Что за двигатель воздушного охлаждения на газ 3309
«Внешность» дизельного «ГАЗона» практически не отличить от облика его бензинового собрата. Разница между ними заключалась только в наличии трубы-воздухозаборника (у ГАЗ-3309), что проходила вдоль капота и оконной стойки кабины. Благодаря такому элементу дизельный грузовик мог преодолевать самые глубокие водные препятствия, так как воздух к двигателю шел именно из этой трубы, которая находилась на высоте в 2 метра. Плюс ко всему — огромные колеса и клиренс. Как мы видим на фото, ГАЗ-3309 по сегодняшним меркам имеет весьма аскетичный дизайн. Однако, как говорят многие водители, для грузовика в первую очередь важны технические показатели: если машина будет приносить реальную прибыль, то ее внешний облик уйдет на второй план.
Конструкция кабины преемника 53-го «ГАЗона» практически не изменилась. На грузовике есть все те же круглые фары, узнаваемый стальной бампер, продолговатый капот и классическая металлическая подножка, которая облегчала путь водителя к салону.
Судя по отзывам, конструкция кабины 3309-го «ГАЗона» имела множество недоработок. Среди них основной проблемой считались крылья, которые постоянно ржавели. Их приходилось обрабатывать шпаклевкой или накладывать новые листы стали поверх поврежденного коррозией металла.
В то же время бампер оставался массивным и прочным, как и ранее. Благодаря большой толщине металла он был способен выдержать усилие до нескольких тонн. Водитель мог уверенно закрепить трос за одно из двух отверстий в бампере и вытащить машину из любого болота на буксире. Впрочем, дизельный «ГАЗон» практически не застревал даже в самых глубоких и рельефных местностях, и частой потребности в буксировке не было.
Инструкция по эксплуатации
Учитывая общность конструкции ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, Руководство по эксплуатации составлено сразу для обеих моделей этих автомобилей. Данная инструкция отмечает их основное различие — в типе двигателя: у ГАЗ-3307 он карбюраторный бензиновый, у ГАЗ-3309 — дизельный. Внешнее дизельный грузовик отличает наличие шнорхеля-воздухозаборника, расположенного со стороны водителя.
Этот тип среднетоннажных грузовиков в базовой версии предназначен для перевозки грузов, причём использование прицепов для них не предусмотрено. В то же время инструкция по эксплуатации указывает, что на шасси автомобилей ГАЗ-3309 могут изготовляться самые разные специализированные автомобили (самосвалы, автоцистерны, автофургоны и другие).
Особое внимание руководство для ГАЗ-3309 обращает на температурные режимы эксплуатации автомашины, которые в целом рассчитаны на их применение в условиях относительно умеренного российского климата. Параметры эксплуатации грузовиков в целом находятся в диапазоне погодных условий от минус 45 до плюс 45 градусов Цельсия.
При температуре окружающего воздуха 5°С и ниже, на решётку оперения ГАЗ-3309 рекомендуется надеть утеплительный чехол. Система гидроусилителя руля автомобиля при температуре ниже минус 35°С нуждается в заправке специальной рабочей жидкостью. Как свойственно дизельным машинам с турбокомпрессором, остановку двигателя «Газона» рекомендуется производить только после его работы на холостом ходу не менее трёх минут.
Модернизация автомобиля
После того как автомобильный завод в городе Горьком начал перестраиваться, были приняты решения по модернизации кабины. Кабина Газ 3309 была довольно сильно изменена и пошли разработки дизельного двигателя для авто. Дизельный двигатель позволял достичь большей мощности при уменьшении расхода топлива.
Для того что бы создать дизель для Газ 3309 технологам пришлось приложить не мало усилий. В ходе разработки было закуплено большое количество, новых станков и стендов. На них происходили тесты мотора и сравнения с бензиновой версией. В ходе технологического прорыва, был разработан дизель, который обладал турбо надувом. Он идеально работал с автомобилем и позволял довольно бодро перемещать большегрузный транспорт.
Габаритные размеры автомобиля газ 3309
Ремонт и обслуживание автомобиля так же стали более легкими, во многом благодаря уменьшению количества деталей. Их уменьшение позволило сократить количество возможных поломок разных узлов, и стоили они соответственно довольно дешево.
