Dpf в дизельном двигателе что это такое
Для чего нужен сажевый DPF/FAP фильтр — как его обслуживать
В настоящее время в Европе действует стандарт «Евро-6», а в России – менее строгий «Евро-5», регламентирующие нормы выхлопа вредных веществ в атмосферу.
Обозначенные выше документы фиксируют ограничения на выбросы вредных веществ для всех типов легковых автомобилей, работающих на горючем топливе (дизель, бензин), поэтому мы в нашей статье остановимся подробнее на сажевых фильтрах DPF для автомобилей, использующих в качестве топлива – дизель (солярку).
Цикл поджига и горения дизельного топлива существенно отличается от горения бензина. Если высокооктановые смеси сгорают практически полностью, то дизель оставляет после себя след в виде сажи. Именно ее и должен убирать из выхлопов сажевый фильтр.
Сажевые фильтры могут иметь различные названия, которые меняются от страны к стране и от марки к марке.
- Так, DPF — аббревиатура от англ. обозначения Diesel Particulate Filter,
- FAP – аббревиатура, пришедшая из Франции — Filtre a Particules,
- А RPF – от RubPartikelFilter, из Германии.
Дизельный сажевый фильтр имеет одно основное назначение – очищать отработанные газы дизельного двигателя внутреннего сгорания от сажи, которая поступает в виде мелких механических частиц размером от 10 нм до 1 мкм. При детальном разборе видно, что частицы эти представляют собой соединения углерода с водой, тяжелыми металлами, серой и другими элементами.
Физически фильтрующий элемент может выполняться в виде отдельного корпуса, устанавливаемого в системе отвода выхлопных газов сразу после каталитического нейтрализатора. В отдельных моделях автомобилей сажевый фильтр и катализатор объединены в один корпус.
В качестве фильтрующего элемента чаще всего выступает жесткий материал с кристаллической пористой структурой, например, матрица из керамики (карбид кремния или другие соединения).
Покупаем новый сажевый фильтр
У официального дилера стоимость нового сажевого фильтра на Peugeot 308 начинается с 2100 белорусских рублей (более 800 долларов). Дорого, зато запчасть оригинальная, с гарантией производителя, а значит, прослужит как положено.
А что предлагают в интернете? Местонахождение такого товара – Польша, но с доставкой (выдачей) в Минске, стоит он 1277 рублей (около 500 долларов), с доставкой – 1344 (517).
Вариант приемлемый, хотя 100-процентная предоплата смущает. Впрочем, это не редкость при оплате товаров через интернет. Риск? Да, он есть, поэтому решаем сами, стоит или нет.
Как работает датчик дифференциального давления DPF?
ДДД обычно устанавливается в моторном отсеке для защиты от перегрева. Датчик соединён с блоком управления двигателем (ЭБУ) электрическим разъёмом и соединён со входом и выходом сажевого фильтра через два силиконовых шланга. Один шланг подключается до DPF , другой — после фильтра. Измеряя разницу в давлении выхлопных газов до и после фильтра, датчик может оценить количество сажи, которое накопленной в фильтре, и сообщить об этом ЭБУ. А оно в свою очередь может выбрать время для начала процесса регенерации сажевого фильтра.
Можно ли удалить сажевый фильтр
Многие автомобилисты, желая избавиться от проблемы постоянной очистки и замены и сопряженных с ними дополнительных финансовых расходов, решают удалить сажевый фильтр. Сделать это можно несколькими способами:
- Демонтаж устройства. Механическое удаление сажевого фильтра позволяет незначительно повысить мощность автомобиля. С другой стороны, при эксплуатации машины ЭБУ двигателя начнет выдавать ошибку, воспринимая отсутствие фильтра как неисправность.
- Внесение корректив в программное обеспечение ЭБУ двигателя (обновление программы до версии, не содержащей информацию о подключении сажевого фильтра). Обновление программного обеспечения выполняется специальным устройством – программатором, но при этом необходимо быть уверенным в корректности работы новой прошивки, поскольку последствия могут быть непредсказуемы.
- Подключение эмулятора устройства (без изменения заводской программы), который посылает ЭБУ сигналы, аналогичные работе реального сажевого фильтра.
Однако следует иметь ввиду, что установленные на сегодняшний день экологические стандарты Евро-5 запрещают эксплуатацию автомобиля с дизельным двигателем без сажевого фильтра.
Использование сажевого фильтра и его ресурс
Когда выхлоп проходит через сажевый фильтр, загрязнения оседают на стенках матрицы и в результате на выходе — очищенные газы . Постепенно ячейки фильтра наполняются и забиваются, препятствуя прохождению выхлопных газов. Это приводит к снижению производительности двигателя, что свидетельствует о необходимости очистки или замены.
