Toyota-navi.ru

АвтоКлуб Toyota
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Форсировать двигатель ваз 21099 как это сделать

Тюнинг ВАЗ 21099: как повысить мощность двигателя

Девяносто девятая модель ВАЗа, которая еще известна как «Спутник», выпускалась с 1990 до 2004 год. Автомобиль получил довольно большое распространение, экспортировался в ряд стран под другими названиями Forma или Sagona. Несмотря на то, что при ее создании были модернизированы основные узлы, автомобиль существенно уступает современным аналогам. Именно поэтому многие решают провести модернизацию мотора. Рассмотрим особенности изменения установленного двигателя подробнее.

Как правильно форсировать двигатель ВАЗ 2109

Наверняка каждый любитель быстрой езды мечтает обладать мощным автомобилем с хорошей динамикой. Что же делать, когда средств на покупку новой машины с желаемыми техническими характеристиками нет? Лучшее решение в сложившейся ситуации – форсирование двигателя. Такой вид тюнинга применяют зачастую для автомобилей отечественного производства, например, для ВАЗ 2109. Эта модернизация подразумевает раскрытие в полной мере всего потенциала двигателя: она позволяет улучшить показатели мотора за счёт уменьшения энергетических потерь ДВС, приходящихся на трение.


Форсированный двигатель

Как увеличить мощность двигателя без тюнинга?

Увеличим мощность видавшего виды карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21093.

Причем постараемся проделать все работы без доработок и тюнинга.

Не секрет, что на автомобилях с пробегом отдача получаемая от двигателя со временем перестает устраивать автовладельца. Вот и на нашем 21083 из семидесяти лошадей несколько уже разбежались, а еще несколько вообще сдохли. В остатке, хорошо если лошадей 50. Если мы вернем ему былую резвость и даже немного увеличим ее, путем нехитрого ремонта, прибавка в мощности порадует его владельца.

Как увеличить мощность двигателя без тюнинга и доработок?

— Приводим в порядок поршневую группу двигателя

Единственное, что можно сделать для нормализации работы поршневой без капитального ремонта — раскоксовывание поршневых колец. Перед проведением процедуры проверяем компрессию в цилиндрах (См. фото в начале статьи). Возможно раскоксовка в нашем случае будет не нужна или наоборот, если будет установлено, что поршневая «убита», продолжать настройку двигателя на увеличение мощности нет смысла.

На нашем 21083 оказалось, что компрессия понижена на всех цилиндрах и по динамике нарастания показаний на табло компрессометра (сначала медленно, а потом резко вверх) понятно, что кольца работают не так как надо.

Поэтому проводим процедуру раскоксовки. Для нее понадобится либо специальная жидкость купленная в магазине, либо своя, самостоятельно приготовленная смесь (ацетон, керосин и масло в равных частях). Эту смесь на ночь нужно залить под свечи в двигатель и с утра прогазоваться. После чего заменить масло. Подробно о том, что и как сделать (там есть свои особенности) в статье «Раскоксовка поршневых колец двигателя автомобиля».

Заливаем смесь для раскоксовывания поршневых колец под свечи при помощи десяти-кубового шприца

После раскоксовывания поршневых колец у двигателя должно сразу и ощутимо прибавиться мощности и приемистости. Теперь попробуем это увеличение приумножить за счет других настроек.

— Приводим в порядок механизм ГРМ

Сначала проверим правильность взаимного расположения распределительного и коленчатого валов двигателя, так как это основа для последующей регулировки клапанов и зажигания. Внимательно смотрим на совмещение установочных меток в приводе ГРМ и при необходимости изменяем положение распредвала относительно коленчатого вала. Вот метки, которые должны совпасть при нахождении поршней первого и четвертого цилиндра в верхней мертвой точке: метка на шкиву распредвала и задней крышке привода ГРМ, метка на шкиву коленвала и метка на корпусе масляного насоса, метка на маховике и середина треугольного выреза на шкале в лючке картера сцепления. Подробнее про метки ГРМ и как их выставить: «Метки ГРМ двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Установочные метки на шкиву коленчатого вала и крышке масляного насоса ВАЗ 2108, 2109, 21099

После установки меток проводим регулировку тепловых зазоров клапанов, так как «зажатые», или, наоборот, слишком «отпущенные», они не дают в достаточной мере наполнять цилиндры топливной смесью и эффективно удалять ее. А это очевидная потеря мощности, которую можно восстановить регулировкой.

