Что дает закись азота при впрыске в двигатель
Что такое система закиси азота NOS?
Многие смотрели фильмы про гонки стритрейсеров, и помнят, когда в конце дистанции гонщик нажимает заветную кнопку и мощность его автомобиля увеличивается многократно. Именно эта система называется нитро, или закись азота, или просто NOS.
В данной статье мы расскажем, что такое система закиси азота NOS.
Закись азота — бесцветный газ с характерным запахом, тяжелее воздуха. Химическая формула — N2О. Закись азота хранится в металлических баллонах вместимостью 10 л по 6,2 кг под давлением.
Почему именно система закиси азота?
Как работает система закиси азота?
Закись азота — бесцветный газ, не имеющий запаха, в котором вес кислорода составляет 36%, что значительно больше чем в воздухе. Это позволяет смеси гореть с выделением большой температуры. Чтобы отделить молекулы кислорода от молекул азота нужна очень высокая температура.
Дополнительный кислород повышает уровень горения в цилиндре, заставляя смесь гореть быстрее и «жарче». Этот процесс в свою очередь развивает большее давление в цилиндре и как результат — повышение мощности.
Попадая в камеру сгорания, закись азота возвращается в свое газообразное состояние и при этом охлаждается до -51 °C. Проходя по воздуховоду этот дико холодный газ охлаждает воздух идущий в цилиндр. Когда смесь охлаждается она становится плотнее позволяя добавить больше бензина. Таким образом холодная, густая рабочая смесь позволяет вытягивать еще большее число лошадей из мотора, т.к. от уменьшения температуры в камере сгорания на 10°С мы получаем прирост в лошадях на 1%, а это значит, что при понижении температуры на 50°C в 300 сильном двигателе мы получаем аж 30 л.с..
Все эти радости омрачаются некоторым риском. Все страшные истории про оплавившиеся поршни и сгоревшие моторы подкреплены фактами. Для того, что бы использовать нитро систему безопасно, главное не перегибать палку.
Пока вы устанавливаете относительно не мощную систему закиси азота — опасаться нечего. Но как только вы превышаете возможности двигателя, начинаются проблемы. Итак: 4-х цилиндровому мотору подходит NOS мощностью 25-50 л.с., 6-ти цилиндровому — до 75 л.с. , и если у вас 8 цилиндров, то не больше 100 л.с. Если это слишком мало, то понадобится довольно сильно тюнинговать мотор. Если же вы остаетесь в предложенных рамках, то все, что вам нужно это заменить свечи на менее холодные, ведь температура в камере сгорания повысилась.
Если вам нужна большая мощность, то прямая вам дорога на доработку двигателя и в первую очередь поршней. Вам нужно найти кованные спортивные поршни с кольцами, опущенными ниже верхнего края поршня — толстая головка поршня защитит их от прогорания.
Следующая, но не менее важная доработка — система подачи топлива. С повышением давления в цилиндре требуется больше топлива, а соответственно и более производительный топливный насос. Вам нужен такой, что бы прокачивал 4 литра бензина на каждые 10 лошадей в час при максимальной нагрузке на двигатель. Так же не лишним будет датчик давления в цилиндре, который поможет контролировать работу топливного насоса.
Так сколько же раз можно «ткнуть» красную кнопку с одним баллоном? При условии прибавки мощности на 100 коней — 4 раза без подогрева баллона и 6 раз с ним.
Что такое закись азота для автомобиля?
Сперва давайте обратимся к школьному курсу химии и вспомним, что из себя представляет закись азота.
- Химическая формула – N2O.
- Основные свойства – негорючесть.
- Отсутствие цвета, слабый приятный запах и сладковатый вкус.
Главное применение оксида азота – в медицине, где он известен как «веселящий газ», который вызывает у человека опьянение. Казалось бы, ничего особенного. И уж точно двигаться автомобиль быстрее N2О заставить не сможет. Но если капнуть глубже, то окажется, что при высоких температурах (порядка 300-500 градусов) закись азота разлагается на азот и кислород. А последний, как мы знаем, является окислителем и способен поддерживать горение. И именно это свойство закиси азота делает автомобили быстрее.
