Что делать если в самолете откажет один двигатель
11 вещей, которые происходят с вашим телом во время полета на самолете
В современном мире, полном спешки и суеты, для многих самолёт является универсальным средством передвижения между городами и странами, ведь это удобно и безопасно.
Кроме того, перелеты позволяют быстро попасть в нужную точку, на отдых или в страну, где у человека командировка.
Несмотря на то, что в общем и целом путешествия на самолёте довольно безопасны, все же на такой колоссальной высоте организм претерпевает некоторые временные изменения.
В этой статье мы расскажем вам, как перелеты влияют на ваше здоровье и что в этот момент происходит в вашем организме .
Почему самолет поднимается в воздух — суть принципа
Понятно, что самолету для взлета нужно приобрести скорость. Подъемная сила зависит от следующих основных факторов:
- формы крыльев летательного аппарата;
- мощности двигателя;
- угла атаки крыла;
- скорости набегающего потока;
- плотности воздуха (может меняться от температуры).
Классическое крыло снизу плоское, прямое, а сверху слегка выпуклое и объёмное. Это создает разницу давлений, из-за чего лайнер и поднимается в воздух. Чтобы взлететь, машине необходимо компенсировать силу тяжести за счёт подъемной, противопоставив ее сопротивлению воздуха. Достичь этого можно также благодаря увеличению скорости набегающего потока, т.е. разгону самолета.
Набегающий поток обтекает крыло сверху и снизу. Воздуху приходится преодолевать большее расстояние над крылом, чем под ним. Таким образом молекулы воздуха под крылом располагаются плотнее. Из-за этого образуется разница давлений и появляется подъемная сила. Чем сильнее набегающий поток – тем больше подъемная сила. Крыло расположено к фюзеляжу под углом, что так же облегчает взлет.
Что будет, если у самолета откажут все двигатели?
Несмотря на то, что самолёты, согласно статистическим данным, являются наиболее безопасным транспортным средством, аэрофобия встречается у большого количества людей. Ужасные кадры авиакатастроф, увиденные когда-то, или просто страх высоты — причины могут быть разными.
А действительно — что же случится, если у самолёта внезапно откажут все двигатели?
Выносливость самолётов
Обычно в пассажирской и грузовой авиасфере эксплуатируются самолёты с двумя или четырьмя двигателями. Самолёт, имеющий два двигателя, устроен таким образом, что может лететь даже в том случае, когда работоспособным остаётся только один. Авиалайнер с четырьмя двигателями будет парить в небе и в том случае, когда выйдут из строя два. Условно можно сделать вывод, что если 50% двигателей в целости и сохранности, самолёт не упадёт.
Стоит отметить, что подобные ситуации всегда неожиданны и, не менее важно, очень редки. Вероятность же отказа абсолютно всей двигательной системы в такой ситуации ровняется нулю.
Взлёт — самый опасный момент
Перед взлётом самолёт проходит тщательную проверку на исправность. Поскольку на борту находятся десятки, а то и сотни людей, то относятся к технической проверке максимально серьёзно. Поэтому если ваш самолёт взлетел, то это означает, что он полностью исправен и находится в идеальном состоянии. В таком случае процент риска не велик, но всё-таки имеется, потому что зависит от внешних обстоятельств — метеорологических условий, полётов птиц и т.д.
Момент взлёта является самым рискованным, потому что в это время может произойти отказ силовой установки. Это становится критической точкой. Однако нужно понимать, что современные самолёты устроены таким образом, что даже в подобной ситуации у лётчика будет возможность осуществить взлёт и начать полёт.
В редких случаях взлёты заканчиваются трагически, как это было 7 сентября 2011 года с лайнером ЯК-42, который вёз на борту ярославскую хоккейную команду «Локомотив». Во время взлёта самолёту не хватило расстояния для разгона, в результате чего угол взлёта оказался слишком высоким.
Полный отказ силовой установки
Тем не менее, стоит отметить, что даже в случае отказа абсолютно каждого двигателя, самолёт, на удивление, не упадёт. Чисто технически он станет планером и будет парить в небе. Разумеется, в это время самолёт будет постепенно снижаться, но скорость снижения будет зависеть от его аэродинамических характеристик и возможностей. Это, разумеется, в идеале — при штилевой или относительно спокойно погоде.
Конечно же, в подобных ситуациях всё зависит от пилота. Действительно опытный специалист сможет посадить самолёт даже в таких экстренных случаях.