Измерение теплового зазора при помощи щупа

— Приводим в порядок систему питания двигателя

В первую очередь проверяем и заменяем в случае необходимости топливные фильтры. Это фильтр на заборнике топлива в бензобаке, фильтр тонкой очистки, фильтр в бензонасосе, фильтр на входе в карбюратор. Если имеется сильное засорение (хорошо видно на примере «ржавого» фильтра тонкой очистки топлива), то будет не лишним продуть топливные магистрали и промыть топливный бак. За счет этих работ можно обеспечить нормальную подачу топлива в карбюратор.

Топливная система двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

Во вторую очередь проверяем бензонасос (топливный насос). На нем не должно быть потеков топлива (если есть — диафрагма повреждена), из его выходного штуцера должна выходить мощная струя топлива при нажатии на рычаг ручной подкачки. Подробно о том как проверить бензонасос: «Проверка бензонасоса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Читать еще:  Что будет если на патриот поставить 405 двигатель

Оценка исправности топливного насоса (бензонасоса) по струе при нажатии на рычаг ручной подкачки

Для повышения работоспособности бензонасоса необходимо отрегулировать выступание толкателя его привода. В случае чего, стершийся толкатель придется заменить.

— Приводим в порядок систему зажигания двигателя

Здесь нужно настроить четкую работу вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания. А так же как можно точнее выставить начальный угол опережения зажигания.

Центробежный и вакуумный регуляторы в трамблере увеличивают угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя, что позволяет получить от двигателя полную отдачу. Если они не работают, автомобиль тупо не едет даже с новым двигателем. Многие автовладельцы не обращают внимание на состояние этих устройств и постоянно мучаются в поисках решения проблемы «почему двигатель не тянет». А решение вот оно — под носом.

Вакуумный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Вот статьи по настройке этих регуляторов.

Правильно выставленный угол опережения зажигания — основа для правильной работы центробежного и вакуумного регуляторов. Помимо этого — это стабильный холостой ход двигателя. Выставляем угол опережения зажигания при помощи стробоскопа. Для двигателя 21083 он составляет 2-3 гр опережения до ВМТ. «Регулировка угла опережения зажигания на ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Если настройка системы зажигания проведена правильно, мощность двигателя возрастет на десяток лошадей без всякого тюнинга и доработок.

— Настраиваем карбюратор

Для того чтобы обеспечить двигателю возможность работать на пределе и быстро выходить на мощностной режим в карбюраторе следует настроить как минимум работу трех устройств. Это вторая камера (она включается, когда нужна полная отдача), экономайзер мощностных режимов и эконостат. Эти устройства позволяют дополнительно обогатить в нужный момент топливную смесь.

Вот ссылка на статью в которой описывается настройка этих устройств карбюратора: «Настройка карбюратора Солекс».

Замена прохудившейся диафрагмы экономайзера мощностных режимов карбюратора Солекс 21083 — позволит получить небольшую прибавку в мощности двигателя автомобиля и снизить его топливный аппетит

Примечания и дополнения

— Помимо перечисленного следует обратить внимание на некоторые аспекты косвенно влияющие на мощность и приемистость двигателя автомобиля, но с ним не связанные. Это давление в шинах колес, правильно отрегулированное сцепление, подклинивание тормозных механизмов, нарушение углов установки колес, т.е. все то, что мешает двигателю резво тянуть автомобиль вперед.

Установка турбины

Это то, что может увеличить мощность двигателя в несколько раз. Качественная турбина от надежного производителя улучшит характеристики мотора во много раз. Только желательно, чтобы двигатель был в идеальном состоянии, иначе максимум выжать не получится. Турбина приводится в движение выхлопными газами, поэтому работает только при заведенном двигателе. Можно даже сказать, что мотор работает сам на себя.

От крыльчатки в выпускном коллекторе движение передается по оси на компрессор, выполненный с использованием шестеренок. Такой тип компрессора не боится больших температур и достаточно долговечный. В итоге воздух под большим давлением нагнетается в систему питания, от этого мощность двигателя повышается.