Видео: Закись азота | NOS
На деле принцип работы «NITRO» (Nitrous Oxide System) не так уж сложен. Упакованная в специальные баллоны и находящаяся под высоким давлением закись азота до поры до времени просто не дает о себе знать. Но в нужный момент водитель автомобиля нажимает специальную кнопку и порция газа вместе с топливной смесью поступает в камеру сгорания. Вместе с топливом свеча поджигает и закись азота, которая под воздействием высокой температуры распадается на две составляющие – азот и кислород. Поскольку содержание кислорода в N2O примерно в 1,5-2 раза выше, чем в воздухе, то образовавшийся горючий состав сжигается быстрее и лучше, что увеличивает мощность двигателя.
Главное – помнить, что закись азота дает лишь кратковременный эффект. Нескольких баллонов, которые займут практически все место в багажнике вашего автомобиля, хватит всего лишь на пару минут непрерывного использования. После того как весь дополнительно выделившийся кислород будет израсходован, КПД силового агрегата вернется на прежний уровень.
Свою немаловажную роль играет и азот. Он положительным образом влияет на детонационные свойства. Другими словами – именно благодаря азоту процесс горения не развивается мгновенно, то есть внутри камеры сгорания не происходит неконтролируемый взрыв. И это крайне важно, поскольку в противном случае каждое использование закиси азота заканчивалось бы ремонтом двигателя. Вторая важная задача азота заключается в снижении температуры поступающего в цилиндры воздуха. Плотность охлажденного воздуха выше, что делает процесс его сгорания более эффективным.
Однако при всей кажущейся простоте распада N2O на кислород и азот осуществить этот процесс не так-то просто. Закись азота станет катализатором горения только в том случае, если настройки системы подобраны правильно. В противном случае двигатель будет получать обедненную смесь, что в скором времени приведет к его перегреву. Отсюда следует логичный вывод – систему закиси азота следует подбирать тщательно, ориентируясь в первую очередь на хорошо зарекомендовавшие себя тюнинговые ателье.
Виды систем
Прежде чем ставить систему закиси азота в машину, нужно подумать, какая именно лучше подойдёт. Если заехать в специализированное ателье, где занимаются подобными техническими доработками транспортных средств, клиенту предложат три варианта:
- сухой;
- мокрый;
- прямой.
Сухая система является наиболее простой в плане установки и применения на автомобилях. Поступление состава осуществляется через впускной инжектор вместе со смесью топлива и воздуха. В результате получается, что сам коллектор остаётся сухим. Отсюда и такое название. Чтобы получить такой эффект, применяют 2 метода:
- Увеличивают давление от устройств, которые отвечают за подачу закиси азота. То есть наращивают давление в баллоне. Это позволяет усилить поток смеси.
- Продлевают время для подачи через инжектор горючего. Для этого нужно перепрограммировать электронный блок управления двигателя. Так можно увеличить объём общей смеси, которая закачивается в мотор.
При этом специалисты и сами автомобилисты отмечают, что подобные сухие системы неуправляемые. Другими словами, если её включить, она будет работать. Если выключить, то никакого эффекта ждать не приходится. Также есть вариант с использованием мокрой схемы. Система устроена примерно идентичным образом, что и сухой тип. Разница заключается в том, что подача топлива осуществляется за счёт применения дополнительного подающего элемента, то есть форсунки. За счёт такого решения практически исключается вероятность перегрева и детонации, зато возрастают показатели коэффициента полезного действия. Мокрые системы позволяют использовать дополнительные топливо, под которое монтируется отдельный бак небольшого размера. Туда автомобилист может залить спирт, бензин или газ, эти вещества отличаются более высоким показателем октанового числа.
Но наиболее эффективной и современной считается третья схема. Основана она на прямом впрыске закиси азота. Подготовленное топливо поступает внутрь цилиндров, где происходит его полное сгорание. Смешиваются компоненты топливовоздушной смеси ещё до поступления в цилиндры, что принципиально отличает систему прямого впрыска от альтернативных вариантов. Преимуществами прямого впрыска являются высокая точность, отличный КПД и способность до высших пределов поднимать мощность двигателя, насколько сам мотор это позволяет сделать. Но тут есть и обратная сторона, которая заключается в высокой стоимости, сложности монтажа и очень тонких настройках. Доверять установку такой системы закиси азота нужно только высококвалифицированным специалистам с богатым опытом, знаниями и техническими возможностями.
