Toyota-navi.ru

АвтоКлуб Toyota
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что будет с двигателем если увеличить вязкость масла

Загуститель и стабилизатор вязкости масла. В чём разница?

Проводя анализ большого количества масел для двигателей можно сделать вывод, что при работе мотора в экстремальных условиях, связанных с частым запуском силового агрегата, малом дневном пробеге, передвижении в городских условиях с большим числом остановок на светофорах и пробках, масло не выдерживает заявленных характеристик. В большинстве случаев замена этой жидкости потребуется уже через пять тысяч километров пробега. Можно ли продлить ресурс работы моторного масла, и какими присадками лучше пользоваться?

Чем различаются смазки 5W-40 и 5W-30?

Усредненные диапазоны работоспособности масел
Основное различие этих двух видов смазок кроется в диапазоне рабочих температур. Несмотря на то, что они относятся к категории универсальных масел и могут быть использованы в зимний и летний климатический период, в двигателе будут наблюдаться различные химические процессы. Изменения касаются исключительно летнего сезона. Т.к. первый показатель вязкости у жидкостей одинаков – 5W, их низкотемпературные способности существенных отличий иметь не могут. Они обеспечивают легкий запуск мотора даже при –30 градусах Цельсия.

В показателе летних возможностей видно существенную разницу – для 5W-40 порог допустимости составляет 40 градусов Цельсия, для 5W-30 – 30. Это значит, что первая смазка оказывается более тягучей, чем ее аналог, поэтому в некоторых двигателях (например, тех, у которых зазоры между элементами слишком малы) она не будет равномерно заполнять всю систему, что со временем приведет к масляному голоданию.

Второе различие жидкостей заключается в их производителях и допусках. Если в обычной теории смазки между собой имеют только разный температурный предел, то на практике оказывается, что отличий в них больше, чем, кажется на первый взгляд.

Если взять две канистры 5W-30 и 5W-40 одного производителя, то вы убедитесь, что они имеют совершенно разные допуски и спецификации. А представьте тогда, какими особенностями обладают вещества, произведенные под разными брендами?

Масла рассматриваемых вязкостей могут иметь уникальный химический состав. Во-первых, в их основе могут лежать как синтетические, так и полусинтетические компоненты. Во-вторых, в качестве добавок могут использоваться разные пакеты присадок. У одних производителей жидкость может агрессивно воздействовать на многолетние образования и расщеплять их, у других она будет лишь поддерживать определенный уровень чистоты и не влиять на состояние закоксованности.

Выбор автомасла

Подбирать машинную смесь необходимо с учетом ее структуры. Если выбрать масло слишком вязкое, то оно не сможет образовать защитную пленку на элементах привода, не заполнит зазоры в узлах трения. Плюс очень плотная жидкость создаст дополнительную нагрузку на мотор — это уменьшит его ресурс. Слишком жидкая смесь не заполнит зазоры в узлах трения должным образом, а образованная ею защитная пленка при нагрузке разорвется.

Определить нужную вязкость автомобильного масла для вашего авто, можно исходя из рекомендаций дилера машины (этот параметр указан в сервисной книге автомобиля). Если мотор прошел половину своего ресурса, то рекомендуется заливать более густую смесь, это объясняется увеличением зазоров в узлах трения мотора. Также необходимо обратить внимание на температуру за бортом машины, чем она выше, тем гуще нужно масло. Зависимость текучести моторной жидкости от температуры указана в таблице 2 и изображена на рисунке 2.

Читать еще:  Шатуны двигателя 2103 и 2101 в чем отличие

Рисунок 2. Диапазон рабочих температур для моторных смесей.

Определить наиболее подходящее масло можно с учетом пробега авто, технических характеристик мотора, диапазона рабочих температур, рекомендаций производителя машины.

Если вы подбираете автомасло для современного мотора, рассмотрите вариант энергосберегающих жидкостей. Они имеют очень низкую вязкость, уменьшают расход топлива, но лить их можно не во все типы моторов.

Выбирайте оптимальный параметр вязкости, при котором смесь выдержит нагрузку в экстремальных условиях работы мотора, защитит силовой агрегат от перегрева и не кристаллизуется при минусовых температурах за бортом машины в вашем регионе.

Правильная вязкость масла – основа оптимального выбора

Почему выбору вязкости моторного масла придается такое большое значение?