Исторический пример
В истории имеются эпизоды, когда самолёт был удачно посажен при отказе абсолютно всех двигателей. Так, 15 января 2009 году спустя 90 секунд после взлёта самолёт из Нью-Йорка врезался в стаю птиц, которые вывели из строя оба двигателя. Пилот сразу подал сигнал бедствия, и для лайнера была подготовлена аварийная посадочная полоса, которая, однако, находилась в 11 километрах от точки нахождения самолёта. Пилот, рассчитавший, что, скорей всего, им не хватит времени долететь на своих силах до назначенного места, был вынужден принять решение приземляться на водную поверхность реки Гудзон.
Обычно аварийные посадки на воду заканчиваются катастрофой, однако здесь всё обошлось максимально благополучно. Все люди остались целыми, больше всех пострадал лишь самолёт, а вся эта история вдохновила Голливуд снять фильм о чудесном приземлении.
Что ж, как показывает история, можно удачно приземлиться даже на том самолёте, у которого отказали совершенно все двигатели. Но всё-таки намного приятнее и спокойнее лететь в целости и сохранности, не правда ли?
Проклятый август: Почему упали четыре наших летательных аппарата
В август мы вошли, тихо постучав в дверь катастроф: 31 июля в Хабаровском крае у самолёта Су-35С отказал двигатель, но лётчик успел катапультироваться и остался жив и здоров. Но вот сегодня, когда август ещё не кончился, а у нас уже четвёртая, считая «июльский» Су, катастрофа с самолётами. И ещё одна – с вертолётом на Камчатке. Дверь катастроф распахнулась во всю ширь. И тут народ опять начинает вспоминать о «проклятье августа» и традиционно искать общую, генеральную и, главное, понятную причину, объединяющую все эти трагедии. Но есть ли она, общая?
Нет, так-то она всегда есть. На неё первым делом указывают через свою либеральную прессу «вечно вчерашние» – «деградация режима», «всё разворовали», «запасы прочности времён СССР исчерпаны», «разруха, разложение и разрушения». Но если всё же вспомнить, что одна катастрофа произошла с новейшим испытательным образцом, другая – в силу атмосферных особенностей при лесном пожаре в горах, третья – опять-таки на испытательном полигоне, то про «запасы прочности времён СССР» поминать, видимо, не стоит. Тем более, когда рот невольно разъезжается в улыбке, когда читаешь это в изданиях, ненавидящих СССР лютейшим образом.
Но всё же давайте попробуем сами разобраться, есть ли у этих катастроф одна генеральная причина или нет. Своё-то мнение дороже чужого.
Утонувший вертолёт
Вертолёт Ми-8 с группой туристов из Москвы и Санкт-Петербурга упал в озеро на Камчатке. Из 16 человек, включая ребёнка, были спасены и выжили восемь.
Дело было при облёте заповедника, ничто не предвещало беды. Но по какой-то причине вертолёт совершил так называемую жёсткую посадку. То есть упал. И, как назло, прямо в одном из самых глубоких мест в целом мелкого озера Курильское, 800 м от берега. Причины? Пока уже обещанные Министерством обороны глубоководные роботы не обследуют машину и не доставят для анализа «чёрные ящики», они, в сущности, неизвестны. Точнее, называют все три традиционных — плохие погодные условия, отказ двигателя и ошибку экипажа.
На месте крушения вертолёта Ми-8 авиакомпании «Витязь-Аэро» проводится поисково-спасательная операция. Фото: Russian Emergencies Ministry/ Globallookpress
На данный момент вышли на нечто комплексное: в условиях густого тумана экипаж «мог не разобраться, куда садится, и произвёл посадку на воду». Во всяком случае, один из выживших рассказывает, что из дрёмы во время полёта его вырвал поток воды в лицо. То есть никакой «нештатки» не было, иначе человек проснулся бы раньше. Не было и удара об воду – при встрече с нею на большой скорости вода ведёт себя точно так же, как бетон. Похоже, вертолёт слишком сильно снизился в тумане, а когда пилот во время разворота над озером увидел, что вот-вот зацепится за воду, сделать уже ничего было нельзя.
Какую причину тут можно самостоятельно отыскать? Верно, человеческая ошибка. Недаром, видно, судя по сообщениям, Ространснадзор находил у «Камчатского авиапредприятия» 11 нарушений в подготовке пилотов за последние полтора года.