Типы систем
В тюнинговых ателье вам могут предложить три различных вида этих систем, поговорим подробнее о каждой:
1) Сухая – самая легкая в установке и использовании. Поступает вместе с топливно-воздушной смесью через впускные инжекторы. То есть коллектор остается «сухим» от топлива.
Достичь это можно двумя способами:
— Увеличением давления, от устройств закиси азота, обычно специальных баллонов. В результате общий поток смеси увеличивается.
— Продлевают включение подачи топлива через инжекторы, изменяя прошивку в ЭБУ. В результате чего увеличивается закачиваемое количество «общей» смеси.
Большим минусом считается ее «неуправляемость», то есть либо включили и работает, либо выключили и не работает.
2) Мокрый тип – здесь можно сказать, что подача закиси такая же, однако топливо подается при помощи дополнительной форсунки. Это позволяет избежать перегревов-детонаций и получить максимальные показатели КПД. В таких системах можно применять дополнительное «мокрое» топливо, для которых делает специальный бак, это могут быть – спирты, бензины, даже газ, с более высоким октановым числом.
3) Прямого впрыска – топливо уже готовым составом поступает в цилиндры, где полностью сгорает. Причем смешение происходит перед поступлением. Такая система самая точная и позволяет достичь максимальной мощности (которая возможна), однако она самая дорогая и самая сложная в установке и настройке.
Преимущества нитроса
Раз уж мы завели речь о системе закиси азота N20, то должны упомянуть все ее преимущества.
Установка системы закиси азота – это не какой-то эксперимент. Ее работа и воздействие на двигатель тестировалось неоднократно.
И если производитель уверяет в увеличении мощности на 100 лошадиных сил, то так оно и будет. Следовательно, все необходимые испытания уже проведены.
Все современные системы тестируются на специальных стендах и с учетом реальных условий эксплуатации.
Автолюбитель может быть уверен в качестве N20 и его 100%-ном эффекте. Единственное, что необходимо учесть – мастерство установщика. Качество монтажа не всегда бывает лучшим.
Системы закиси азота используются на машинах самых различных моделей уже больше двадцати лет. Можно быть уверенным в стабильности работы, ведь все существующие «помарки» за годы эксплуатации были устранены.
Впрыск закиси азота
Альтернативным способом увеличить интенсивность потока воздуха (на самом деле кислорода, так как именно благодаря содержанию в воздухе кислорода происходит горение) является впрыск закиси азота. Воздух содержит 23,3% кислорода в массовом отношении. Закись азота содержит 36,4% кислорода. Следовательно, закись азота можно рассматривать как химический способ создания наддува в двигателе. На самом деле ни один другой вид наддува (единственным исключением являются нагнетатели Рутс и шнековые нагнетатели) не может обеспечить постоянное увеличение крутящего момента и быстрое увеличение мощности при низкой частоте вращения, зато это возможно при использовании простейших систем впрыска закиси азота.
Почему системы впрыска закиси азота могут повредить двигатель
Возможно, именно это сыграло злую шутку с системами впрыска закиси азота. Так как иногда наращивание мощности становится чем-то вроде наркотика, а также потому, что простейшие дешевые системы на первый взгляд кажутся легкими в установке и настройке, многие механики-любители, установив на дорогие модифицированные двигатели системы впрыска закиси азота, превратили их в никому не нужный металлолом! Необходимо помнить, что при использовании систем впрыска закиси азота нет места самодовольству. Ни в коем случае не позволяйте внешнему виду ввести себя в заблуждение и будьте предельно внимательны к мельчайшим деталям при выполнении настроек системы, как вы бы поступили при установке нагнетателя или турбокомпрессора.
На самом деле закись азота лишь немногим опаснее воздуха, но при впрыскивании в двигатель мы должны обеспечить соответствующее увеличение интенсивности потока топлива, а чтобы справиться с повышенным давлением в цилиндрах, которое образуется вследствие сгорания большего количества топлива, придется сместить угол опережения зажигания в сторону отставания. Залогом соответствующей работы системы впрыска закиси азота являются следующие три фактора: соответствующая пропорция закиси азота и топлива, равномерное распределение закиси азота и топлива по каждому цилиндру, а также необходимое смещение угла опережения зажигания в сторону отставания. Конечно же, существуют также и механические аспекты, но в данном случае все требования будут примерно такими же, как и для обычных двигателей с наддувом, но об этом мы поговорим немного позже.
