Влияние датчика температуры охлаждающей жидкости на запуск двигателя
Как ездить без датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости — копеечная деталь, поломка которой может не только изрядно потрепать нервы автовладельцу, но и вывести из строя двигатель автомобиля. Рассказываем о коварстве устройства и учимся вовремя обнаруживать его неисправность.
Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости относится к наиболее важным элементам электронной системы любого автомобиля, при этом его нельзя назвать надёжным вне зависимости от того, на машине какой марки и модели он установлен. Именно этот датчик отвечает за работу системы принудительного охлаждения двигателя, а также за показания температуры на приборной панели (если это предусмотрено производителем). От его корректной работы зависит запуск двигателя, смесеобразование и даже расход топлива.
Как устроен температурный датчик
Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет компактные размеры и располагается таким образом, чтобы контактировать непосредственно с антифризом в двигателе. Данные, которые получает это устройство, в виде электрического сигнала поступают в электронный блок управления мотором. Тот, в свою очередь, использует их для приготовления правильной топливной смеси и корректировки зажигания, а также управления системой принудительного охлаждения двигателя, по необходимости включая и выключая первую или вторую скорость вентилятора и поддерживая тем самым постоянную рабочую температуру. Данные, которые снимаются с датчика, отображаются на приборной панели и помогают водителю вовремя заметить недогрев или перегрев силового агрегата.
Принцип работы устройства основан на способности материалов датчика изменять электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Датчик состоит из рабочего элемента из чувствительного материала и контактов, которые подключены к электросистеме автомобиля. При некорректной работе устройства «мозги» машины получают неверную информацию, что приводит к подготовке неправильной (слишком богатой или бедной) смеси, а также к некорректной работе системы охлаждения. Это нередко становится причиной закипания антифриза и коробления головки блока цилиндров, а также к переходу автомобиля в так называемый аварийный режим (двигатель не развивает полную мощность, повышается расход топлива).
Признаки поломки
О существовании датчика температуры охлаждающей жидкости водители вспоминают обычно лишь тогда, когда мотор уже «закипел», либо вот-вот достигнет критической температуры. Насторожить водителя может активация сигнализатора «неисправность двигателя», либо слишком большое (или напротив низкое) значение указателя температуры на «приборке». Нередко поломка датчика длительное время остаётся незамеченной (особенно на машинах без указателя температуры, которых год от года становится всё больше). Косвенными признаками неисправности являются неуверенный запуск и «троение» двигателя, повышение расхода топлива и ухудшение динамики автомобиля. В случае обрыва электрической цепи датчика температуры охлаждающей жидкости или короткого замыкания вентилятор охлаждения двигателя начинает работать на полную мощность и перестаёт отключаться. Подтёки антифриза из-под резьбового соединения датчика — также сигнал к необходимости ревизии устройства или его замены.
Как проверить и заменить датчик температуры
Проверить работоспособность датчика температуры довольно просто. Для этого нужно вооружиться мультиметром и «прозвонить» устройство на обрыв цепи, а также снять показатели омметром при разной температуре, воспользовавшись таблицей параметров (найти эту информацию можно в Интернете). При увеличении температуры детали сопротивление между выводами датчика должно уменьшаться. Если устройство не реагирует на изменение температуры или наблюдается обрыв цепи, либо параметры расходятся с заведомо правильными, смело отправляйтесь в магазин за новым датчиком.
Заменить его самостоятельно не составит никакого труда. Для этого достаточно разомкнуть электрический разъём и выкрутить старый датчик, а затем завернуть на его место новый. Важно помнить, что устройство должно хорошо уплотняться (не помешает использовать герметик и прокладку). Помните, что при выкручивании датчика неизбежна утечка антифриза.
Срок службы этого электронного компонента невелик, при этом он оказывает прямое влияние на ресурс мотора. Пренебрегать работоспособностью устройства, особенно учитывая невысокую стоимость детали, нецелесообразно.
Средняя стоимость замены датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя на различных моделях автомобилей составляет от 700 до 1500 рублей не включая стоимость самого датчика. Но, большинство автовладельцев не догадываются, что заменить ДТОЖ можно и самостоятельно, причем с этой процедурой справится даже начинающий водитель.
Эта система выполняет сразу несколько функций одновременно. На легковых автомобилях она бывает в основном жидкостного типа. Она должна обеспечить:
- Ускорение прогревание силового агрегата до рабочей температуры;
- Отвечает за создание комфортных условий в салоне автомобиля.
Охлаждающая жидкость может двигаться по двум путям, это может осуществляться по малому кругу или большому. Распределением потоков занимается термостат, установленный в этой системе. В холодном состоянии жидкость движется по малому кругу, минуя радиатор, а затем, по мере её прогрева, переходит на движение по большому кругу.
Демонтаж датчика
В настоящее время существует множество приспособлений, позволяющих в считанные секунды определить неисправность контроллера. И прежде всего речь идет о Bluetooth и Wi-Fi-адаптерах, которые подключаются прямо к бортовой системе автомобиля.