Создавая двигатель, каждый производитель заранее рассчитывает вязкость масла, которая будет необходима силовой установке. Моторное масло, как таковое должно обеспечивать минимальное трение металла об металл при помощи масляной пленки, которую оно создает.

Вязкость масла показывает, какой толщины будет масляная пленка, образующаяся между трущимися друг о друга поверхностями. То есть, чем выше вязкость, тем толще пленка, и наоборот — ниже вязкость, тем пленка тоньше. А в тех местах, где образование толстой масляной пленки невозможно, к примеру, кулачок распредвала, износ и задиры поверхностей предотвращаются благодаря специальным присадкам.

Типы вязкости

Все моторные масла по вязкости распределяются на несколько категорий – это летнее, зимнее и всесезонное.

Зимнее моторное масло определяется индексом W и числом – от 0W до 25W. У летнего масла индекса нет, есть просто число, которое варьируется от 20 до 60, а всесезонное масло – это совокупность индекса и числа летнего и зимнего масел, к примеру, SAE 5W30 или 10W40.

Что означают эти цифры?

К примеру, у моторного масла с индексом SAE 5W30, первая цифра является показателем низкотемпературной вязкости масла. Это значит, что такое масло можно использовать при температуре — до 35 градусов, так как именно до нее масло сохранит необходимую вязкость для безопасного холодного пуска двигателя.

Вторая цифра 30 обозначает высокотемпературную вязкость моторного масла. При выборе второй цифры нужно обязательно учитывать рекомендации, написанные в мануале автомобиля.

Холода прошли, пора задуматься о замене масла в двигателе. И если для зимы многие предпочитают маловязкое масло, то для лета, наоборот, – более вязкое. Все это правильно, но только в том случае, когда не выходит за рамки допусков, оговоренных автопроизводителем в руководстве по эксплуатации. Если их не соблюдать, могут возникнуть проблемы.

Создатели современных автомобильных моторов стремятся достичь минимального расхода топлива, повышения литровой мощности и максимального крутящего момента. Для решения этих задач усовершенствуется конструкция двигателя – уменьшаются зазоры между деталями цилиндро-поршневой группы, изменяется расположение поршневых колец и т.д. А чтобы мотор после таких изменений нормально работал, приходится разрабатывать масла новых поколений. Главные требования, которые к ним предъявляются, – обеспечение работоспособности двигателя и защита его деталей от износа при высоких температурах, легкая прокачиваемость при низких, а также снижение коэффициента трения между рабочими поверхностями. Все эти задачи вполне выполнимы, если использовать масло вязкостью 0W-30, 0W-40.

Читать еще:  Устранена ли проблема стука двигателя поло седан

Моторные масла повышенной вязкости – 20W-50, 15W-40 и даже 10W-40 – для современных двигателей уже не подходят. Они не способны проникать в небольшие зазоры, особенно при холодном пуске, из-за чего ухудшается качество смазывания. Это одна из причин, по которой в современных моторах необходимо использовать маловязкие масла.

Масла пониженной, «холодной» вязкости нужны и для гидрокомпенсаторов, детали которых подогнаны друг к другу с высокой точностью и с минимальными зазорами. В целом на работу на таком масле рассчитаны все системы современных моторов, начиная с масляного насоса и заканчивая рабочими поверхностями деталей.

Жиже – не всегда лучше

Использование менее вязкой синтетики и полусинтетики в узлах, где рекомендованы минеральные масла повышенной вязкости, тоже иногда вызывает проблемы.

В первую очередь возможен «конфликт» между синтетическим маслом и уплотнителями, не устойчивыми к его воздействию. Из-за этого они деформируются и теряют герметичность, поэтому масло вытекает наружу через сальники коленвала и распредвала или сгорает в цилиндрах, проникая через сальники клапанов. Стекающее по поверхности разогретых клапанов масло коксуется и образует толстый слой нагара, который ухудшает наполнение цилиндров воздухом и очистку от отработавших газов, а также вызывает перегрев клапанов.