Упавший на полигоне МиГ-29
Теперь самолёты. Если идти в обратном порядке, то самый новый случай – крушение истребителя МиГ-29 Минобороны России. Самолёт упал на полигоне Ашулук, лётчик погиб. Причину происшествия ещё предстоит установить.
Случайность, не случайность? Диверсии, как написал один из сетевых всезнаек? Мы не знаем. Официальное сообщение говорит лишь, что боевой самолёт разбился при выполнении учебно-тренировочного полёта в районе полигона Ашулук. Почему там? Приписан к полигону? Прилетел со своего аэродрома на полигонные учения? Участвовал в каких-то испытаниях?
Пишут, что это был МиГ-29СМТ 185-го центра боевой подготовки и переучивания личного состава МО РФ, имитировал противника для расчётов зенитных систем и истребителей. Трагедия произошла сразу после взлёта истребителя при выполнении первого разворота.
Но точно ли это сообщение, мы опять не знаем. Остаётся уповать на то, что однажды специальная комиссия, в составе которой представители Главного командования ВКС России, расскажет о результатах своего расследования. А пока сказать: «Вечная память пилоту» и не оскорблять эту память пустыми словопрениями.
Одно можно констатировать твёрдо: воздушные машины бьются всегда. Какой-то процент, к сожалению, неизбежен – словно Небо забирает положенную дань. А военные самолёты всегда падают чаще гражданских. Поскольку летают сегодня много, то и процент потерь вырос. Кстати, по той же причине ВВС США несут в разы большие потери, нежели ВКС России, – просто из-за разницы в количественном составе и общего налёта в часах.
Стоило бы отметить для тех, кто в каждой нашей аварии видит признаки системного краха, что в сравнении с Россией такой системный крах в излюбленных нашими либералами США наступил давно и кромешно. Так, если взять последние официальные данные Национальной комиссии по безопасности военной авиации США (National Commission on Military Aviation Safety), то с 2013 по 1 декабря 2020 года в этой стране было потеряно 186 летательных аппаратов и 224 пилота. То есть чуть-чуть недотянули до двух катастроф в месяц.
Если угодно, можно перейти на деньги. Так, общая стоимость потерянных летательных аппаратов составила 11,6 млрд долларов. А по пилотам, стоимость базовой подготовки которых составляет в среднем 6 млн долларов, ущерб американской экономике достигает, следовательно, ещё 1,344 млрд долларов.
Недотянувший до полосы Ил-112
Об этой катастрофе Царьград писал. После начала пожара в правом двигателе опытовый образец военно-транспортного самолёта Ил-112В в течение 42 секунд пытался зайти на полосу аэродрома в Кубинке. Шанс спасти себя и машину у троих членов экипажа был, но, по предварительной версии, им не удалось ни потушить, ни выключить двигатель, к тому же самолёт надо было отвести подальше от жилых кварталов, прежде чем совершить разворот для последующей посадки. В итоге управление машиной было потеряно. Проходила версия, что – из-за срабатывания системы флюгирования, то есть поворота лопастей винта на желательно прямой угол к потоку воздуха, чтобы они давали поменьше сопротивления. Если этого не сделать, то винт во встречном потоке начнёт раскручиваться в обратную сторону и не помогать, а сильно мешать машине, тормозя её с одной стороны.
Так это было или иначе, ответа пока нет. Просто рано. Но по отрасли поползли слухи, что, дескать, и машина ещё очень сырая, и на двигатель её ТВ7-117СТ было много нареканий. Так обычно всегда бывает, когда речь идёт об авариях с новыми изделиями. Словно можно довести самолёт до надёжной кондиции, не поднимая его в воздух. О чём тут «генеральном» можно говорить? О том, что на опытовых машинах аварии – часть испытательного, чтобы не сказать, производственного процесса? Или о том, что кто-то гонит непроверенные двигатели ради своих корыстных интересов?
Видимо, от отношения к жизни зависит. И отношения к власти.
Трагедия Бе-200 в Турции
Во время тушения лесных пожаров в Турции разбился 14 августа самолёт-амфибия Бе-200 «Александр Мамкин». Погибли 7 человек. По какой причине это произошло с прекрасным самолётом, управляемым опытнейшим экипажем из ВМФ России?
Простой ответ: он врезался в гору после сброса воды на очаг возгорания в районе города Кахраманмараш. Но почему врезался? Тут мнений несколько. Одно: что самолёты конструкторского бюро Бериева вообще не приспособлены к работе в условиях горной местности. Наверное, так и есть – уж больно велика машина, а в горах только и знай, что уворачивайся от поросших лесом каменных лбов. Второе: что в условиях пожара происходит естественное выгорание кислорода в воздухе над огнём. Потому самолёту, после того как он сбросил воду с высоты 50 – 100 м (если выше, вода просто успевает испариться по пути к земле), просто не хватает энерговооружённости двигателей из-за острой нехватки кислорода для моторов. Самолёты уже бились в аналогичных условиях.
А нам что с того?
Но вновь – истинную причину катастрофы нам пока не сказали: нет ещё результатов расшифровки «чёрного ящика». Факт, что Бе-200 считается исключительно надёжной машиной, ранее, кстати, не имевшей падений, а воздушная обстановка над столь массированным пожаром, как лесной пожар в горах, действительно недостаточно изучена. Лётчики тоже были специалистами высочайшей квалификации. Особенно командир Евгений Кузнецов, участвовавший ещё в испытаниях Бе-200.
Так какая может быть общая причина у всех этих трагедий? Нет её. Каждая катастрофа – отдельное явление. И только август их все объединяет…
Материалы по теме
Массовое вымирание – колоссальное событие, которое сопровождается легко узнаваемыми явлениями и событиями. Эксперты полагают, что одним из таких маркеров грядущей катастрофы в далеком прошлом было резкое увеличение количества микроорганизмов в озерах и реках.
Лесные пожары, аномальная жара и обильное «цветение» водоемов — исследователи отмечают все больше признаков, свидетельствующих о близости еще одного массового вымирания.
Так, к примеру, после пермского вымирания, случившегося 252 миллиона лет назад, произошел резкий всплеск бактериального и водорослевого цветения, продолжавшийся сотни тысяч лет. Согласно исследованиями геологов, разрушительные последствия резкого изменения климата и массового исчезновения лесов привели к тому, что Сиднейский бассейн – одна из древнейших пресноводных экосистем Земли – превратилась в «ядовитый бульон» из фитопланктона и других организмов.
Почему это так важно? Недавно массовые пожары из-за аномального жаркого лета истребили большие массивы леса на территории Австралии. Зола, выдуваемая ветром в океан, содержит в себе много железа и частички органики. В результате она выступила катализатором, ускорившим размножение фитопланктона – теперь значительная часть океана стала ядовитой из-за обилия «цветущих» микробов.
Неприятное совпадение, не правда ли? Увы, оно далеко не единственное. Геолог Трейси Франк из Университета Коннектикута отмечает, что «. в прошлом источником CO2 была вулканическая активность. Однако мы рассчитали, что скорость поступления углекислого газа в атмосферу тогда и сейчас почти одинаковые, только в XXI веке его источником становится деятельность человека».
Водоросли и бактерии являются самыми обычными элементами пресноводной среды, однако их бесконтрольно размножение буквально высасывает из воды кислород, создавая зоны «мертвой воды», в которой не выживут более крупные существа. Глобальное потепление, обезлесение и вымывание питательных веществ из почвы в воду – вот три фактора, которые способствуют этому пагубному явлению.
Изучив данные почвенного и геохимического анализа Сиднейского бассейна, исследователи делают вывод , что распространение микробов после пермского вымирания «было одновременно симптомом коллапса континентальной экосистемы и причиной ее замедленного восстановления».
Извержения вулканов сначала вызвали ускоренный и устойчивый рост выбросов парниковых газов. Это, в свою очередь, спровоцировало повышение глобальных температур на планете и ее внезапное обезлесение из-за лесных пожаров и засухи.
Как только деревья исчезли, начала разрушаться и структура почвы, а питательные вещества попали в пресноводные экосистемы. Более трех миллионов лет леса Земли боролись за восстановление. Вместо этого Сиднейский бассейн был усеян низменными экосистемами, которые «регулярно затоплялись застойными пресными и солоноватыми водоемами, в которых обитали процветающие популяции водорослей и бактерий», пишут авторы.
В свою очередь, эти устойчивые «мертвые зоны» препятствовали восстановлению важных поглотителей углерода, таких как торфяники, и замедляли восстановление климата и экосистем.
