Электрическая схема урал 4320 с двигателем ямз 236
Электрическая схема урал 4320 с двигателем ямз 238
Урал 4320 — полноприводный трехосный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6. Его основным преимуществом среди аналогов является высокая проходимость — машина без проблем преодолеет болотистую местность, канавы, подъемы, рвы. Обладает грузоподъемностью в 10 тонн. Широко используется российскими и зарубежными вооруженными силами.
Коробка передач автомобиля тесно связана с типом двигателя. Для автомобилей Урал версии КПП менялись вместе с двигателями.
Хронология соответствия КПП
Урал 4320, Урал 5557 до 1994 года устанавливались КПП КАМАЗ 141, которая устанавливалась для двигателя КАМАЗ 740. Начиная 1994 года «Уралы» оснащаются двигателями ЯМЗ 236 с соответствующей КПП ЯМЗ 236, КПП ЯМЗ 2361
На сегодняшний день большинство а/м «Урал» оснащены коробками передач ЯМЗ 206 и ее модификациями. КПП ЯМЗ 206 механическая, трехходовая, пятиступенчатая с синхронизаторами на 2 и 3, 4 и 5 передачах.
Рис. 1. Коробка передач КПП автомобилей Урал-4320, 5557 (ЯМЗ-236) 1– муфта выключения сцепления; 2–первичный вал; 3, 15– крышки подшипников; 4–картер сцепления; 5, 10– синхронизаторы; 7–шарик фиксатора; 8, 22–шестерни пятой передачи; 9, 21–шестерни третьей передачи; 11, 19–шестерни второй передачи; 12–шестерня первой передачи и заднего хода; 13–верхняя крышка; 14–вторичный вал; 16–фланец; 17– промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18–картер коробки передач; 20–заборник масляного насоса с магнитом; 23– шестерня отбора мощности; 24–шестерня привода промежуточного вала; 25–масляный насос; 26–ось блока шестерен заднего хода; 27–блок шестерен заднего хода; 28–шестерня привода спидометра.
«Урал» трудится в тяжелых условиях, поэтому такие узлы как КПП выходят из строя очень быстро, если не проводить своевременное ТО и ремонт. Важно выбирать для ремонта коробки передач качественные автозапчасти Урал, так как если вы станете ставить китайские запчасти Урал, то вероятней всего КПП сломается в самый неподходящий момент (обычно при большой нагрузке).
ТО КПП ЯМЗ 236
Техобслуживание начинается с проверки крепления коробки передач Урал-4320 к двигателю, проверки состояния подвески коробки, нормального уровня масла. Кроме этого следует следовать инструкциям по замене масла согласно таблице.
У коробки передач ЯМЗ 236 система смазки смешанная: при работе под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Механизм переключения КПП, зубчатые зацепления, подшипники качения смазываются разбрызгиванием. Для закачивания масла из масляной ванны в систему каналов используется масляный шестеренчатый насос, который стоит на передней стенке картера. Насос оснащен редукционным клапаном отрегулированном на давление 80±10 кПа.
Рис. 2. Схема системы смазки КПП Урал-4320, Урал-5557 А–засасывание масла; В–высокое давление; 2–магнит маслозаборника; 3–сетка маслозаборника; 4–сливная пробка; 5– масляный насос; 6–редукционный клапан; 7–пробка заливного отверстия
В коробку передач Урал 4320 масло заливают через отверстие в верхней крышке коробки, которое закрыто пробкой. Чтобы масло не перелить следите за контрольным отверстием, которое находится с левой стороны картера. Система смазки коробки передач Урал-4320 вмещает в себя 5,5 л. смазывающей жидкости. Уровень масла в картере коробки передач должен быть не ниже нижней кромки контрольного отверстия 3 (рис. 3).
Замена масла начинается со слива старого масла в горячем состоянии через сливное отверстие, закрытое пробкой 4. После слива надо очистить магнит сливной пробки, снять крышку заборника масляного насоса и промыть сетку, затем установить все на место.
Внимательно устанавливайте крышку, чтобы не перекрыть масляную магистраль.