ГАЗ 3309: В четвертом колене
![]() | ![]() | Долгое время основной продукцией Горьковского автозавода были автомобили средней грузоподъемности. Сегодня наиболее распространенными в наших автохозяйствах являются машины так называемого четвертого поколения: бензиновые ГАЗ-3307 и дизельные ГАЗ-3309. |
Автомобиль ГАЗ-3307
в 1990 году пришел на смену популярному «газону» ГАЗ-53-12. От предшественника
он отличался в основном новой кабиной и оперением. Двигатель, как и шасси
в целом, по сути оставался прежним.
Эту модель считали переходной, позже вместо нее планировали выпускать
более экономичные дизельные грузовики. В 1992 году с конвейера сошла небольшая
партия автомобилей с японским дизелем Hino мощностью 136 л. с., но развития
этот проект не получил. На Горьковском автозаводе предпочли закупить современное
оборудование и наладить выпуск дизелей собственной конструкции.
В 1995 году было развернуто производство грузовика ГАЗ-3309. На нем устанавливался
4-цилиндровый турбодизель воздушного охлаждения ГАЗ-5441.10 рабочим объемом
4,75 л и мощностью 122 л. с. Параллельно был выпущен грузовик ГАЗ-4301,
на котором монтировался рядный 6-цилиндровый дизель Кустанайского завода
(6,2 л 125 л. с.). У этой машины была удлиненная база – 3,85 вместо 3,7
м.
Руководство «ГАЗа» заявило, что с середины 1996 года снимает с производства
бензиновые ГАЗ-3307, но все сложилось иначе. Дизельная «шестерка» себя
не оправдала, и ее производство вскоре было свернуто. А в 1998 году прекращен
и выпуск ГАЗ-3309 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения. Дело
в том, что спрос на «газоны», столь любимые ранее в сельском хозяйстве,
резко упал с развалом колхозов. И выпуск дизелей стал нерентабельным.
Продолжали выпускать лишь бензиновые автомобили – и то в ограниченном
количестве.
ГАЗ-3309 был «реанимирован» в 1999 году, но уже с бывшим тракторным
дизелем Минского моторного завода – ММЗ Д-245.7 мощностью 122 л. с. Кроме
того, на некоторые машины устанавливали 6-цилиндровый дизель ГАЗ-562.10
(лицензионный австрийский Steyr M16) рабочим объемом 3,2 л и мощностью
150 л. с.
В связи с введением в России норм Евро 2 грузовики ГАЗ-3307 с устаревшим
карбюраторным двигателем ЗМЗ-511.10 утратили перспективы. А на ГАЗ-3309
стали устанавливать минский дизель, соответствующий Евро 2, – ММЗ Д-245.7Е2
мощностью 117 л. с. Однако в связи с планами запуска в производство в
конце года среднетоннажника «Валдай» дальнейшая судьба «старичка» «газона»
пока не ясна.
Кабина
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, как и предшественники, имеют капотную компоновку
и двухместную кабину. Сиденье водителя подрессорено и, в отличие от ГАЗ-53,
имеет возможность регулировки как в горизонтальной плоскости, так и угла
наклона спинки.
Щиток приборов достаточно информативен. Он выполнен из пластика, в котором
отформованы отверстия под приборы. Передняя панель, как и у ГАЗ-53, полностью
металлическая, только выполнена в ином стиле.
Новые кабина и оперение по моде тех лет подчеркнуто угловатые. Места
в салоне стало ощутимо больше. Фальшпанели дверей сделаны с дополнительными
боковыми карманами, предназначенными для хранения различных мелочей. Кстати,
благодаря термошумоизоляции в кабине достаточно тихо.
Двигатели и КПП
Несмотря на установку карбюратора К-135 с инерционным воздушно-масляным
фильтром, бензиновый мотор ЗМЗ-511.10 достаточно «прожорлив». Дизель ММЗ
Д-245.7 более экономичен.
Для эксплуатации автомобиля в холодных климатических зонах моторы могут
оснащаться предпусковым автономным подогревателем. У машины с дизелем
есть одна интересная особенность – труба-воздухозаборник, которая проходит
вдоль капота, а затем – у левой оконной стойки.
На бензиновый автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая КПП, а на дизельный
– 5-ступенчатая. Кстати, по характерному вою 4-ступенчатой трансмиссии
легко определить, какой автомобиль приближается: ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309.
Рулевое управление и ходовая
У машины появился гидроусилитель руля. Сам же рулевой механизм поначалу
не подвергся особым изменениям – глобоидальный червяк с трехгребневым
роликом. Позже, с началом выпуска ГАЗ-3309, появился новый рулевой механизм
типа винт – шариковая гайка, который снижает усилие на рулевом колесе.
Тормоза в автомобиле – с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.
Исполнительные тормозные механизмы – барабанного типа, с раздельным контуром
по осям. Механический стояночный тормоз расположен на трансмиссии.
Электрооборудование было несколько изменено. Вместо генератора постоянного
тока, как на ГАЗ-53, был применен новый, переменного тока, с интегрированным
электронным регулятором напряжения. Это новшество не всегда себя оправдывало.
При плохом контакте в клеммах аккумулятора, а также при опробовании электропроводки
«на искру» электроника безоговорочно капитулировала и восстановлению не
подлежала. Зная об этой особенности машины, водители возили с собой несколько
регуляторов напряжения. Аналогичным образом обстояло дело и с блоком электронного
зажигания, в котором часто выходил из строя транзистор.
Подвеска в автомобиле несколько изменилась. При этом, несмотря на все
жалобы водителей, амортизаторы на задней оси так и не появились. Поэтому
для колес задней оси на ухабистой дороге характерно явление «шимми», когда
происходит нарушение сцепления колес с дорогой вследствие их движения
по буграм.
Действительно слабым местом в автомобиле считается его рама. Эта «наследственная
болячка» возникает прежде всего из-за усталостных разрушений металла,
а не из-за перегрузок, как нас в свое время пытались уверить конструкторы.
Сегодня, несмотря на недостатки, в целом неприхотливый и надежный труженик
ГАЗ-3307, как и его дизельный «собрат» ГАЗ-3309, продолжает использоваться
для широкого спектра транспортных работ. Подержанные машины в более или
менее хорошем состоянии можно приобрести за 2000 – 3500 у. е.
Николай
Костюченко
На автомобилях ГАЗ работает 40 лет
Сейчас я работаю на автомобиле ГАЗ-3307, осуществляю
развозки по городу. За день наезжаю по 120 – 160 км.
Расход топлива при этом составляет 27 л на 100 км летом,
а зимой возрастает до 30 л и выше. По сравнению с предшественником
ГАЗ-53, на котором я тоже долго работал, эта машина
в целом лучше. У нее более просторная кабина, хорошая
обзорность, легкое рулевое управление, эффективное отопление.
Двигатель и коробка передач особых хлопот не доставляют.
При езде по городу интенсивно изнашиваются тормозные
колодки, но срок замены может варироваться в зависимости
от их качества. После 42 тыс. км пробега на своем ГАЗ-3307
поменял поршневые кольца. Когда два года назад я получил
эту машину новой, ее пришлось «обтягивать»: не все гайки
были завернуты туго.
Тем, кто хочет купить подержанный ГАЗ-3307, я бы посоветовал
сначала хорошенько осмотреть машину – так можно понять,
как за грузовиком ухаживали, бывал ли он в авариях и
какой примерно у него возраст. А судить о машине, исходя
из показаний спидометра, не советую: вероятен обман.
Если есть возможность, лучше, конечно, купить грузовик
поновее. Ведь, сэкономив деньги на покупке старой машины,
потом их придется потратить на запчасти.
Иван
Панасенко
На автомобилях ГАЗ работает 24 года
Я работал на автомобилях ГАЗ и с 4-цилиндровыми, и
с 6-цилиндровыми дизелями. Должен сказать, что «четверка»
ММЗ Д-245 хоть и с турбонаддувом, но все равно слабовата
(122 л. с.). Машина с горьковской «шестеркой» гораздо
более мощная (150 л. с.). Она свободно тянула 6-тонный
прицеп. Расход топлива у «четверки» составлял в среднем
20 л на 100 км. Примерно такой, может, чуть больше,
был и у «шестерки», но мощностью они отличалась сильно.
150-сильный дизель – очень надежный, я на нем наездил
300 тыс. км и практически ничего не трогал, только фильтры
менял.
Вообще, своевременная замена фильтров – как топливных,
так и воздушных – очень важна. Большое значение имеет
и сорт масла. Мы в парке заливали только высококачественное
импортное.
Не меньшую роль играет и качество топлива. Мне приходилось
заправляться и обычной, и евросоляркой. Разница очень
большая. На второй мощность и тяга увеличиваются, уровень
шума снижается. Кроме того, уменьшается расход горючего.