При холодном пуске, когда детали не нагреты и зазоры между рабочими поверхностями велики (особенно в изношенных моторах), масло с большей вязкостью способно образовать более толстую и прочную пленку. Она менее склонна к разрыву и лучше противостоит ударным нагрузкам – например, в цилиндро-поршневой группе, когда происходит «переброс» поршня с одной стороны цилиндра на другую. Тонкий слой маловязкого масла в этом случае пробивается, что приводит к интенсивному износу поверхностей. Использование масел пониженной вязкости в более старых двигателях, где это не предусмотрено, может привести к серьезным поломкам. Из-за того, что вязкость масла не соответствует «требованиям» мотора, происходит разрыв масляной пленки, масляное голодание поверхностей и, как следствие, интенсивный износ узлов и деталей двигателя вплоть до заклинивания.

Поклонникам спортивного стиля вождения также не стоит использовать моторные масла пониженной вязкости.

Кроме вязкости, следует уделять внимание качеству моторного масла и его эксплуатационным свойствам. Это также заметно влияет на ресурс двигателя и его систем.

Так, при использовании масел с повышенной зольностью и плохими моющими свойствами на поверхности деталей и в масляных каналах образуются различные отложения (нагар, кокс, лак, смолы), которые вызывают ускоренный износ мотора. К повышению износа и сокращению ресурса двигателя приводит также использование моторных масел более низкого класса, чем требуется для данного агрегата.

Читать еще:  Электромобиль для детей своими руками с асинхронным двигателем

Срок службы механизмов двигателя в этом случае может заметно сократиться, и его придется ремонтировать. Можно, конечно, после каждой замены масла промывать мотор, но это тоже повлечет за собой дополнительные расходы.

В случае длительного (более 2000 – 5000 км пробега) применения низкокачественного масла его вязкость может упасть ниже допустимых границ. В летнюю жару это приводит к образованию очень тонкой и малопрочной масляной пленки, которая не может противостоять ударным нагрузкам и давлению в зоне контакта трущихся поверхностей деталей. А это провоцирует их ускоренный износ и задиры.

Итак, чтобы избежать загрязнения и интенсивного износа двигателя, нужно заливать качественное масло и менять его, не промывая мотор, через рекомендованные автопроизводителем интервалы. А при использовании масла сомнительного качества следует сокращать периодичность его замены и регулярно проводить промывку двигателя.

К сожалению, определить качество масла по маркировке на канистрах, по цвету и вкусу невозможно, поэтому следует прислушиваться к рекомендациям мотористов со стажем и приобретать масло в солидных автомагазинах. Если есть сомнения относительно качества используемого продукта, для снижения его негативного влияния на двигатель желательно уменьшить интервал между заменами до 5 – 7 тыс. км.

Индекс вязкости

Кроме вышеуказанных параметров производятся также измерения индекса вязкости. На него часто не обращают внимания. Тем не менее это важнейший параметр.

Индекс вязкости определяет температурный диапазон, в котором вязкостные свойства остаются на уровне, обеспечивающем нормальную работу двигателя. Чем этот индекс выше, тем более качественным является смазочный состав.

Независимо от того какое значение по SAE, будь то 0W30, 5W20 или 5W30, индекс вязкости масла не привязывается к нему. Он напрямую зависит от состава базовой основы. Например, у минеральных масел он имеет величину от 85 до 100, у полусинтетических 120–140, а у настоящих синтетических составов этот показатель доходит до 160–180 единиц. Это значит, что такие маловязкие масла, как 5w20 или 5W30, можно применять в моторах с турбонаддувом, имеющих температурный режим работы с широким диапазоном.

Для того чтобы увеличить индекс вязкости, в масляную смесь часто добавляют так называемые вяжущие присадки. Они расширяют диапазон температур, в котором масло будет сохранять свои основные вязкостные качества. То есть двигатель будет хорошо запускаться в морозную погоду. А при высоких температурах смазочный состав будет создавать устойчивую и вязкую плёнку в зоне соприкосновения поверхностей деталей.

В заключение

Прочитав данную статью Вы уже имеет представление какое масло лить в дизель зимой. Напомним, что обязательно обращайте на то, какую вязкость имеет жидкость. Первая цифра перед «w» не должна превышать 10 (по классификации по SAE). Также не лейте минеральное масло, так Вы рискуете не завезти авто зимой.

К тому же, выбирая марку масла для дизельного двигателя, смотрите в сторону известных брендов – Zic, Shell, Liqui Moly. И остерегайтесь подделок!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector