Что использовать для изоляции обмоток в трехфазном двигателе
Пропитка трансформаторов в условиях домашней мастерской
ООО «ПроЭлектрика» — организация, в которой вы можете заказать такие услуги, как обслуживание и ремонт электродвигателей. Наш опыт, квалификацированный персонал и современные материалы позволяет производить качественный ремонт электрооборудования всех видов и в кратчайшие сроки.
Мы осуществляем ремонт обмотки электродвигателя в Москве с возможностью выезда по адресу заказчика или же с доставкой обслуживаемого оборудования на нашу ремонтную базу(МО, ул. Лесопрковая владение 14). Кроме того, у нас возможен качественный срочный ремонт электромоторов мощностью до 30 кВт за сутки.
Типы электродвигателей и особенности ремонта
Данные устройства производятся в разных конструктивных исполнениях. Выход из строя обмотки в промышленности ремонтируется отправкой двигателя в ремонтный цех, где двигатели разбирают, чистят, ревизируют.
Потом неисправные обмотки перематывать стараются на специальных намоточных установках. После этого собирают и проверяют двигатели на рабочих оборотах с измерением тока холостого хода и под предполагаемой нагрузкой.
Электродвигатели подразделяются на два типа:
- с короткозамкнутым ротором моторы представляют собой простоту изготовления, дешевизну и имеют высокий коэффициент полезного;
- с фазным ротором, используют такое конструктивное решение при недостаточном напряжении питающей сети, если этого питания не хватает для запуска устройства.
Неисправность таких устройств в быту устраняется совместно с сервисной службой или сдачей этого мотора в мастерскую. Но, что же делать если поблизости нет сервиса и нет возможности отдать в ремонт профессионалам?
Единственный вариант попробовать разобрать в домашних условиях и обеспечить перемотку самостоятельными силами. Перематывать обмотки может человек, обладающий минимальными знаниями о способе проведения перемотки.
Разборка электродвигателя
Перед разборкой необходимо обработать мотор влажной чисткой, затем очистить ветошью. Откручиваем крышку вентилятора, снимаем последовательно все болты. После этого спрессовываем вентилятор, предварительно открутив его фиксирующий болт.
Откручиваем крепления подставки и крепление фланцев. Отсоединяем борно электродвигателя с клеммником. Все крепления и болты надо складывать отдельно, чтобы не было проблем в дальнейшем со сборкой. Откручиваем передний фланец вместе с ротором и вытаскиваем.
Разное устройство электродвигателей заставляет предварительно задумываться: «Какая из обмоток вышла из строя роторная или статорная». С помощью приборов омметра и мегоомметра проводим проверку обмоток.
Прозваниваем двигатель омметром между тремя фазными выводами на одинаковость сопротивления. Проверяем омметром каждую фазу на землю, сопротивление должно быть порядка нескольких мегоОм и выше. Затем берём мегоомметр и проверяем сопротивление изоляции каждой обмотки на корпус.
Определились с неисправной обмоткой, в нашем случае неисправна обмотка статора, а ротор имеет неразборную конструкцию. Демонтаж статора не совсем простая задача, как казалось бы на первый взгляд.
Если обмотка оплавилась очень сильно и электродвигатель вышел из строя от перегрева, то выбивать её не понадобится, она достаточно легко снимется со своих мест крепления. Случилось так, что обмотка подгорела немного или она в обрыве, то лак очень хорошо будет держать, и даже попытки сбить зубилом не приведут к полному удалению старых частей.
Как вариант, можно развести костёр и нагреть корпус статора чтобы весь лак внутри выгорел. После таких действий старые отложения высыпятся сами.
Необходимо дать остыть корпусу на воздухе, не прибегая к жидкостному охлаждению, в противном случае корпус не выдержит разности температур и треснет. Зачистка внутренней поверхности требуется до состояния блеска. Не должно остаться окалин от оплавленного лака и меди.
Потребуется подсчёт количества витков и параметры провода. Подбираем для перемотки именно обмоточный провод. Эта проводка имеет особенные свойства. По форме бывают округлые и прямоугольного сечения.
Проводка обладает очень малым сопротивлением изоляции. В мастерских по ремонту имеются механические устройства намотки обмоток, провода берутся с повышенной прочностью изоляции, в маркировке добавляется буква М. Мы проводим перемотку своими руками, поэтому возьмём провод с обычной изоляцией с параметрами соответствующими предыдущей.
Возможные неполадки
Обмотка достаточно хрупкий элемент мотора, поэтому его нестабильная работа может вылиться во многие неисправности:
- Обрыв провода и прекращение передачи тока;
- Короткое замыкание из-за поврежденной изоляции;
- Замыкание между отдельными витками, их самостоятельное “отключение” от системы;
- Повреждение изоляции.
Укладка проводника и изоляция
Затем сформированные обмотки помещают в паз, используя для удобства специальный инструмент — трамбовка, которым утрамбовывают всыпанные в паз проводники.
Он представляет собой железную ручку, к которой приварена прямоугольная пластинка. Всыпание выполняют путем разделения пальцами обмотки на небольшие пучки и проведением их через открытую часть паза.
После того как одна сторона катушки всыпана в паз ее трамбуют вышеописанным инструментом и приступают к высыпанию другой части в соответствии с шагом обмотки.
После уложения обмотки закрывают обращенную к открытой части паза поверхность — вставляют стрелки, вырезанные ранее из изоляции. Таким образом, укладывают остальные секции обмотки.
После этого надо заизолировать друг от друга катушки разных фаз в лобовых частях. Для этой цели применяют электрокартон, из которого вырезают фигуры в виде круга и вставляют между фазными катушками.
Затем лобовую часть обвязывают таким образом, чтобы обмотки плотно прилегали друг к другу.
Для этого используют капроновый, специальный обвязочный шнур или тафтяную ленту. Перед обвязкой лобовой части ей придают форму, отбивая резиновым молотком. Все процедуры выполняют с обеих творцов — со стороны схемы и с противоположной.
Основная часть перемотки практически закончена. Для изоляции выводов катушек применяют трубки из диэлектрического материала. Лучше использовать трубки марки ТКР, так как они обладают большей термостойкостью и в дальнейшем не оплавятся при эксплуатации.
Перед сборкой нужной схемы делают прозвонку между фазами, используя мегомметр, то есть измеряют сопротивление между катушками относящихся к разным фазам. Также прозвонку делают между фазами и корпусом. Если мегомметр в обоих случаях показывает бесконечно большое сопротивление, то все в порядке и можно спаивать или сваривать концы фазных обмоток в по нужной схеме. На спаянные концы проводов надевают изоляционные трубки, но с большим диаметром. Не надо забывать утрамбовывать стрелки, так как они часто выступают из пазов.
Поводим итоги
Как видите, процедура подключения трёхфазного двигателя в трёхфазную сеть очень проста. Сложности начинаются, когда мы имеем двигатель, который не подходит нам по напряжению. Что важно понять? Схема соединения треугольником дает пониженное напряжение включения двигателя, схема звезда — повышенное. То есть, если мы имеем двигатель «звезда» на напряжение 660 вольт, то включив его по схеме «треугольник» у нас появляется возможность использовать его на напряжение 380 вольт. И наоборот, двигатель напряжением 220 вольт «треугольник» включив звездой, получим возможность подать на него напряжение 380 вольт.
На этом позвольте попрощаться
С наилучшими пожеланиями, Я!
3. Добавочное сопротивление (окончательно уточняется при испытаниях двигателя) (Ом)
Rд = ( 1,6 ÷ 8 ) x 10 -3 x Uс / sп,
где Uс — напряжение однофазной сети, В.
Для получения большого пускового момента предпочтение следует отдать второму варианту пусковой обмотки, так как в этом случае существует возможность получения наибольшего пускового момента путем изменения внешнего сопротивления.