Выбор между «сухой» и «мокрой» системами впрыска закиси азота
Комплект «мокрой» системы впрыска закиси азота компании Nitrous Works включает все необходимое базовое оборудование, а также широкий спектр форсунок для впрыска топлива и закиси азота.
В эпоху карбюраторных двигателей системы впрыска закиси азота выбирали на основании того, какую мощность необходимо было получить. Однако с появлением систем электронного впрыска топлива параметры выбора расширились. Поэтому прежде всего необходимо решить, будем ли мы использовать «сухую» или «мокрую» систему впрыска. Сначала все системы были «мокрыми». То есть аэрозольные распылители содержали топливо и закись азота, а калиброванный жиклер использовался для подачи топлива и закиси азота во впускной канал. В «сухой» системе используется только обычный распылитель, который впрыскивает закись азота во впускной канал, при этом электронный блок управления должен изменить настройки и увеличить длительность впрыска или привести в действие дополнительный комплект форсунок, чтобы увеличить объем топлива, которое поступает в двигатель. В некоторых «сухих» системах увеличение объема топлива достигается посредством увеличения его давления. Подобные кустарные системы практически невозможно должным образом настроить. На некоторых участках диапазона частоты вращения двигатель будет терять мощность вследствие чрезмерно обогащенной топливовоздушной смеси, а на других участках смесь будет слишком обеднена. Старайтесь избегать подобных «сухих» систем впрыска закиси азота.
«Сухие» системы впрыска закиси азота неплохи, и некоторым удавалось добиться хороших результатов, но на самом деле настроить должным образом электронный блок управления, чтобы увеличить объем впрыскиваемого в двигатель топлива, достаточно сложно, к тому же это обойдется недешево, как, в принципе, и установка дополнительного комплекта форсунок. Другой проблемой станет то, что любителям обязательно необходимо иметь возможность изменить количество дополнительной мощности, которую они могут получать при использовании системы впрыска закиси азота. Например, сначала вы, погорячившись, установили слишком мощную систему, а после того, как сожгли несколько шин, признаете, что вам нужна система поменьше. Более консервативные механики, наоборот, начинают с маленьких доз, а затем постепенно их увеличивают. «Сухие» системы впрыска закиси азота в этом отношении не дают свободы действий, но в случае с «мокрыми» системами вы можете легко увеличить или уменьшить количество впрыскиваемого топлива/закиси азота, используя несколько недорогих дозирующих форсунок.
Единственный параметр, по которому «сухая» система обладает абсолютным преимуществом над мокрой, – это безопасность. Закись азота сама по себе не представляет опасности, но баллон со сжатой закисью азота может быть опасным из-за давления. Однако, если вы будете осторожны и постараетесь не нарушить целостность баллона, вы будете вне опасности. Это означает, что ни в коем случае нельзя приваривать компоненты кбаллону, шлифовать и царапать его поверхность, просверливать в нем отверстия и ронять его. Хотя чистая закись азота не представляет особой опасности, после смешивания с топливом ситуация коренным образом меняется. Как топливовоздушная смесь в закрытом пространстве превращается в бомбу при воспламенении, так и смесь закиси азота с топливом. Следовательно, в «мокрой» системе, где топливо и закись азота, скорее всего, будут смешиваться в воздуховодах перед впускным коллектором, мы получим значительный объем потенциально взрывоопасной смеси, которая может воспламениться под воздействием обратной вспышки. Хотя взрывы случаются крайне редко, такую вероятность нельзя исключать. В «сухих» системах впрыска закиси азота смешивание топлива и закиси азота происходит только около впускного клапана, поэтому объем потенциально взрывоопасных паров будет намного меньше, что снижает вероятность возникновения обратного зажигания и взрывов. Однако это незначительное преимущество для меня недостаточно убедительно, поэтому я всегда выбираю «мокрые» системы впрыска закиси азота.
Баллон с закисью азота на этом полноприводном автомобиле Suzuki 4WD, подверженный воздействию окружающей среды, наглядно демонстрирует, что от гениальности до безумия всего один шаг!