Результаты других исследований по всему миру также свидетельствуют, что цветение микробов является обычным явлением после массового вымирания, вызванного потеплением. Исключением, по-видимому, является случай падения слишком большого астероида, вызвавшего вымирание динозавров 66 миллионов лет назад.
Этот эпизод поднял в атмосферу огромное количество пыли и сульфатных аэрозолей, но по сравнению с вулканической активностью метеорит вызвал лишь умеренное, а не устойчивое повышение концентрации углекислого газа и температуры. Таким образом, вспышка цветения микробов была кратковременной.
Увы, все эти апокалиптические предзнаменования не слишком-то отличаются от картины наших дней. Например, исследователи отмечают, что «оптимальный температурный диапазон роста» вредных микроводорослей в пресноводной среде составляет 20-32 °C. Этот диапазон соответствует расчетным континентальным летним температурам приземного воздуха для региона в раннем триасе. И именно такой диапазон прогнозируется для летних температур приземного воздуха на средних широтах к 2100 году.
Что нас ждет? Покажет лишь время. Но уже сегодня очевидно одно: если усилиями всей планеты не предпринять срочные и чрезвычайные меры по снижению уровня загрязнения планеты, то нам не потребуется ждать век, чтобы увидеть пагубные последствия халатного отношения человека к Земле.
Синдром экономкласса: что это
Этот синдром знаком не понаслышке большинству из нас: денег на отпуск впритык, а билет «туда-обратно» стоит туеву хучу денег, поэтому приходится брать самый дешевый их вариант — экономкласс. И говорить мы будем про самолеты, которые дрим-лайнеры, и перелеты в них. К слову сказать, это же касается мест повышенной комфортности и даже бизнес-класса. По ехали -летели. Но сначала небольшое введение.
Путешествия — это здорово! А еще здорово, когда доехал до аэропорта за 10-20 минут, быстренько прошел фейсконтроль и также быстренько добрался из пункта А в пункт Б. Но есть одно «но»: такой сценарий доступен жителям крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Сочи и т.д. Остальным же, в том числе вашему покорному слуге, приходится несладко.
Не секрет, что наши люди на отпуск летают к морю, на солнечные курорты Европы, а значит путь их пролегает через главный воздушно-транспортный узел России — аэропорты Москвы. Именно из всяких там Домодедово и Внуково можно улететь куда угодно. И поэтому «регионщикам» нужно сначала добраться до главного хаба, и только потом уже продолжать свое путешествие.
А теперь к цифрам. Расстояние от Иркутской области (для примера возьмем Иркутск) до Москвы — 4 200 км по воздуху или 5 200 км на авто. Airbus A320 Neo преодолеет это расстояние всего за каких-то 6 часов. Выбираем реального перевозчика, указываем багаж и встанет это в:
После шести часов полета ты уже забываешь, зачем и куда летишь :). Тебе уже все равно, главное, чтобы поскорей. В противном случае твое лицо каждый час становится все более похожим на фирменный цвет авиакомпании. И вот когда ты ступил на московскую землю, можно выдохнуть, потому что через какие-то 2,5 часа ты уже будешь лежать на пляже в Сочи.
Итого получается: 6+2,5 = 8,5 часов в воздухе. Но если ты житель столицы, то для тебя полет продлится всего 2.5 часа. Круто? Еще бы! Но мы рассказываем не про города, комфортные для жилья и путешествий, а про дорогу и то, как лучше ее перенести. Поэтому переходим к практической части.
Синдром экономкласса: как легче переносить перелет самолетом
Самолет — закрытая конструкция, из него нельзя выйти подышать, размять ноги :). Вошел — будь добр, стойко переноси все тяготы и лишения, коих предостаточно:
№1. В тесноте и в обиде
Стандартный размер кресла в экономе — 43-46 см, расстояние между ними — 70-90 см.
Что такое 70-90 см для человека ростом 170+ см? Ничто! На лицо имеется сочетание сразу двух негативных факторов: 1) нельзя вытянуть ноги, 2) отсутствие движения и онемение тела. Такие ч астые длительные перелеты (от трех часов) могут привести к т ромбозу глубоких вен нижних конечностей, при котором в просвете глубоких вен образовываются сгустки крови (тромбы).
Основная причина образования тромбов — длительное бездействие икроножной мышцы, которая качает кровь из нижних конечностей к сердцу.
Происходит застой крови, повышается ее свертываемость, в результате образуются тромбы. Как только вы прилетели и встали со своего насиженного места, скорость циркуляции крови по венам увеличивается, оторвавшийся тромб начинает свое движение. Большой тромб может вызвать полную закупорку легочной артерии и привести к смерти.