Ток однофазного электродвигателя определяют по вычисленному сечению для рабочей обмотки и плотности тока в обмотке трехфазного двигателя I1 = sрδ , где δ — допустимая плотность тока (6—10 А/мм²).
Мощность однофазного электродвигателя Р = U x I x cos φ x η
Таблица. Произведение cos φ на кпд
При мощности двигателя свыше 500 Вт значения η и cos φ можно брать как для трехфазных асинхронных двигателей, снизив мощность однофазного двигателя по приведенной выше формуле на 10—15%.
Перемотка трехфазного электродвигателя
Трехфазные двигатели – это электромашины, которые функционируют от трехфазной сети под переменным током. В их комплектацию входят ротор и статор, имеющий тройную обмотку. В свою очередь, в зависимости от вида ротора двигатели бывают с фазным (синхронные) , или короткозамкнутым (асинхронные) роторами.
Капитальный ремонт электродвигателя
Со временем изделие требует проведение капитального ремонта. В этом случае производят перемотку трехфазного двигателя. Это происходит после диагностики изделия и выявления следующих причин:
- повреждение или полноценный обрыв провода
- в случае обнаружения виткового и межвиткового замыкания, а также замыкания на корпусе
- в следствии механических или термических повреждений происходит износ материала для изоляции у двигателя, в том числе снижение его сопротивления (его измерение производят с помощью специального прибора – мегаомметра)
Если модель двигателя асинхронная, то производят перемотку в основном только на статоре. В синхронных двигателях скорее всего потребуется осуществить перемотку как статора, так и трехфазного ротора.
Технические показания для перемотки электродвигателя
При многолетней работе двигателя, изоляционный материал, естественно изнашивается, что приводит к частичному или полному повреждению обмотки. В этом случае требуется ее замена или восстановление. К этому приводя постоянный перегрев, попадание внутрь машины частичек влаги и пыли, постоянное трение в процессе работы, а также усадка материала, а следственно не плотное прилегание деталей друг к другу.
Если специалисты диагностируют риск короткого замыкания, что приводит к выходу оборудования из строя, машина отправляется на ремонт и тогда производят ремонт трехфазного двигателя, а именно его перемотку.
Диагностика электродвигателя
Для качественной проверки двигателя и его обмотки использую специальные приборы и оборудование. Такие, как мост сопротивления или специальные щупы, небольшой цилиндрический спиртовой термометр, чтобы измерять температуру в труднодоступных местах.
Эту работу выполняет исключительно профессионал, так как она требует большую концентрацию внимания и соблюдение определенной последовательности.
Для начала специалист убирает старую обмотку и тщательно зачищает все каналы от ее следов. Далее он измеряет все необходимые данные старой обмотки, для того чтобы иметь возможность рассчитать эти данные для новой обмотки. После этого он подготавливает катушки и активное железо статора либо ротора, используя специальные шаблоны. И производит укладку новой обмотки на место старой. Затем, ориентируясь на схему двигателя (по ней можно различить расположение всех необходимых элементов), он производит пайку самой катушки, после чего пропитывают обмотку специальным лаком и высушивает ее. Лак в данном случае необходим для повышения износостойкости, так как повышается изоляция токопроводящей части.
На данном этапе перемотка трехфазного двигателя завершается и дальше оборудование ждет испытание на машине. При перемотке все технические характеристики не изменяются, но если замены требует заказчик, это тоже можно осуществить.
Профессиональный ремонт электродвигателей
Многие думают, что при износе двигателя, проще и дешевле будет выкинуть старый и приобрести новый двигатель. На самом деле, все зависит от профессионализма работника, который берется делать перемотку. В первую очередь, он должен использовать все изоляционные материалы только очень высокого качества, в том числе медный провод, а не, например, алюминиевый. Все работы он должен выполнять последовательно, уделяя каждому этапу особое пристальное внимание.
В этом случае вы не увидите разницы в технических и эксплуатационных характеристиках двигателей между новым и отремонтированным оборудованием. И вы сможете сэкономить свои средства, отказавшись от покупки нового трехфазного двигателя.