Азота закись (Nitrous oxide)
- русский
- қазақша
Торговое название
Международное непатентованное название
Лекарственная форма
Состав
1 баллон содержит
Активное вещество – азота закись 6,2 кг
Описание
Бесцветный газ, тяжелее воздуха, без ощутимого запаха. Не воспламеняется, поддерживает горение
Фармакотерапевтическая группа
Анестетики общие другие. Закись азота, комбинации.
Код АТХ NO1АХ63
Фармакологические свойства
Фармакокинетика
Всасывается в кровь через легкие. В организме не метаболизируется, находится в растворенном состоянии в плазме. Период полувыведения (Т ½)
— 5-6 мин; выводится полностью через легкие (в неизмененном виде, через 10-15 мин), небольшое количество — через кожу. Проницаемость через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) и плацентарный барьер – высокая.
Фармакодинамика
Средство для ингаляционной анестезии. Неспецифически взаимодействуя с мембранами нейронов, угнетает передачу афферентных импульсов в центральную нервную систему, изменяет корково-подкорковые взаимоотношения. Имеет высокую анальгезирующую активность. Малые концентрации вызывают чувство опьянения и легкую сонливость.
Стадия анальгезии достигается в течение 2-3 мин при концентрации до 80% и 20% кислорода в газовой смеси. Через 6-8 мин после кратковременной, но достаточно выраженной стадии возбуждения, наступает 1 ст. хирургической анестезии. Поддерживается общая анестезия при концентрации азота закиси 40-50% с соответствующим увеличением подачи кислорода. Достаточная релаксация скелетной мускулатуры при этом не достигается. Поэтому азота закись комбинируют с другими средствами для ингаляционной анестезии и миорелаксантами для достижения необходимого эффекта. Пробуждение наступает через 3-5 мин. Увеличивает частоту сердечных сокращений, вызывает сужение периферических сосудов, может повышать внутричерепное давление, угнетает дыхание.
Показания к применению
— общая анестезия, не требующая глубокого наркоза и миорелаксации (в хирургии, оперативной гинекологии, стоматологии, для обезболивания родов)
— усиление наркотического и анальгетического действия других анестетиков (в т.ч. лечебный анальгетический наркоз в послеоперационном периоде), травматический шок (профилактика)
— болевой синдром; при острой коронарной недостаточности, инфаркте миокарда, остром панкреатите (купирование)
— обезболивание при выполнении медицинских процедур, требующих отключения сознания.
Способ применения и дозы
Ингаляционно. Азота закись используется в смеси с кислородом, (при содержании кислорода не менее 30%) и другими средствами для ингаляционной анестезии при помощи специальных аппаратов для газового наркоза.
Для купирования и профилактики болевого синдрома лечебный наркоз проводится при концентрации закиси азота 40-70%. Для быстрого достижения необходимой глубины общей анестезии (вводный наркоз), концентрация азота закиси – 70%, поддержание общей анестезии – 40-50%; при необходимости – добавляют более мощные наркотические средства: барбитураты, фторотан, эфир. После прекращения подачи азота закиси, следует продолжить подачу кислорода в течение 4-5 мин (во избежание диффузионной гипоксии).
Для обезболивания родов используют метод прерывистой аутоанальгезии с применением смеси азота закиси (40-70%) и кислорода: роженица начинает вдыхать смесь при появлении предвестников схватки и заканчивает вдыхание на высоте схватки или к ее окончанию.
Для выполнения медицинских процедур, требующих отключения сознания – ингаляции 25-50% в смеси с кислородом.
Для детей дозы подбираются индивидуально.
Для уменьшения эмоционального возбуждения, предупреждения тошноты и рвоты и потенцирования действия показано проведение премедикации: внутримышечное введение 1-2 мл 0,5% раствора диазепама (5-10 мг), 2-3 мл 0,25% раствора дроперидола (5,0-7,5 мг).
Побочные действия
Во время введения в общую анестезию – наджелудочковые аритмии, брадикардия, развитие или усугубление сердечной недостаточности;
После выхода из общей анестезии – диффузная гипоксия, постнаркозный делирий (ощущение тревоги, спутанность сознания, возбуждение, галлюцинации, нервозность, двигательное возбуждение); тошнота, рвота, сонливость.
При длительном применении (2-4 дня) – угнетение функции костного мозга, лейкопения, панцитопения, угнетение дыхания, злокачественный гипертермический криз, послеоперационный озноб.
Противопоказания
— заболевания нервной системы
— состояние алкогольного опьянения (возможно возникновение возбуждения и галлюцинаций)
— беременность, период лактации
-новорожденные до 28 суток
С осторожностью – черепно-мозговая травма, повышение внутричерепного давления в анамнезе, внутричерепные опухоли.
Лекарственные взаимодействия
Средства для ингаляционной анестезии, наркотические анальгетики, транквилизаторы, нейролептики, антигистаминные средства усиливают действие. Амиодарон повышает риск брадикардии (не купируемой атропином) и артериальной гипотензии, ксантины – аритмий. Фентанил и его производные усиливают влияние на сердечно-сосудистую систему (снижение частоты сердечных сокращений и минутного объема сердца). Усиливает эффекты гипотензивных (особенно – диазоксида, ганглиоблокаторов, хлорпромазина, диуретиков) и антикоагулянтных (производных кумарина и индандиона) препаратов, а также средств, угнетающих центральную нервную систему и дыхание.
Особые указания
Необходимо контролировать артериальное давление, частоту сердечных сокращений, сердечный ритм, следить за состоянием дыхания и газообмена, температурой тела. У медицинского персонала при длительном контакте повышается риск развития лейкопении. Во время применения рекомендуется периодическое откачивание газа из манжетки эндотрахеальной трубки. Смеси с эфиром, циклопропаном, хлорэтилом в определенных
концентрациях взрывоопасны. Больным хроническим алкоголизмом требуются более высокие концентрации.
Передозировка
Симптомы: брадикардия, аритмия, недостаточность кровообращения, снижение АД, гипертонический криз, угнетение дыхания, делирий, острая гипоксия.
Лечение: при брадикардии – введение 0,3-0,6 мг атропина, аритмиях – коррекция содержания газов в крови, недостаточность кровообращения и артериальной гипотензии – введение плазмы или плазмозамещяющих средств, уменьшение глубины или прекращение общей анестезии, при гипертермическом кризе – прекращение ингаляции, повышенная подача кислорода, введение антипиретиков, коррекция нарушений водно-солевого баланса и метаболического ацидоза, при необходимости – дантролен (1 мг/кг) в/в капельно и продолжают введение до исчезновения симптомов криза (максимальная суммарная доза 10 мг/кг). Для предотвращения рецидива криза в течение 1-3 сут после операции назначают дантролен внутрь или в/в (4-8 мг/кг/сут в 4 разделенных дозах). Угнетение дыхания или неадекватная послеоперационная вентиляция легких обуславливают необходимость снижения дозы анестетика (если он еще применяется), обеспечения проходимости дыхательных путей и искусственной вентиляции легких. В случае развития делирия после выхода из общей анестезии вводят малые дозы наркотического анальгетика.
Форма выпуска и упаковка
По 6,20,2 кг в баллонах серого цвета из углеродистой стали вместимостью 10 л с навинченными колпаками и защитными кольцами, с четкой надписью черного цвета «Азота закись».
В металлических баллонах под давлением. Поверх вентиля надевается металлический колпак с отверстиями.
Условия хранения
Баллоны с азота закисью могут храниться в специальных помещениях и на открытых площадках, в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей, температура хранения баллонов с азота закисью допускается до 35оС.
Перед использованием препарата баллоны с азота закисью, хранящиеся при температуре ниже 0оС, необходимо выдержать в течение 8-10 часов при комнатной температуре.
Срок хранения
Не применять по истечении срока годности.
Условия отпуска
Отпускается предприятием-изготовителем через сеть оптовых аптечных складов только лечебным учреждениям.
Производитель
ООО «ТД «МедГазСервис», Российская Федерация
162610 Вологодской обл., г. Череповец, Северное шоссе, 36
Тел: (8202) 51-55-88, Факс: (8202) 51-55-77
Владелец регистрационного удостоверения
ТОО «Global Stom Industrial», Республика Казахстан
Адрес организации, принимающей на территории Республики Казахстан претензии от потребителей по качеству продукции (товара)
ТОО «Global Stom Industrial»
050059, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Хаджи Мукана, д.39, пом.56
Подышав этим газом, человек испытывает состояние кратковременной эйфории, поэтому молодежь стала использовать его как рекреационный наркотик. ВОЗ посчитала, что почти 9% молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет хотя бы однократно употребляли закись азота.