Как видите, перелеты могут негативно сказываться на здоровье вен ваших ног. Конечно, 1-2 перелета в год не приведут вас на прием к флебологу, но если вы летаете часто, то вероятность попадания к профильному врачу усиливается кратно.
Ряд исследований подтверждает, что через каждые 5.000 км повышается риск развития тромбоза глубоких вен. Самыми опасными перелетами считаются перелеты от 7 часов.
Что делать: независимо от того, на каком месте вы летите, необходимо двигаться каждый час:
- хождение по салону;
- подъемы на носки стоя у своего кресла;
- подъемы на носки сидя с грузом на коленях;
- вытягивание ног в проход и выполнения упражнения «насос»: сидим в кресле, ставим ноги на пятки и тянем носки максимально вперед, затем на себя, повторять 10-20 раз)
- приседания.
Если вы стесняетесь делать у всех на глазах, тогда шагом марш в туалет! Главное правило — качать кровь каждый час полета. Если полет длится 6 часов, значит у вас должно быть 6 сессий упражнений. Тоже самое применимо и для поезда, только выходить нужно в тамбур, а «насос» делать лежа.
№2. Низкое содержание кислорода в воздухе
Воздух в салон самолета поступает забортовой, он нагревается и подается в систему кондиционирования, а через неё уже сверху над креслами и выводится через специальные клапаны под креслами. Однако у такого воздуха есть один жирный минус — малое содержание кислорода. А поскольку людей в салоне обычно набивается под завязку, и сидят они плечом к плечу, то и объемно подышать у вас не получится, ведь воздух в самолете крайне обеднен кислородом.
Что делать: расшнуровать всю стягивающую одежду: шнурки на обуви, корсет, пояса и ремни. Сделайте все возможное, чтобы облегчить дыхание и процесс циркуляции крови. Лично мне приходилось видеть, как женщина 3,5 часа сидела в обтягивающих джинсах, еле смыкающихся на талии. Боюсь представить, как она себя чувствовала. Также поможет газированная вода, обогащенная кислородом, например, «Сенежская».
Если с собой такую воду пронести не удалось, попросите стакан воды у стюардессы и выпейте ее после тщательного размешивания и растворения углекислоты.
№3. Питание на борту
Это так классно, когда тебя кормят, а потом еще и убирают со стола! Прямо рай для семейных женщин, у которых семеро по лавкам и столько же с ложкой :).
Питание в самолете с каждым годом становится, с точки зрения диетологии, все лучше. На борту уже давно перестали давать жирное, острое и всё того, от чего у человека может «прихватить» живот. Единственный момент — большие порции. Когда ты сидишь 3-5 часов кряду, а вся твоя активность — это походы в уборную, то есть практически не хочется. Но ведь халява! В связи с этим многие пассажиры по полной нагружают свои бедные желудки.
Что делать: сидение в одной позе не способствует активной перистальтике кишечника, поэтому ешьте на борту самолета легкую пищу: съедаете полностью белок (курица) и половину углеводов (рис) + жидкость (сок). Оставшиеся салатики и десерты откладываете на второй прием пищи и съедаете с перекусом или вместо него. Максимально ЗОЖ-ным и правильным с точки зрения правильного питания будет прием пищи дома за 1,5-2 часа до вылета. Выбирайте «долгие» продукты: творог + арахис + сметана или гречка + мясо.
№3+1. Взлет-посадка: давление
Когда самолет взлетает и падает садится, вы можете почувствовать дискомфорт или даже острую боль где-то глубоко в ухе. Это связано с перепадом давления.
Что делать: перед взлетом надавите пальцем на козелок уха и держите так, пока не прекратится набор высоты. Если боль усиливается, усильте давление на слуховой канал. Такая ситуация может произойти как во время взлета, так и посадки. Рассасывание леденцов в данном случае не поможет, так как речь идет не про заложенность, а острую физическую боль.
Предложенные три (+1 бонус) совета помогут вам лучше переносить длительные (3-4 часа и дольше) перелеты. Внедрив их в свое авиапутешествие, вы забудете (но это не точно :)), что такое синее или зеленое лицо и помятый вид.
Послесловие
От синдрома экономкласса никуда не деться. Но с нашей заметкой и выполнением рекомендаций из неё дорога перестанет вас напрягать. До встречи на трапе самолета!