Если же такого универсального прибора не окажется под рукой, то водителю не останется ничего, кроме как самостоятельно демонтировать температурный датчик.
В частности, для этого придется придерживаться следующей инструкции:
- Прежде всего, необходимо подождать охлаждения двигателя хотя бы до 50 градусов Цельсия.
- Далее необходимо по максимуму слить антифриз, что позволит не обжечь руки.
- Следующий этап предполагает отключение АКБ от электросети транспортного средства, для чего необходимо отсоединить «минусовую» клемму.
- После этого производится отключение всего термоэлемента с проводами.
- На финишном этапе производится выкручивание детали, для чего придется подобрать подходящий ключ.
При этом следует помнить, что в случае верхнего размещения прибора в общей электросистеме автомобиля, в полном сливе охлаждающей жидкости теряется всякая необходимость. А вот при нижнем размещении поступать следует с точностью наоборот, сливая весь антифриз.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Проверять можно как на машине так и отдельно, все упирается в ваши возможности. Как упоминалось выше, это обыкновенный термистор, который выдает разное сопротивление при разных температурах. Во-первых, находим сам датчик и снимаем с него фишку. Включив заранее мультиметр и выставив в режим измерения сопротивления меряем показания на выводах.Следовательно, чем выше температура воды, тем меньше будет показывать тестер значение. Примерная таблица значений приведена ниже.
Что бы правильно измерить сопротивление, в расширительный бак нужно опустить термометр для снятия показаний ОЖ.
Что бы проверить резистор вне двигателя, выполняем все то же самое, только датчик опускаем в емкость с горячей водой и установленным в ней термометром. Фиксируем значения и сравниваем с таблицей.
Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости
Прежде чем выкручивать датчик нужно обязательно слить немного охлаждающей жидкости. В противном случае, она начнет вытекать через колодец датчика и зальет вам все подкапотное пространство.
Видео
Датчик представляет собой терморезистор, изменяющий свое сопротивление от повышения или понижения температуры чувствительного элемента. Датчик получает ток 5 Вольт от блока управления. Сопротивление, проходя через резистор контроллера, способствует изменению напряжения датчика. Показатели напряжения на холодном двигателе ниже. Его уровень колеблется от 1,5 до 2 Вольт.
Ошибки ДТОЖ
С ошибкамии датчика связаны с несколькими проблемами автомобиля:
- Плохо заводится на холодном двигателе;
- Ненадежно работает мотор до прогревания;
- Увеличивается расход топлива;
- Не срабатывает вентилятор.
Ошибки температурных датчиков имеют 5 кодов. Разберем эти случаи и выявим причины, признаки и пути устранения неполадок.
Этот код сигнализирует о неполадках в электрической цепи. Напряжение выходит за рамки допустимых показателей 0,14-4,91. Они соответствуют уровню температуры в пределах от -40 до +140 градусов.
- Замыкание в цепи;
- Обрыв провода;
- Повреждение изоляции;
- Проблемы с элементами ДТОЖ.
- ЭБУ подключает аварийный режим, и температура жидкости достигает 80 градусов;
- Двигатель трудно запустить на холодную;
- Мотор работает нестабильно до прогрева.
- Замена или ремонт проводки;
- Ремонт или замена разъема датчика;
- Замена детали.
Эта ошибка не считается критичной. Но проблему решить придется.
Ошибка возникает тогда, когда напряжение от датчика до ЭБУ остается неизменным со времени запуска холодного мотора до момента прогревания. Вследствие этого сигнал выходит за пределы допустимого.
- Выход из строя датчика или термостата;
- Обрыв или замыкание.
- Аварийный режим, температура до 80;
- Плохой запуск на холодном двигателе;
- Нестабильная работа двигателя до прогрева;
- Ремонт или замена термостата;
- Замена датчика.
Ошибка не приводит к большим неприятностям в пути. Но проблем с запуском холодного двигателя не избежать.
Проблема связана с низким сигналом на выходе. Возникает при поступлении на ЭБУ от ДТОЖ напряжения ниже 0,14 Вольт, что составляет нижний порог.
- Обрыв проводки;
- Замыкание в сигнальных проводах;
- Выход из строя датчика;
- Проблемы с разъемом.
- Долгий запуск холодного мотора;
- Нестабильная работа двигателя до момента прогревания;
- Постоянная работа вентилятора;
- Замена или ремонт электропроводки;
- Ремонт или замена разъема;
- Установка нового ДТОЖ.
Двигатель с такой неисправностью работает, но в аварийном режиме.
Ошибка в этом коде связана с высоким уровнем сигнала. Происходит такое в памяти ЭБУ, когда напряжение на выходе выше 4,91 В в течение 0,5 сек. Причины возникновения ошибки, внешние признаки и способы устранения неисправностей совпадают с теми, что имеют место с ошибками p0117. Вероятной проблемой может быть обрыв цепи.