Срок службы сажевого фильтра зависит от условий эксплуатации автомобиля. В среднем производители рекомендуют проверять состояние каждые 100 000 километров. Фактический диапазон загрязнения фильтра составляет от 50 до 200 000 километров. Регулярная регенерация и своевременная замена моторного масла необходимы для продления срока службы.
Типы и задачи регенерации
Регенерация сажевого фильтра — это процесс сжигания сажи, отложившейся в матрице. Существует два типа регенерации:
- Пассивный — он заключается в повышении температуры выхлопных газов. Этого можно достичь, разогнав двигатель до максимальной нагрузки (примерно 15 минут езды при 3000 об/мин или более) или добавив к дизельному топливу присадки для снижения температуры горения сажи.
- Активный — выполняется, когда основной режим работы двигателя не обеспечивает требуемых параметров для пассивной регенерации. Для этого на время проводят принудительный подъем температуры. Повышение температуры достигается разными способами — отложенным или дополнительным впрыском в такт выпуска, электронагревом или дополнительными добавками к топливу.
Частые прокалывания изнашиваются и повреждают керамическую матрицу. А поскольку стоимость сажевого фильтра достаточно высока, необходимо найти наиболее деликатный режим. Это достигается за счет увеличения интервала между процессами регенерации и уменьшения температурных диапазонов сгорания масла.
Правильное масло для дизеля
Неподходящее масло еще больше загрязняет ячейки матрицы фильтра и приводит к преждевременному износу. В процессе работы двигателя происходит его угар вместе с топливом и при наличии негорючего осадка блокирует работу системы очистки выбросов.
Для дизельных двигателей с сажевыми фильтрами ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей) определила специальный стандарт масла, которое соответствует экологическим стандартам, не ниже Евро-4 и общим правилам эксплуатации транспортных средств. Моторные масла для современных дизельных сажевых фильтров с допуском ACEA присвоено обозначение C (C1, C2, C3, C4). Они используются в автомобилях с системами очистки выбросов и их состав позволяет матрице служить дольше.
Сажевый фильтр без катализатора и автоматическая регенерация
Есть другие типы, они не имеют в своем строении катализатора. Если точно подметить, то можно сказать что он есть, однако устанавливается перед «сажевиком» и никак с ним не соприкасается (два отдельных элемента). Такими типами пользуются производители концернов Peuqeot — Citroen, а также FORD, TOYOTA и некоторые другие.
Здесь очистка устроена совершенно по-другому. Раз в несколько сот километров, автомобиль в автоматическом режиме впрыскивает специальную присадку в топливо, (обычно она основана на таком веществе как Церий).
При наполнении фильтра сажей, система впрыска дизеля нагнетает эту присадку в цилиндры. Причем при выхлопе внутри фильтра создается очень высокая температура примерно + 650, +750 градусов. Сам «сажевик» раскаляется.
Церий при этом не распадается в топливе, он доставляется с газами в фильтр, после того как он попадает на раскаленный «сетчатый» элемент, он начинает сгорать поднимая температуру до 900 — 1000 градусов. Сажа окисляется и сгорает. При такой температуре происходит регенерация фильтра, то есть он очищается. Материалы выпускной системы достаточно прочные, поэтому разрушение выхлопного тракта не происходит.
Посмотрите познавательный ролик, там все расписано на пальцах.
Присадка в топливо хранится в отдельной емкости, причем ее хватает достаточно на длительный срок, как заверяют производители должно хватить на 90 – 100000 километров, однако при использовании некачественного «дизеля» пробег может значительно уменьшиться.
Сажевый фильтр это очередное устройство, которое призвано сделать наш с вами воздух чище в угоду экологии. Если его убрать, машина будет работать немного лучше – потому как нет никаких преград в выхлопном тракте.
Кстати на многих дизелях, реализованы системы отключения цилиндров, для экономии топлива, советую почитать.
НА этом у меня все, читайте наш АВТОБЛОГ.
(7 голосов, средний: 5,00 из 5)
Катализатор и сажевый фильтр в чем разница
Катализатор и фильтр в принципе работают по-разному. Фильтр задерживает, дожигает и фильтрует частицы сажи. Катализатор нейтрализует вредные примеси в результате химической реакции. Его полости покрыты спецсплавом с примесью палладия или платины, которые при нагревании вступают в реакцию с тяжелыми металлами и нейтрализуют их.
Другими словами – фильтр фильтрует механически и дожигает термически, катализатор нейтрализует химическими реакциями.