Как летать без ущерба для здоровья
Самолёты давно и прочно вошли в нашу жизнь, однако учёные только недавно начали исследовать влияние полётов на организм. К чему они могут привести и как не навредить здоровью? Рассказываем обо всём по порядку.
Кому летать опасно?
В зоне риска люди со следующими заболеваниями:
- Сердечно-сосудистые. На миллион рейсов приходится 25 смертей: большинство из них вызваны инфарктами и инсультами. По возможности отложите полёт, если вы недавно перенесли операцию на сердце.
- Варикоз. Из-за того, что тело во время полёта находится в одном положении, кровь в венах застаивается. Перед полётом стоит проконсультироваться с врачом: он выпишет таблетки и даст рекомендации.
- Респираторные заболевания. Из-за сухого воздуха в салоне страдает дыхательная система. Без мер предосторожности у астматиков и больных бронхитом может сильно ухудшиться состояние.
Также в самолёте нужно быть осторожным:
- Беременным. Особенно в первом триместре и на последних неделях. Оптимальное время для путешествия – это второй и начало третьего триместра.
Младенцев в возрасте до 7 дней не рекомендуется брать на борт (да и самим летать сразу после родов – тоже). - аквалангистам. После перелёта нужно выждать хотя бы сутки перед погружением. Организм испытывает сильный стресс из-за смены давления: ему нужно время, чтобы восстановиться.
- Тем, кто принимает гормональные препараты. Некоторые гормоны влияют на сердечно-сосудистую систему – поэтому перед полётом лучше проконсультироваться с врачом.
- Людям с повышенным внутричерепным давлением и лёгочной гипертензией. Уже на высоте 3000 метров атмосферное давление начинает падать, и концентрация кислорода снижается. А если самолёт набирает высоту 11 000 метров, поступление кислорода в кровь вообще становится критически низким. Такие перепады давления могут ухудшить самочувствие даже у здорового человека.
Что может произойти?
Давление воздуха в самолёте такое же, как на вершине горы высотой 2400 метров. А влажность ниже, чем в пустыне. Но это далеко не все факторы, которые приводят к проблемам со здоровьем. Вот ещё несколько:
- Из-за недостатка вентиляции количество углекислого газа в салоне превышает норму. Поэтому если у человека болезнь органов дыхания, возможны осложнения. К тому же, из-за плохой вентиляции повышается опасность заражения инфекциями от других пассажиров.
- Пониженное атмосферное давление снижает уровень кислорода в крови – на 6-25%. У здоровых людей нехватка кислорода может вызвать усталость и тревожность. А у пожилых, и у тех, кто страдает от заболеваний дыхательной системы, гипоксия иногда приводит к ухудшению памяти и затруднению мышления.
- Неудобное положение тела может спровоцировать застой крови в венах ног. При полёте дольше 6 часов риск увеличивается в 2,3 раза.
При наихудшем раскладе тромб может оторваться, попасть в кровоток, а затем – в лёгочную артерию. Из-за закупорки сосуда приток крови в лёгкие останавливается. Смерть при лёгочной тромбоэболии наступает внезапно, без симптомов. Единственное, что может насторожить – отёки ног, но и это встречается не всегда.
А как избежать таких последствий?
Если вы обнаружили у себя что-то из нашего списка, посоветуйтесь с лечащим врачом перед полётом. Однако если рейс уже завтра, вот вам несколько универсальных советов:
- Если у вас есть дыхательная недостаточность, предупредите авиакомпанию, что вам потребуется кислородная поддержка. Пассажиры могут провозить с собой портативные кислородные концентраторы.
- Людям с бронхиальной астмой следует взять в ручную кладь ингалятор. Не забудьте взять с собой справку от врача, что он вам необходим.
- При варикозе следует избегать пережима сосудов: не кладите ногу на ногу, не держите их согнутыми и не подкладывайте под себя. Возьмите на борт негазированную воду: из-за частых походов в туалет, вы будете больше двигаться. Старайтесь каждые полчаса гулять по салону. Также перед полётом наденьте компрессионные чулки (впрочем, они не повредят и здоровым людям).
И помните, что перелёт сам по себе увеличивает нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Алкоголь только увеличит риски: откажитесь от спиртного на борту.
Узнать, опасно ли летать после перенесенного инфаркта, можно в новом сюжете телепрограммы «Жить здорово»