной временной протяжённости, процесс развития природы и общества.
История — это наука об обществе и о человеке во всём многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.
Какое определение истории дают учёные?
- « …Предметом истории как теоретического построения является прошлое — отделённое от настоящего и будущего» (Г. Зиммель).
- «Сама мысль, что прошлое, как таковое, способно быть объектом науки, абсурдна» (М. Блок).
- Для историка «установление места прошлого в равной мере является формой выделения места для будущего» (М. де Серто).
- «Отождествление истории с прошлым недопустимо» (У. Люси).
- «Государство… есть предмет всемирной истории» (Г. Гегель).
Предметом истории является:
- общество, ибо история, наряду с социологией, философией, политологией, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе;
- общество прошлого, поскольку история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим;
- общество во всём многообразии его прошлого, так как история ищет не только повторения, типичности в прошедших эпохах и событиях, сколько уникальности, единичности, неповторимости;
- человек в прошлом, она исследует прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности;
- общество и человек в их развитии и изменении.
Пространство и время истории.
Пространство, в котором разворачивается исторический процесс, изменчиво.
Под влиянием общества изменяется природно-географическая среда. Легко понять, насколько разным было пространство в древности, в средние века, в индустриальном обществе.
В процессе своей истории развивающееся общество формирует пространство, является его творцом.
Лишь к XIX в. «во всемирном масштабе сложилось единое историческое пространство, на котором расположились сотни государств и народов» (ссовременный российский историк И.А Гобозов).
Историческое пространство является и условием исторического развития общества, и его результатом.
Категория исторического времени.
Календарное время ритмично и плавно, однонаправлено (от прошлого к будущему) и не может быть обращено вспять.
Особенности исторического времени.
- Оно течёт неравномерно, то ускоряя свой бег, то притормаживая и почти замирая. Время истории знает попятное движение. Оно подчас ходит как бы по кругу, циклически.
- Всегда имеет конкретное содержание: это время чего-то — революций, массовых эпидемий, материального процветания, жестоких войн, грандиозных научных открытий и т. д.
- Время истории — это и время людей, деятельность которых определяет содержание исторического процесса.
Едина ли всемирная история?
Однозначно на этот вопрос учёные не дают ответа.
Вот некоторые точки зрения.
Святой (в православной традиции Блаженный) Августин (354—430) в трактате «О граде Божием» заложил основы христианской концепции единства истории. Это единство Божественной воли, воплощающейся в созданном ею человечестве. Единство человечества во времени земной истории воплотится в «граде Божием», мистической общине избранных к спасению и жизни вечной, находящейся вне времени и вне истории. Это теологическое (богословское) обоснование единства исторического процесса.
Мыслители Просвещения XVIII в. движение истории рассматривали как прогресс, смена низших форм высшими. Мерилом прогресса служило развитие культуры, науки и просвещения. Это рационалистическое (основанное на аргументах разума, науки) обоснование единства исторического процесса. Основной фактор единства — неизменность и универсальность человеческой природы.
В философии немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770—1831) история представляет собой этап развития абсолютной идеи, воплощающейся в государстве, коренным свойством которой является идея свободы. Гегель ограничивал всемирную историю историей государств и народов. История движется с Востока на Запад.
По мнению Гегеля, история имеет определённые стадии, это закономерный, саморазвивающийся процесс.
- В Передней Азии и Египте «мировой дух» пережил детство.
- В Древней Греции и Древнем Риме — юность и зрелость
- В германо-христианской Европе — «бодрую старость».
- Все остальные народы причислялись Гегелем к «неисторическим»: их существование не было включено в сферу бытия абсолютной идеи либо, выполнив своё предназначение, они покинули историческую арену.
К. Маркс (1818—1883) разделяя представления Гегеля об истории как о преемственном, имеющем определённые стадии, закономерном, саморазвивающемся процессе.
Но основой единства всемирной истории признавал единство материального мира, материального производства.
История, по Марксу, есть процесс естественно-исторической смены общественно-экономических формаций (исторически определённых типов общества, отличающихся органической взаимосвязью всех его сторон и сфер). В основе этого процесса лежат законы, над которыми не властна воля отдельных людей и социальных общностей (закон соответствия производительных сил и производственных отношений, закон классовой борьбы и социальных революций и др.) Законы реализуются в деятельности людей, классов, партий, сознательно ставящих определённые цели.
Немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) единство мировой истории связывал с эпохой «осевого времени» (между 800 и 200 гг. до н.э.), когда в отдалённых друг от друга регионах независимо друг от друга «были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей».
Во второй половине XX в. идея единства истории получила обоснование в стадиальных концепциях развития цивилизаций.
Так, по теории американского историка и социолога О. Тоффлера (род. в 1928 г.) что все народы проходят (пусть и по-своему) через стадии аграрного, индустриального и постиндустриального общества.
Едина ли всемирная история? Акцент на многообразие.
Теории локальных цивилизаций. Они подчёркивают многообразие путей и форм исторического развития народов и отвергают наличие «образцовых», универсальных тенденций.
Так, в теории локальных цивилизаций итальянский мыслитель Дж. Вико (1668—1744) утверждал, что у всех народов общие этапы развития:
- «век богов»,
- «век героев»,
- «веком людей».
«Век людей» порождает «новое варварство», общество приходит в упадок и гибнет, с тем чтобы вновь повторить этот вечный цикл, непрестанное круговращение. Каждый народ проходит его по-своему, у истории множество путей и культур.
Учёный Н.Я. Данилевский (1822—1885) в книге «Россия и Европа» ввёл термин «культурно-исторический тип», который, по мнению историков, мало чем отличается от понятия «локальная цивилизация», приобретшего популярность в XX в. после исследований немецкого историка и социолога О. Шпенглера (1880—1936) и английского историка А. Тойнби (1889—1975).
О. Шпенглер считал, что всемирная история представляет собой не линейный, преемственный и прогрессивный процесс, а ряд независимых друг от друга циклов.
Каждый из таких циклов характеризует развитие замкнутых, непересекающихся, уникальных культур:
- индийской,
- вавилонской,
- китайской,
- египетской,
- греко-римской
- арабо-византийской,
- западноевропейской,
- культуры майя.
Первоначало каждой культуры — единая и единственная в своём роде «душа» (например, фаустовская душа западноевропейской культуры аполлоновская душа греко-римской культуры).
Культуры непроницаемы, изолированы и замкнуты.
О. Шпенглер сравнивает развитие культур с живым организмам: они рождаются из «безграничного и бесконечного», расцветают, заболевают, умирают.
Эти стадии — общие для всех обществ, но всемирной истории нет, а есть параллельное существование разделённых во времени и пространстве культур.
А. Тойнби утверждал, что «тезис о единстве цивилизации является ложной концепцией». Его работа — «Постижения истории» (последний, двенадцатый том увидел свет в 1961 г.)·
По его мнению, цивилизации (сначала историк выделил 21 цивилизацию, позднее увеличил их количество до более чем 30) развиваются независимо одна от другой по общим законам, свойственным их рождению, росту, надлому, распаду и гибели.
На этапе надлома цивилизации порождают универсальные государства и высшие религии, подчиняясь власти которых они могут преодолеть разделяющие их барьеры. По мере работы над книгой всё настойчивее звучала мысль о единстве человеческой истории.
ВЫВОДЫ.
- Едина ли всемирная история? Учёные не дают однозначного ответа.
- Человечество не может справиться с вызовами времени, не преодолев разобщённости и не признав единства своего прошлого, настоящего и будущего.
- Единства, не отрицающего многообразия — народов, культур, цивилизаций, обществ.
- Единство истории — это «одновременно истоки и цель».
Проблемы периодизации.
Периодизация всегда условна, потребность в ней обусловлена необходимостью систематизировать исторический процесс, выделить в нём обладающие внутренним единством этапы.
Французские просветители XVIII в. выделяли стадии:
- дикость,
- варварство,
- цивилизации.
Марксистская теория— деление на формации:
- первобытно-общинная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая,
- коммунистическая.
Современная распространённая периодизация— деление на типы общества:
- аграрное общество,
- индустриальное,
- постиндустриальное.
Традиционна периодизация исторического процесса по эпохам:
- первобытность (не менее 2,5 млн лет назад — IV—III тыс. до н.э.),
- Древний мир (IV—III тыс. до н.э. — V в. н.э.),
- Средневековье (V — конец XV в.),
- Новое время (конец XV — начало XX в.),
- Новейшее время (XX — начало XXI в.).