При пробеге в 500 км экономия топлива составляла 20
л, а разница в цене этих видов солярки – всего 5-6 коп
за литр.
Я ездил также на грузовиках, работающих на сжиженном
(ГАЗ-33075) и сжатом (ГАЗ-33076) газе. На первом, конечно,
работать лучше – нет тяжелых баллонов. При температуре
до минус 15 градусов на пропан-бутане пуск проходил
нормально, а при более сильных морозах – двигатель нужно
заводить на бензине. Но теперь, когда сжиженный газ
подорожал, приходится отдавать предпочтению сжатому.
При работе на газе по сравнению с бензиновыми машинами
теряется мощность, зато уменьшается износ, увеличивается
ресурс двигателя.
Валентин
Трушин
На автомобилях ГАЗ работает 40 лет
По сравнению с ГАЗ-53 внешний вид ГАЗ-3307 лучше. Кабина
хорошая, просторная, обзорность стала намного лучше.
А вот качество изготовления, особенно у автомобилей
позднего выпуска, хуже. И ходимость до капремонта намного
меньше. Когда-то у нас в парке были ГАЗ-53, которые
работали с прицепами – одноосными и двухосными. И, несмотря
на это, они выхаживали как минимум 250, а обычно 280
тыс. км. А у ГАЗ-3307 этот показатель в пределах 150
тыс. км.
При получении грузовиков ГАЗ-3307 в обязательном порядке
мы делаем «обтяжку» двигателя, независимо от того, чья
это сборка – российская или украинская (была и такая).
Плюс к этому регулируем клапаны. Что касается ходовой
части, то в обязательном порядке проверяем ступицы спереди
и сзади. Рулевое управление особо проверять нечего –
его нужно смазывать и только. Слабым местом грузовика
являются сальники задних ступиц: они, бывает, пускают
масло, которое потом попадает на тормозные накладки.
И тормоза пропадают…
Что посоветовать тем, кто хочет купить подержанный
«газон»? Как у больного человека доктор в первую очередь
слушает сердце, так и в машине самое главное – послушать,
как работает двигатель. Расспросите у хозяина, как ведет
себя мотор, что он в нем менял (вкладыши, поршневая
группа и т. д.) и когда. С запчастями к машине проблем
нет, были бы деньги.
Дмитрий Пятак
Фото а втора
Редакция благодарит АТП-13062 за помощь в подготовке материала
Тормозная система ГАЗ 3309 и АБС
Тормоза — колодочного типа с пневмогидравлическим усилителем. Стояночные тормоза – ручные с механическим приводом без усилителя. Дублирующая система используется в качестве резервной в аварийных ситуациях. Вся тормозная система ГАЗ 3309 обладает большим запасом прочности, заправляется незамерзающей жидкостью.
Бензовоз ГАЗ 3309
Наличие АБС на грузовике 80-х годов разработки делает его современным. АБС обеспечивает минимальный тормозной путь. Сигнал о блокировке колес снимается с четырех датчиков, затем он подается на пневмоусилитель, который сбрасывает педаль. Интересно, что исправность системы АБС автоматически проверяется при каждом запуске двигателя. В случае неисправности загорается контрольная лампа.
Какой можно сделать вывод?
ГАЗ-3309 является одним из лучших продуктов Горьковского предприятия с высокой степенью безопасности. Этому способствуют хорошие тормоза и наличие системы АБС. Автомобиль используют для перевозки грузов различных категорий. Стандартные колёса и задний привод рассчитаны на передвижение по твёрдым покрытиям. Модификация с полным приводом способа преодолевать бездорожье.
Высокого спроса разработчикам удалось достичь за счёт хорошего соотношения стоимости и долговечности грузовика. Каждый технический узел обладает высоким запасом рабочего ресурса, поэтому владельцы не так часто проводят ремонтные работы. Низкий расход топлива ускоряет экономическую окупаемость техники. Конструкция грузовика адаптирована под использования в российских условиях.
Производство авто продолжается и в наши дни. На первичном рынке ГАЗ-3309 фургон можно приобрести за 1,396-1,462 миллионов рублей (конечная стоимость зависит от выбранных дополнений). Бортовой вариант обойдётся дешевле — 1,27 миллиона рублей. С ограниченным бюджетом потребители обращаются на вторичный рынок. Наименьшей стоимостью обладают экземпляры 2004-2005 годов выпуска — 180-280 тысяч рублей.