Есть много нюансов в работе турбины. Например, на определенных оборотах двигателя возникает провал. При этом работа турбокомпрессора не ощущается. Немного переплатив, можно приобрести турбину, в которой установлено два компрессора, у которых провал наступает при различных оборотах двигателя. В итоге они компенсируют друг друга, а у водителя не появляется дискомфорт от такого поведения мотора.

Мощностной тюнинг: преимущества и недостатки

Стоит начать с того, что практически любой бензиновый или дизельный двигатель можно форсировать. Так называемый «железный» тюнинг без установки турбины обеспечивает прирост мощности около 10-20%. Доработка мотора посредством установки турбонаддува обеспечивает до 40% увеличения мощности.

Что касается моторесурса, форсирование может как значительно сократить, так и увеличить срок службы силового агрегата. Также ресурс будет напрямую зависеть от целевого назначения и индивидуальных условий, в которых эксплуатируется конкретный двигатель.

В качестве примера можно провести сравнение тюнингового агрегата и заводского. Если новый форсированный мотор собирается специалистами в техническом центре, то при одинаковых условиях эксплуатации именно тюнинговый ДВС прослужит в полтора или два раза дольше. Дело в том, что в процессе массового изготовления на заводе обычный двигатель не проходит индивидуальной настройки и подгонки во время сборки. Главной задачей сборки на конвейере выступает не максимальная точность и последующая надежность агрегата, а сборка в соответствии с рядом стандартов и допусков. Что касается индивидуально собранного двигателя, то в процессе его создания учитываются даже десятые доли граммов и миллиметров (развесовка, балансировка и т.п.) для достижения лучших показателей, а также устанавливаются усиленные детали и узлы, изначально рассчитанные на более серьезные нагрузки.

Читать еще:  Что будет если вода попадет в двигатель автомобиля

Такой прирост мощности зачастую достигается в комплексе с установкой турбонагнетателя или механического компрессора. По этой причине многие автовладельцы останавливают свой выбор на доработке мотора без монтажа турбины.

Ремонт и ремонтные операции

Ремонт двигателя ВАЗ 21099 — стандартный для всех моторов этой серии. Если просмотреть ремонтные операции моторов 2108 и 2109, то по большому счету проблемы одни и те же.

Капитальный ремонт мотора 21099.

Своевременный ремонт и замена газораспределительного механизма убережет владельца от неприятных последствий. Поскольку конструктивные особенности автомобиля достаточно легкие, а двигатель — простой, то большинство автомобилистов проводят ремонт двигателя 21099 своими руками, что значительно экономит денежные средства и время поездки на автосервис.

Еще одной довольной частой проблемой для этого типа силовых агрегатов является водяной насос. Не надежность этого элемента подводит автомобилистов в пути. Поэтому, рекомендуется или возить запасную деталь, или установить спортивный вариант. Обычно автомобилисты склоняются ко второму.

На инжекторном типе, мотор может столкнуться с проблемой частой выхода со строя датчиков двигателя. Этот показатель зачастую связан с проводкой или непосредственно с самим электронным блоком управления двигателем. Так, во многих случаях перепрошивка может помочь устранить проблему.

По истечению 250 000 км пробега двигателю 21099 потребуется капитальный ремонт. Поскольку, в основном, на них установлены блоки цилиндров 2108, то проблем с расточкой и ремонтом не должно возникать. Хотя, в последнее время многие автолюбители стали использовать контрактные двигатели, поскольку силовые агрегаты все менее пригодны к ремонту.

Ремонт головки блока цилиндров. Прогоревшие клапаны.

Капитальный ремонт мотора

Посторонний шум, постукивание, увеличенный расход топлива, снижение мощности указывают на необходимость выполнения капитального ремонта двигателя.
На ВАЗ 21099 капитальный ремонт двигателя – это восстановление его технических показателей, указывает которые инструкция по эксплуатации. Выполняется капремонт двигателя ВАЗ 21099 после снятия устройства с авто и его разборки.

Снятие двигателя

  • Из автомобиля извлекается аккумулятор.
  • Сливается масло и охлаждающая жидкость.

Совет: Двигатель и коробку передач нужно снимать одновременно. Из моторного отсека их опускают вниз. Для удобства работу нужно выполнять на подъемнике.