Рис. 3. Пробки коробки передач Урал-4320, 5557 (ЯМЗ-236) 1–маслозаливное отверстие; 2–крышка заборника масляного насоса; 3–контрольное отверстие уровня масла; 4–сливное отверстие
Для промывки КПП рекомендуется индустриальное масло И-12А или И-20А по ГОСТ 20199 – 88; 2,5 – 3 л. Для промывки масло заливается в картер КПП, рычаг коробки устанавливается в нейтральное положении, двигатель запускается на 7-8 минут. Затем промывочное масло сливается и заливается свежее.
Не допускается промывка КПП другими жидкостями: керосином, диз.топливом, так как при этом может выйти из строя масляный насос.
Если вы собираете КПП, то вновь устанавливаемый масляный насос надо смазать заранее применяемым в коробке маслом, чтобы обеспечить всасывание жидкости в насос перед стартом.
Особенности буксировки автомобиля с неработающим двигателем.
1. Переведите рычаг переключения КПП в 4 прямую передачу или отсоедините КПП от трансмиссии.
2. Более 20 км буксировка без выжима сцепления с включенной прямой передачей или без отсоединения карданного вала не допускается
Почему следует соблюдать эти правила буксировки?
При выключенном двигателе первичный и промежуточные валы в коробке не вращаются, поэтому масляные насос не работает и не подает смазку в подшипники, на конусные поверхности синхронизаторов. В результате задираются поверхности скольжения и изнашиваются кольца синхронизаторов. Этот износ ведет к выходу из строя коробки передач.
Холодный пуск
Если температура окружающей среды — 30С, то необходимо прогревать коробку передач перед пуском. Если прогреть нет возможности, то на длительную остановку масло сливают из картера, а перед пуском разогревают и заливают разогретое масло через верхнюю крышку. Важно отрегулировать правильно сцепление, чтобы не допустить его сведения и выхода из строя КПП.
Модернизированные КПП Урал-4320, Урал-5557 (ЯМЗ-2361)
КПП ЯМЗ-2361 оснащены усиленным первичным валом за счет увеличения диаметра вала, а так же изменено уплотнение первичного вала. Изменена система подачи смазки от масляного насоса в крышку первичного вала: смазка подается по масляному трубопроводу от масляного насоса в крышку первичного вала. Если Вы хотите переоборудовать КПП на ЯМЗ-2361 вам понадобится комплект запасных частей УРАЛ 2361.1700200, включающий необходимые для замены детали и узлы.
Описание книги
Книга по ремонту Урал
Эксплуатация любого автомобиля Урал невозможна без знаний его устройства, особенностей обслуживания и ремонта. Не имеет значения, кем будут производиться необходимые работы, — каждый водитель просто обязан знать элементарные процедуры ухода и устранения неполадок.
Книга по ремонту Урал содержит в себе все необходимые сведения, которые помогут владельцу разобраться в устройстве автомобиля, научат грамотному уходу за автомобилем, своевременному техническому обслуживанию и правильному ремонту.
Руководство по ремонту Урал разделено на главы:
Устройство автомобиля (описываются общие сведения и паспортные данные автомобиля);
Инструкция по эксплуатации (подготовка к выезду, рекомендации по безопасности движения);
Неисправности в пути (советы, которые помогут Вам в случае неожиданной поломки в дороге);
Техническое обслуживание (подробные рекомендации по проведению всех процедур обслуживания);
Инструкции по ремонту (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозная система, а также включены сборочно-разборочные работы, необходимые в процессе ремонта Урал);
Электрооборудование (подробный мануал по диагностике и устранению неисправностей, отдельно описаны основные блоки и даны подробные электрические схемы Урал).
Любая из процедур ремонта Урал приведена по принципу от простого к сложному: от простейших операций по обслуживанию, регулировке, замене деталей, до глобального ремонта со сборочно-разборочными работами.
Все материалы книги основаны на конкретном опыте, полученном в процессе полной разборки и сборки Урал высококвалифицированными автомеханиками.
Книга «Урал-4320-10,4320-31. РЭ» необходима, чтобы диагностика и ремонт Урал могли быть сделаны профессионально и быстро даже владельцем автомобиля, который ещё имеет мало практического опыта.
Бесплатно скачать руководство по ремонту Урал Вы можете в формате pdf. Его достаточно закачать в свой телефон либо планшет и в любой ситуации на дороге Вы сможете им воспользоваться.
Историческая справка
Довоенный период
Из архивных документов следует, что назначенная советским руководством группа инженеров посчитала целесообразным использовать в качестве базы для будущего мотоцикла изделие BMW R-71. Немецкий BMW R-71 образца 1940 года
Справочно: Группа изучала все доступные в те годы серийно выпускавшиеся мотоциклы. И по ряду признаков определила наиболее перспективную конфигурацию, которой соответствовала именно марка BMW. Однако, по мнению советских инженеров, часть узлов и агрегатов, а также центральная проводка нуждались в доработке под отечественные особенности эксплуатации.
Проект был одобрен советским руководством и уже в 1940 году были готовы к испытаниям предсерийные образцы, у которых:
- Схема электропроводки мотоцикла Урал строилась на однопроводном варианте (металлическая рама выступала в роли «минуса»), тогда как BMW применяла двухпроводную;
- Был выбран 6В вольтаж (в послевоенные годы перспективным признали оборудование на 12 вольт);
- Для устойчивой работы на обедненной топливной смеси устанавливался ручной регулятор угла опережения зажигания;
- Для улучшения работы мотоцикла в условиях бездорожья:
- устанавливалось двухдисковое сцепление (BMW R-71 оснащался однодисковым);
- В коробке передач были увеличены передаточные числа главной передачи.
Основной особенностью первого тяжелого отечественного мотоцикла стала его простота:
- своими руками можно было устранить любую поломку в пути;
- провести регулировку электросистемы (электропроводка мотоцикла Урал это позволяла);
- очистить и отрегулировать систему питания;
Справочно: В довоенное время на службу поступило более 7000 мотоциклов. Их выпуском занимались Московский мотоциклетный завод (ММЗ), Горьковский мотоциклетный завод (ГМЗ), Ленинградский завод «Красный Октябрь» и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ).
Военное время
С началом войны производство мотоциклов в срочном порядке эвакуировали в Свердловск и в кратчайшие сроки развернули на Ирбитском мотоциклетном заводе. Донором нового производства стало все вывезенное с Московского мотоциклетного завода оборудование. А готовая продукция прямо с конвейера (на фото внизу) уходила к заказчику. Прямо с завода ополчение отправлялось на мотоциклах М-72 Урал на фронт
Высокие качества и простота обслуживания мотоцикла по достоинству оценили военные. Их оборонный заказ вырос в несколько раз. Коллектив Ирбитского мотозавода только за 1942 год сумел нарастить объем до 10000 Урал-1, а в дальнейшем преодолел отметку в 20 тысяч экземпляров. Эмблема Ирбитского мотозавода
Обратите внимание! Оригинальное имя «Урал» существует не только в обозначении тяжелых мотоциклов, но и грузовых авто, что способствует небольшой путанице. В частности, схема электропроводки Урал 4320 имеет отношение не к мотоциклу, а к автомобилю. Аналогично расшифровывается и схема электропроводки Урал 5557 – это модификация грузового авто.
Послевоенное время
Накопленный опыт эксплуатации в самых суровых условиях доказал перспективность шасси и конструкции в целом (на представленном видео в конце статьи это наглядно показано), что позволило заводским конструкторам сосредоточится на усовершенствовании функциональности мотоцикла.
Справочно: Хотя 6В схема проводки на мотоцикл Урал и признавалась устаревшей, тем не менее, ее оставили благодаря потрясающей стрессоустойчивости конструкции.
Наряду с основным заказчиком (армия) в производственной программе ИМЗ появились и:
- органы правопорядка (милиция);
- охранные организации типа рыбнадзора;
- пожарные службы;
- медицинские службы и т.п.
Выпуск пожарных версий освоил завод в Днепропетровске в 80-е годы
Справочно: Схема проводки на мотоцикл Урал с пожарным насосом предусматривала уверенный запуск в любых условиях.
Основные сведенья о раздаточной коробке машины Урал 5557 и 4320
На автомобили Урал 4230 и 5557 используется двухступенчатая раздаточная коробка, оснащенная асимметричным цилиндрическим межосевым блокируемым дифференциалом с механизированным приводом. Раздаточная коробка крепится на раму автомобиля при помощи четырёх резиновых подушек. Конструкция раздаточной коробки машины Урал 5557 и 4320 абсолютно такое же, как у камаза 4310.
В середине картера на подшипниках размещаются:
- Промежуточный валик с шестерёнками низшейвысшей передачей;
- Валик привода заднего со средним мостов. На эти валики устанавливается несимметричный цилиндрический межосевой дифференциал;
- Валик привода переднего моста;
- Первичный валик с шестерёнками высшей и низшей передачей, а между ними устанавливается муфта, переключающая передачи.
Для того чтобы поддержать атмосферное давление в полости картера на крышке подшипника устанавливается штуцер с трубочкой, связывающей картер с атмосферой через систему герметизации. Выводящий кончик трубки выводится на уровень, выше максимального преодолеваемого брода, для исключения засасывания воды картером во время преодоления водных преград.
Картер изготавливается из чугуна, сверху расположен люк, сам картер неразъёмный, закрывается крышкой с маслонаправляющим лотком. Масло заливается в картер через верхний люк со снятой крышкой или через отверстие под контрольную пробку, которая располагается на задней стенке картера. Слив масла происходит при помощи нижнего отверстия, которое закрывается пробочкой с магнитиком. При помощи штуцера проводится вентиляция картера, а его трубка включается в общую систему герметизации агрегатов.
Раздаточная коробка Урал 4320
Как функционирует раздаточная коробка Урал 4320 и 5557?
В Урал 4320 и 5557 может меняться крутящий момент, который подводится к ведущим колёсам. То есть раздаточная коробка считается одновременно дополнительной коробкой передач, которая увеличивает количество передач и пределы изменения передаточного числа в трансмиссии. Благодаря включению низшей передачи коробки передач и раздатка урал 4320, 5557 обеспечивается возможность преодолевать большое сопротивление движению и устойчивое движение машины на небольшой скорости.
Коробки Урал 4320 и 5557 с жесткой связью между валиками привода ведущих мостов имеют соотношение крутящих моментов, которые подведены к основным передачам ведущих мостов, зависимое от определённых параметров конструкции машины и условий движения. С блокированным приводом и прямолинейным движением по дорогам с хорошим сцеплением, но с небольшим сопротивлением с разницей в радиусах колёс определённые ведущие колёса могут пробуксовывать и скользить. Это приводит к более скорому износу шин, агрегатам трансмиссии и дополнительным нагрузкам.
Для того чтобы устранить данные нежелательные явления в этой детали используется дифференциальный привод. В таком случае крутящий момент между валиками привода ведущих мостов распределяется при помощи дифференциала, который позволяет этим валикам вращаться с отличными друг от друга угловыми скоростями. Благодаря свойствам установленного дифференциала происходит распределение крутящего момента между ведущими мостами. То есть благодаря дифференциалу раздаточной коробки снижаются затраты во время движения по дорогам. Хотя использование дифференциала привода во время движения по скользким дорогам, которые имеют маленькое сцепление может привести к уменьшению или потери проходимости автомобиля. Для увеличения проходимости в машинах предусматривается устройство, которое блокирует дифференциал.
Распространённые неисправности раздаточной коробки Урал 4320, 5557
У коробок Урал 4320 и 5557 могут возникать такие проблемы:
- Затруднение переключения передач блока дифференциала раздатки. Чаще всего такая проблема возникает тогда, когда на муфтах и щипцах образовываются заусеницы, заедают фиксаторы и прогибаются ползунки. Для устранения данной проблемы необходимо провести очищение щипцов и деталей фиксатора, а также привести в порядок ползунки, выпрямлением или их заменой.
- Сильный шум.Такая проблема может возникнуть из-за испорченных шестерёнок и смещения валиков среди осевых направлений. В таком случае необходимо провести проверку регулирования подшипников в первом и промежуточном валике, а также отрегулировать уровень масла.
- Подтекает масло через сальники.Эта проблема может возникать из-за износа сальников, во время образования трещин. Для решения данной проблемы необходимо произвести замену испорченных деталей и прочистку трубки, которая отвечает за герметизацию.
- Передача и блок дифференциала самостоятельно выключаются.Чаще всего эта проблема возникает из-за порчи вилок переключателей и соединений муфт, а также из-за перемещения валиков. Для исправления данной проблемы нужно произвести замену изношенных деталей и отрегулировать подшипники валиков.
Надеемся, что наша статья дала вам все ответы на ваши вопросы и теперь вы получили основные, базовые знания по этой теме. Удачи вам на дороге и соблюдайте ПДД!