Особенности вакуумного насоса
Важным элементом конструкции представляется вакуумный усилитель, который способен создавать необходимое давление в системе. За счет этого удается значительно увеличить эффективность торможения, а также снизить необходимое усилие при давлении на педаль. Следует помнить, что некорректная работа этого важного узла — опасная поломка, приводящая к нестабильной работе силового агрегата.
Это обусловлено попаданием воздуха во впускную трубу мотора, что способствует обеднению топливной смеси в его цилиндрах. В результате этого автомобиль не может работать длительное время, периодически глохнет. Конструкция системы предполагает удаление смазки, механическое повреждение цилиндров при подобной неисправности, ввиду чего необходимо устранить её как можно раньше.
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
г. Нижний Новгород
ВВЕДЕНИЕ
Автомобили ГАЗ-3309 и ГАЗ-33098 предназначены для перевозки грузов по различным дорогам в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от плюс 40 до минус 45ºС.
На шасси автомобилей ГАЗ-3309 и ГАЗ-33098 изготовляются специализированные автомобили (самосвалы, автоцистерны, автофургоны и др.).
Все замечания и предложения по их работе следует направлять заводам-изготовителям этих автомобилей.
На автомобиле ГАЗ-3309 устанавливается дизельный двигатель Минского моторного завода ММЗ Д-245.7 Е3 или ММЗ Д-245.7 Е4, на ГАЗ-33098 – дизельный двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-5344.
Параметры, приведённые в Руководстве без допустимых отклонений, даны для справок.
Конструкция автомобиля постоянно совершенствуется, поэтому некоторые данные и иллюстрации, содержащиеся в данном издании, могут несколько отличаться от Вашего автомобиля и не могут служить основанием для предъявления каких-либо претензий.
Регулярное обслуживание Вашего автомобиля в соответствии с настоящим Руководством и сервисной книжкой 1) обеспечит его надёжную эксплуатацию.
1) К Руководству прикладывается сервисная книжка на автомобиль.
ГАЗ-3309, ГАЗ-33098. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
К паспортным данным автомобилей и автомобильных шасси, поставляемых другим предприятиям для изготовления специзделий, относят идентификационный номер (VIN) транспортного средства (ТС), идентификационный номер кабины, идентификационный номер двигателя и заводскую табличку.
Идентификационный номер ТС (VIN) на автомобилях и автомобильных шасси нанесён на правом лонжероне рамы перед передним кронштейном задней рессоры (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. М есто нанесения VIN автомобилей и автомобильных шасси
Пример нанесения VIN автомобиля и автомобильного шасси:
Х96330900 D0840594 , где
Х96 – международный идентификационный код изготовителя; 330900 – индекс автомобиля или автомобильного шасси;
D – код модельного года (D – 2013 г, Е – 2014 г);
0840594 – порядковый номер автомобиля или автомобильного шасси;
Модельный год – период, равный в среднем календарному году, в течение которого выпускаются автомобили с одинаковыми конструктивными признаками.
Идентификационный номер кабины нанесён на нижнем фланце правой боковины кабины.
Пример нанесения номера кабины:
330700 – индекс кабины;
D – код модельного года (D – 2013 г, Е – 2014 г); 0045366 – порядковый номер кабины.
В качестве ограничителя номера с левой стороны используется технологическое отверстие на фланце боковины.
Идентификационный номер двигателя ММЗ Д-245.7 выбит на заводской табличке (рис. 1.2), расположенной на блоке цилиндров с правой стороны в средней части.
Рис. 1.2. Пример нанесение номера двигателя ММЗ Д-245.7 Е4
В табличке приведены следующие данные: а – индекс двигателя;
b – порядковый номер двигателя.
В табличке приведены также знаки соответствия требованиям сертификации в Российской Федерации и в Республике Беларусь.
Идентификационный номер двигателя ЯМЗ-5344 выбит на заводской табличке (рис. 1.3), расположенной на блоке цилиндров с левой стороны в передней части.
Рис. 1.3. Пример нанесение номера двигателя ЯМЗ-5344
В табличке приведены следующие данные:
а – товарный знак предприятия-изготовителя;
b – знак соответствия национальному стандарту с кодом органа по сертификации, выдавшего сертификат;
с – знак обращения на рынке о соответствии требованиям специального технического регламента;
d – индекс комплектации двигателя (175);
е – порядковый номер двигателя (0000001);
f – год выпуска двигателя (D – 2013 г, Е – 2014 г);
g – модель двигателя (534400).