  • Снимается защита, установленная на картере двигателя.
  • От глушителя отсоединяется приемная труба.
  • Удаляется воздушный фильтр.
  • Отсоединяется от впускной трубы двигателя вакуумный шланг, который служит для усилителя тормозов.
  • Отключается провод «массы» от картера сцепления.
  • Отсоединяются шланги от термостата.
  • Высоковольтный провод освобождается от крышки трамблера.
  • Отсоединяются низковольтные провода, расположенные в колодке.
  • Снимается шланг, подающий топливо от бензонасоса.
  • Убирается наконечник троса, установленный на рычаге привода для выключения сцепления.
  • Колодка с проводом отсоединяется от реле стартера для тяги.
  • Отсоединяется вывод генератора.
  • Провод от клапана карбюратора.
  • Освобождается шланг от карбюратора для обратного слива.
  • Тяга воздушной заслонки и рычаг управления разъединяются.
  • Снимается трос для привода воздушной заслонки.
  • Убирается фиксатор, установленный на секторе привода заслонок, который удерживает трос привода акселератора.
  • С сектора привода дроссельных заслонок удаляется трос.
  • Убирается кронштейн, на котором крепятся троса привода акселератора.
  • Отключаются датчики давления масла и контроля температуры охлаждающей жидкости.
  • Отсоединяются шланги отопителя.
  • Тяга привода переключение передач и наконечник шарнира разъединяются.
  • Отключается спидометр.
  • Отключаются на коробке передач выключатели фонарей заднего хода авто.
  • Для удобства снятия двигателя растяжки с двух сторон отводятся в стороны.

Правая и левая растяжки

  • Освобождаются от фиксации и вытаскиваются поворотный рычаг и шаровой шарнир рулевой тяги.
  • Из рычага стойки при помощи специального съемника выпрессовывается палец шарнира для тяги руля.
  • Шаровой шарнир рычага подвески отсоединяется от поворотного кулака.
  • После выдавливания хвостовика внутреннего ШРУСа вала для привода коробки передач он отводится в сторону. Для этого используется монтировка.
  • После фиксации полуосевой шестерни от поворота отсоединяется таким же образом как первый и второй ШРУС.
  • Двигатель крепится за рамы, троса тали натягиваются, как видно на фото.

Крепление двигателя к тали

  • Задняя опора мотора освобождается от крепления к кузову.
  • Откручивается гайка, двигатель слегка приподнимается и вытаскивается болт, фиксирующий правую переднюю опору двигателя.
  • Освобождается и вынимается болт левой опоры мотора.
  • Двигатель опускается на подставки, автомобиль приподымается и силовой агрегат вытаскивается из-под авто.

Совет: Перед опусканием двигателя нужно проверить отсоединение всех его проводов.

Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21099 нужно начинать с его разборки. Тщательно обследуются все детали, делаются замеры размеров сопрягаемых деталей, составляется дефектная ведомость, намечается план ремонта, определяется предварительная цена.
Пришедшие в негодность детали меняются новыми. Инструкция по уходу за автомобилем указывает, что капитальный ремонт делается через каждые 150 000 километров его пробега.
При этом выполняется замена поршней и колец, расточка блока цилиндров, шлифовка шеек коленвала. Визуально осматриваются стартер, генератор, распределитель зажигания.
Меняются в системе охлаждения шланги, ремни привода, термостат и насос. Тщательно очищается от грязи и промывается радиатор.

Читать еще:  Датчики 406 двигателя и принципы их работы

Сборка двигателя

  • Очищается нагар, образованный по краям постелей блока цилиндров, убираются в канавках масляные отложения.
  • Смазываются моторным маслом вкладыши подшипников, которые затем устанавливаются в постели блока. Нужно следить, чтобы усики коренных подшипников вошли в пазы.
  • В блок цилиндра устанавливается коленвал.
  • Смазываются моторным маслом упорные полукольца.
  • Сталеалюминевое полукольцо, имеющее белый цвет, устанавливается с передней стороны постели, металлокерамическое, желтой окраски – с противоположной стороны.
  • При установке полукольца нужно провернуть так, чтобы их концы были с торцами постели заподлицо.
  • Вставляются вкладыши в крышки подшипников. Предварительно моторным маслом смазываются вкладыши, фиксирующие усики которых при установке должны войти в пазы на крышках.
  • По меткам устанавливаются крышки коренных подшипников. Метки на них соответствуют номеру цилиндров. По две метки нанесены на второй и пятой крышках.