Код указывает на недостаточно надежные контакты в цепи. Такое в ЭБУ наблюдается при приеме от датчика неправильного или прерывистого сигнала.
- Ненадежный контакт в разъеме вследствие поломки корпуса или коррозии контактов;
- Проблемы с изоляцией проводов.
- Трудный запуск двигателя;
- Неритмичная работа холодного двигателя.
ЭБУ может держать двигатель, как в аварийном, так и обычном режиме. Это опасно для мотора.
- Проверить ДОТЖ;
- Осмотреть контакты и корпус фишки разъема;
- Прозвонить, пошевелить провода;
- Прочистить контакты.
Важно: по окончании всех процедур по устранению неисправностей необходимо их удалить из памяти ЭБУ. Это можно сделать через программу или, сняв на 10 сек. отрицательную клемму аккумулятора.
Заключение
Все названные причины не влекут за собой больших неприятностей. Но когда они регулярно повторяются, двигатель может прийти в негодность. Некомфортная езда приятных эмоций не добавит. Лучше как можно быстрее устранить неисправности.
Зачем проверять систему охлаждения двигателя?
Несмотря на сравнительную простоту и надежность охлаждающей системы автомобиля, с ней довольно часто возникают проблемы. Среди наиболее распространенных можно отметить следующие неисправности:
- Двигатель, судя по показаниям на приборной панели, перегревается. При этом радиатор сравнительно «холодный» (вентилятор, соответственно, не включается).
- Двигатель перегревается (опять же, на это указывает стрелка в салоне), радиатор горячий, но вентилятор не включается.
- Двигатель долго прогревается.
- В холодное время года двигатель практически никогда не выходит на рабочую температуру.
- Плохо греет печка в салоне.
Причину любой из перечисленных проблем на самом деле можно легко вычислить, даже не разбирая систему охлаждения. Но об этом ниже.
Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости
На примере стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 определим причину неисправности: «не работает указатель температуры охлаждающей жидкости».
Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости
Стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в начале шкалы
При этом система охлаждения двигателя автомобиля функционирует нормально: двигатель прогревается как обычно, термостат полностью горячий, печка «греет».
Возможные причины неисправности
Неисправен датчик указателя температуры (ТМ-106), неисправен сам указатель температуры, неисправна их электрическая цепь.
Проверяем исправность датчика указателя температуры
Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на «массу» (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя поднялась с начала шкалы — датчик температуры неисправен.
Если стрелка не отклонилась — датчик исправен, нужно проверить сам указатель.
Проверка исправности указателя температуры охлаждающей жидкости
Снимаем щиток приборов. Отсоединяем от него белую колодку жгута проводов. Включаем зажигание. Проверяем подачу напряжения на плюсовой вывод указателя (вывод 12 колодки). Используем мультиметр (тестер) с режимом вольтметра или контрольную лампу. Если напряжение присутствует, проверяем минусовой участок цепи. Это вывод 5 колодки (общий минус). Соединяем щупами мультиметра минусовой и плюсовой выводы колодки. Напряжение должно быть не менее 12 В. Если напряжения нет, необходимо прозвонить электрическую цепь указателя.
Присоединяем колодку к щитку приборов и при включенном зажигании соединяем отрезком провода ее вывод 2 (минус с датчика) с «массой». Если стрелка указателя отклонилась, указатель исправен и нужно проверить провод к датчику на «обрыв». Если стрелка не отклонилась, указатель температуры неисправен и подлежит замене.
Схема подключения датчика указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, тм-106
Стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в красной зоне шкалы
При этом система охлаждения двигателя функционирует нормально. Двигатель не перегревается, охлаждающая жидкость не кипит.
Как и в первом случае возможно неисправен датчик указателя температуры (ТМ-106), либо неисправен сам указатель температуры, или неисправна их электрическая цепь.
Проверяем исправность датчика указателя температуры
Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на «массу» (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя переместилась из красной зоны в начало шкалы — неисправен датчик температуры.
Проверяем указатель температуры ОЖ
Проводим проверку исправности указателя способом описанным выше. Если установлено, что указатель исправен, проверяем его электрическую цепь. Возможно провод с датчика указателя температуры где-то замыкает на «массу».
Примечания и дополнения
Стрелочный указатель температуры ОЖ установлен в щитке на панели приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Стрелка указателя температуры соединена с вращающемся магнитом, который изменяет свое положение в зависимости от силы действующего на него магнитного поля. В электрическую цепь указателя температуры ОЖ включен датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в головке блока двигателя. Датчик — это «масса» указателя. В нем имеется терморезистор изменяющий сопротивление цепи в зависимости от температуры ОЖ. Чем горячее тосол или антифриз тем сопротивление цепи ниже, тем сильнее магнитное поле воздействующее на стрелку датчика, тем больше она отклоняется.