Вдохнув газ, человек испытывает приступ веселья, смеха, чувство опьянения. Но закись азота – вещество с ярко выраженным наркотическим действием, способное вызывать привыкание, оказывать вредное воздействие на организм, поэтому «вдыхальщикам» со стажем требуется лечение зависимости от закиси азота. Между тем в отличие от веществ, признанных наркотическими, веселящий газ легко доступен. Им можно подышать прямо на улице, купив заполненный азотной закисью воздушный шар.
Необходимость лечения зависимости от закиси азота
Несмотря на то, что средство уже более 150 лет используется с медицинскими целями, а сейчас поступило в розничную продажу и пользуется спросом у молодежи, оно наносит значительный вред здоровью. Самая большая опасность этого вещества – возможность вызвать смертельную аноксию головного мозга и миокарда. Газ заполняет альвеолы легких. В результате организм перестает получать достаточное количество кислорода, что приводит к изменениям в обмене веществ и удушью.
Даже небольшое количество веселящего газа мешает организму правильно функционировать. Если же вдохнуть чрезмерное количество, наступит смерть из-за остановки работы мозга и сердца. Известны случаи, когда эйфория, вызванная действием закиси азота, нарушала у человека представление о реальности. Он не переставал вдыхать наркотик, терял сознание и погибал, задохнувшись.
Веселящий газ является ядом для клеток крови. При его вдыхании длительностью более 6 часов развиваются:
- лейкопения и агранулоцитоз – снижение количества лейкоцитов;
- аплазия костного мозга – резкое подавление функций;
- мегалобластная анемия – заболевание крови из-за недостатка фолиевой кислоты.
Грозное осложнение систематического вдыхания азотной закиси – фуникулярный миелоз. Это деструктивные изменения спинного мозга, приводящие к парезу рук и ног, нарушению их чувствительности. Пристрастившийся к закиси азота человек со временем перестает контролировать опорожнение кишечника и мочевого пузыря.
Лечение зависимости от закиси азота необходимо будущим мамам
Экспериментально доказан тератогенный эффект наркотика. Он способствует развитию уродств у плода. Особенно пагубное воздействие газ оказывает, если будущая мама вдыхала его в начальном триместре. Закись азота способна преодолевать плаценту. Уже через 10 минут концентрация наркотика в пуповине достигает 80% от содержания в крови беременной.
Лечение зависимости от закиси азота избавляет от психологических проблем
Как любое наркотическое вещество, способствующее изменению сознания, азотная закись вызывает появление зависимости. Вещество заставляет забыть о проблемах, создает приятные чувства:
- эйфорию,
- веселье.
Приятные эмоции являются для мозга стимулом к новому вдыханию газа. Даже единственный опыт употребления закиси азота не исчезает бесследно. Память сохранит информацию о приятных удовольствиях, а значит в будущем человек с большей охотой употребит веселящий газ. Доказано, что склонность к вдыханию веселящего газа впоследствии с легкостью выливается в применение более тяжелых наркотиков, превращающих его в наркомана и токсикомана. Именно эту цель используют наркодиллеры, предлагающие веселящий газ как безобидное средство для релаксации.
На самом деле даже однократное употребление веселящего газа повышает риск возникновения зависимости от наркотических веществ. Человек, на регулярной основе использующий веселящий газ для расслабления, быстро начинает испытывать зависимость от этого вещества и нуждается в лечении зависимости. Длительное употребление веселящего газа вызывает стойкие неврологические нарушения, изменяется состав крови. «Дешевое веселье» вызывает привыкание. Избавление от зависимости требует помощи специалиста.
Нездоровое увлечение закисью азота необходимо пресекать. Оно приводит к опасным медицинским последствиям, отрицательно влияет на здоровье не только взрослых людей, но еще нерожденных детей.
Веселящий газ не безобидный релакс, а отравляющее, смертельно опасное вещество. Тем, кто почувствовал тягу к этому наркотику, необходимо пройти курс лечения зависимости от закиси азота. Лечение наркомании ведется амбулаторно и стационарно.