Если система управления вышеуказанной техники при повороте ключа зажигания на старт, не включает стартер, то причина поломки заключается в электрическом оборудовании или электронных системах грузовика. Причины могут быть следующие:
- Неисправность блока реле и предохранителей
- Отсутствие контактов в разъемах электропроводки
- Неисправность главного реле грузового автомобиля
- Выход из строя замка зажигания Выход из строя стартера
- Обрыв или замыкание шины КАН
- Отсутствие “массы”
- Отсутствие напряжения питания на блоке управления двигателем
- Обрыв или замыкание жгута проводки
- Неисправность втягивающего реле стартера
- Выход из строя замка зажигания
- Выход из строя блока управления двигателем
Модификации двигателя
Модель | Назначение, потребитель | КПП | Основные конструктивные отличия | Сцепление |
ЯМЗ-236НЕ2-12 | Автобус ЛиАЗ-5256 — в запчасти | ЯМЗ-236Л1 | ЯМЗ-236НЕ2-1 (база) V-образный ТНВД (12×13), конструктивные особенности см. ЯМЗ-236НЕ-6 | ЯМЗ-182 |
ЯМЗ-236НЕ2-16 | Автобус «Неман-5201» — в запчасти | ЯМЗ-236Л1 | ЯМЗ-236НЕ2-12 (база) Передняя опора Т-образная, привод компрессора и генератора, генератор 6582.3701-03, ЭФУ | ЯМЗ-182 |
ЯМЗ-236НЕ2-24 | Автомобили, шасси «Урал-4320-40, -4320-41, -43203-41, -43206-41», «Урал-4320-1912», «Урал-5557-40, -5557-1112, -55571-40», седельный тягач «Урал-44202-41», вахтовые автобусы «Урал-3255-41, -325512-41, -32552-41, -32552-47» и их модификации | ЯМЗ-236У2 (торцевые шлицы) | ЯМЗ-236НЕ2-3 (база) | ЯМЗ-182 |
ЯМЗ-236НЕ2-3 | Автомобили «Урал-43206-41», «Урал-4320-40», «Урал-5557-40», «Урал-44202-41» — в запчасти | ЯМЗ-236У3 | ЯМЗ-236НЕ2-1 (база) Верхнее расположение ТКР, система подвода выпускных газов к ТКР, впускные коллекторы, картер масляный глубокой частью вперёд, указатель уровня масла удлиннёный, генератор 1322.3771, шкив к.в. 3х ручьевой, V-образный ТНВД, патрубок соединительный впускных коллекторов. Без патрубка впускного, трубы соединительной ОНВ, кожуха вентилятора. | ЯМЗ-182 |
ЯМЗ-236НЕ2-31 | Автобусы ЛАЗ-52523, -4207, -5207 — в запчасти | |||
ЯМЗ-236НЕ2-36 | Автомобили МАЗ-533602, МАЗ-533702, -543202, -543302, -555102, -555402 и их модификации — в запчасти | |||
ЯМЗ-236НЕ2-37 | Автобусы «Неман-5201, -52012» (РУП «Опытный завод „Неман“, Лида) | |||
ЯМЗ-236НЕ2-6 | Автобусы ЛАЗ-52523, -4207, -5207 — в запчасти | ЯМЗ-236Л1 | ЯМЗ-236НЕ2-1 (база) V-образный ТНВД, блок цилиндров, впускные коллекторы, трубки топливные высокого и низкого давления, шкив к.в. 3-х ручьевой с проточкой, ТКР сдвинут в сторону вентилятора, система выпуска газов, картер масляный автобусный, указатель уровня масла, привод компрессора и генератора Без крыльчатки вентилятора, кожуха вентилятора, муфты включения вентилятора, трубы соединительной ОНВ, генератора, но с деталями его крепления, ЭФУ. | ЯМЗ-182 |
ЯМЗ-236НЕ2-8 | Автобус «Волжанин-5270» — в запчасти | ЯМЗ-236Л1 | ЯМЗ-236НЕ2-1 (база) Передняя опора тракторного типа с хомутом, шкив к.в. с проточкой, картер масляный автобусный, указатель уровня масла привод компрессора и генератора Без крыльчатки вентилятора, кожуха вентилятора, муфты включения вентилятора, трубы соединительной ОНВ, генератора, но с деталями екго крепления и ремнями привода | ЯМЗ-182 |
Прямая поставка оригинальных: двигателей ЯМЗ, дизельных генераторов, приводов, КПП, МОМ, запасных частей в полном ассортименте.