Заводская табличка (рис. 1.4.), расположена на задней стойке проема правой двери кабины.
Рис. 1.4. Пример заводской таблички с паспортными данными автомобиля ГАЗ-3309:
а – номер одобрения типа транспортного средства или автомобильного шасси;
b – идентификационный номер ТС (автомобиля или автомобильного шас-
с – максимально допустимая полная масса автомобиля ; d – максимально допустимая полная масса автопоезда; е – максимально допустимая нагрузка на переднюю ось; f – максимально допустимая нагрузка на заднюю ось;
g – индекс двигателя.
2. ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ
Для работы двигателя применяется дизельное топливо по ГОСТ Р 523682005 вида I, II или III (для двигателя ММЗ Д-245.7 Е3) или вида II или III (для двигателей ММЗ Д-245.7 Е4 и ЯМЗ-5344), которые отличаются содержанием серы.
В зависимости от температуры окружающего воздуха рекомендуется применять топливо соответствующего класса или сорта указанного в таблице:
Пуск двигателя осуществляется в порядке, изложенном в разделе 8.1.
«Пуск и остановка двигателя».
После пуска холодного двигателя нельзя давать сразу большую частоту вращения коленчатого вала, холодное масло медленно доходит до трущихся поверхностей, и при большой частоте вращения они могут быть повреждены.
Экономичность работы двигателя и его износ в очень сильной степени зависят от температурного режима. Необходимо поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80-100°С (для двигателя ММЗ Д-245.7) и 80-110°С (для двигателя ЯМЗ-5344). При температуре окружающего воздуха 5°С и ниже на решётку оперения надеть утеплительный чехол.
Запрещается проворачивание двигателя стартером при незаполненной топливом системе питания, во избежание выхода из строя топливного насоса (смазывается топливом).
Для заполнения системы топливом и выпуска из нее воздуха необходимо произвести прокачку топлива ручным топливным насосом, установленным на фильтре грубой очистки.
Нельзя производить пуск двигателя с разгона, толкая автомобиль, буксируя его или двигаясь по склону.
Во избежание выхода из строя коробки передач при буксировке автомобиля необходимо отсоединить фланец карданного вала от главной передачи и надёжно зафиксировать отсоединённый конец карданного вала через деревянную проставку к кронштейну крепления рычага уравнителя тросов привода стояночной тормозной системы.
Автомобиль имеет задний мост с гипоидной главной передачей, для которой следует применять только специальное масло (см. подраздел «Карта смазки»).
Перед началом эксплуатации, а также регулярно во время эксплуатации автомобиля необходимо проверять и доводить до нормы давление воздуха в шинах. Контрольные параметры давления воздуха в шинах приведены в подразделе 4.9 «Основные данные для регулировок и контроля».
Отклонение давления воздуха в шинах от контрольных параметров негативно сказывается на безопасности движения.
Во избежание нарушения взаимного положения рулевого механизма и управляемых колес запрещается нарушать регулировку длины продольной тяги рулевого управления.
Во избежание перегрева системы гидроусилителя рулевого привода не допускается длительная (более 30 минут) работа двигателя с повышенной частотой вращения при стоянке автомобиля.
При выводе автомобиля из колеи не следует двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 с, так как при этом может выйти из строя насос гидроусилителя руля из-за перегрева масла.
Запрещается при работающем двигателе удерживать рулевое колесо повернутым в крайнее положение более 15 секунд, так как при этом может выйти из строя насос гидроусилителя руля. Запрещается также пускать двигатель при отсутствии или недостаточном уровне масла в бачке гидроусилителя руля.
При температуре окружающего воздуха ниже минус 35°С необходимо заправлять систему ГУР специальной рабочей жидкостью (см. подраздел «Карта смазки»).
Следить за герметичностью воздушных трубопроводов, баллонов и узлов гидравлического и пневматического привода тормозов.
Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 секунд при положительной температуре и 20 секунд при отрицательной. Повторно включать стартер можно только после перерыва не менее 30 секунд, допустимое число повторных включений – не более трёх. Если двигатель при этом не пускается, необходимо проверить исправность цепи питания стартера, стартер, систему питания двигателя, степень загрязнённости и исправность аккумуляторных батарей.
Запрещается перемещать автомобиль при помощи стартера и включение стартера при работающем двигателе.
После ремонтных работ, связанных со снятием двигателя и кабины, необходимо установить на место провода, соединяющие кабину и двигатель с рамой.
При загорании во время движения любого из красных сигнализаторов на щитке приборов или при срабатывании зуммера необходимо остановить автомобиль, выявить и устранить неисправность.
При замене моторного масла на масло другой марки или другой фирмы обязательна промывка системы смазки промывочным маслом.
Запрещается смешивание (доливка) моторных масел различных марок и различных фирм.
После движения автомобиля с полной нагрузкой остановку двигателя производить только после его работы на холостом ходу не менее трёх минут для плавного снижения температуры турбокомпрессора во избежание преждевременного выхода его из строя.
На автомобиле установлена боковая защита. Для снятия запасного колеса и крышки аккумуляторных батарей необходимо демонтировать боковую защиту с правой стороны.
Во избежание выхода из строя некоторых изделий электрооборудования не допускается отключать аккумуляторные батареи при работающем двигателе.
Видимая поверхность задних габаритных огней, указателей поворота и светоотражателей скрываются открытым задним бортом платформы.
Для предупреждения других участников дорожного движения о присутствии Вашего транспортного средства, оставшегося на проезжей части с открытым задним бортом платформы, необходимо устанавливать знак аварийной остановки или другие сигнальные приспособления в соответствии с требованиями правил дорожного движения.
Заправку автомобиля топливом рекомендуется производить только на автозаправочных станциях. Допускается заправка автомобиля топливом вне автозаправочных станций, при этом автомобиль должен быть установлен на ровной горизонтальной площадке, без уклонов.
Топливо, в качестве которого Вы сомневаетесь, не использовать.
Передачу заднего хода включать только после полной остановки автомобиля.
Запрещается закрывать двери водителя и пассажира с опущенным вниз наконечником тяги выключения замка.
При сильном загрязнении радиатора системы охлаждения и охладителя надувочного воздуха, а также при снижении эффективности системы охлаждения и охлаждения наддувочного воздуха произвести очистку и промывку сердцевины радиатора струей воды под давлением с применением шампуня для бесконтактной мойки автомобилей.
После пробега первых 100 км, при замене (снятии и установке) колеса и через 100 км после этого, а также перед длительной поездкой необходимо проверить крепление гаек колес и, при необходимости, подтянуть крепление моментом 45-50 кгс·м.
Запрещается использование других типов и марок топлива, масел, смазочных материалов и жидкостей, кроме указанных в данном Руководстве.
Запрещается смешивание (доливка) моторных масел, масел системы ГУР, охлаждающих и тормозных жидкостей различных типов и марок.
Автомобиль предназначен для одиночного использования. Буксировка прицепа категорически запрещена.
ГАЗ-3309, ГАЗ-33098. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо строго выполнять правила техники безопасности.
Низкозамерзающие жидкости ядовиты. Необходимо принимать меры предосторожности при заправке ими автомобиля.
Запрещается производить прогрев двигателя в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.
При открывании пробки расширительного бачка на горячем двигателе соблюдать осторожность, чтобы избежать ожога паром.
При монтаже и демонтаже шин необходимо строго выполнять требования подраздела «Колёса и шины».
Не пользуйтесь сжатым воздухом при удалении частиц фрикционного материала с деталей тормозов и сцепления. Удаляйте частицы вакуумным способом или влажной салфеткой.
Во время заряда и обслуживания аккумуляторных батарей запрещается курить и пользоваться открытым пламенем.
Для приготовления электролита необходимо применять стойкую к воздействию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую), в которую заливать сначала воду, а затем, при непрерывном помешивании – серную кислоту. Вливать воду в концентрированную серную кислоту запрещается во избежание несчастного случая.
При случайном попадании брызг серной кислоты на кожу немедленно, до оказания медицинской помощи, осторожно снять кислоту ватой, промыть пораженные места обильной струей воды и затем 5% раствором кальцинированной соды.
При работе с металлическим инструментом не допускать коротких замыканий одновременным их прикосновением к разнополярным выводам батареи.
При проведении регулировочных и ремонтных работ необходимо отключить аккумуляторные батареи.
Во избежание травм будьте внимательны и осторожны при проведении работ в зоне действия вентилятора радиатора. Вентилятор включается автоматически.
Категорически запрещается при работе двигателя ослаблять соединения топливопроводов и тормозной системы, находящихся под давлением.