Установка крышек коренных подшипников

  • Торцы головок болтов и резьба смазываются моторным маслом.
  • С фиксированным моментом затягиваются в определенной последовательности болты: на третьей крышке, второй, четвертой, первой и пятой. После затяжки болтов на три оборота необходимо провернуть коленвал.
    При этом легким, без рывков и заеданий должно быть его вращение вала.
  • Смазав тонким слоем смазки прокладку масляного насоса ее «приклеивают» к блоку. Излишки смазки удаляются.
  • Устанавливается на место и фиксируется болтами масляный насос.
  • Монтируется держатель заднего сальника.
  • По меткам вставляется шатун в поршень. При установке номер элемента на шатуне обращается в противоположную сторону от прилива, который имеется на бобышке поршня.
  • Используя специальное приспособление, поршневой палец запрессовывается. Для этого верхняя головка шатуна нагревается до 240 °С.
    После того как шатун зажимается в тисках устанавливается поршень так, чтобы под палец совпали отверстия. Прижим бобышкой обеспечивает правильную установку поршневого пальца.
    Запрессовка выполняется в направлении верхней головки шатуна.
  • После охлаждения через отверстия в бобышках поршня смазывается палец.
  • На поршень устанавливается разжимная пружина маслосъемного кольца.
  • Надеваются поршневые кольца: маслосъемное, затем компрессионные – нижнее, после верхнее. Для этого лучше использовать специальный съемник.
    Отличить верхнее и нижнее кольца можно по толщине и проточке, имеющейся в нижнем. При установке проточку необходимо расположить внизу.
  • Относительно друг друга на поршне замки колец располагаются под углом 120°.
  • После установки проворачивание колец должно быть свободным, без заеданий, иначе их нужно заменить.
  • Ветошью тщательно протираются посадочные места коленвала, зеркала цилиндров, которые затем смазываются моторным маслом.
  • По меткам выставляются вкладыши в шатун. Усик вкладыша должен войти в проточку шатуна. Перед этим элементы смазываются моторным маслом.
  • Сжимая поршневые кольца специальной оправкой, которая одевается на поршень, шатун осторожно опускается в цилиндр. Коленвал нужно провернуть, чтобы при установке поршень находился в НМТ.
    К приводу распредвала направляется стрелка, находящаяся на дне поршня.
  • Используя ручку молотка, в цилиндр проталкивается поршень. При этом оправка должна быть плотно прижата к блоку цилиндров, в противном случае кольца могут поломаться.
  • Нижняя головка шатуна устанавливается на шейку коленвала.
  • По меткам в крышку шатуна вставляется вкладыш. Нужно следить, чтобы в проточку на крышке вошел усик вкладыша, который смазывается моторным маслом.
  • Устанавливается крышка шатуна. Номера на крышке и нижней головке шатуна должны располагаться с одной стороны.
  • Затягиваются гайки на крышке. Устанавливаются остальные поршни.
  • Крепится маслоприемник.
  • Монтируются маховик, стопорная пластина. На крепежные болты наносится герметик.
  • К плоскости блока приклеивается тонким слоем смазки прокладка масляного картера.
  • Ставится на место и закрепляется масляный картер.
  • Монтируется на блок головка.
  • Крепится ремень привода распредвала.

Правильно выполнить на ВАЗ 21099 капремонт двигателя поможет видео.

Установка двигателя на ВАЗ 21099

Установка двигателя выполняется в обратном порядке его снятию:

Совет: Окончательную затяжку всех крепежных элементов лучше выполнять, когда автомобиль будет жестко стоять на полу.

  • К коробке передач подсоединяется привод передних колес. Перед этим выполняется замена стопорных колец, которые расположены на внутренних шарнирах.
    Применять использованные детали нельзя. Это может стать причиной отсоединения привода передних колес от коробки передач во время движения авто.
  • Заливается:
  1. жидкость для охлаждения,
  2. в картер двигателя ВАЗ 21099 масло,
  3. масло в КП.
  • Заканчивается ремонт регулировкой воздушной и дроссельной заслонок карбюратора, привода сцепления, схождение и развал передних колес.
  • Включается зажигание, проверяется утечка масла, топлива и охлаждающей жидкости. Проверяется давление масла.
  • Работа всех узлов автомобиля ВАЗ 21099 должна быть без стука, постороннего шума.

Своевременный текущий и капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21099 увеличит срок эксплуатации автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector