Датчик давления масла на двигателе зил 130 - АвтоКлуб Toyota
Toyota-navi.ru

АвтоКлуб Toyota
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик давления масла на двигателе зил 130

Масляный насос зил 130 как прибавить давление

содержание .. 51 52 59 ..

Глава III. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

СХЕМА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

Система смазки двигателя комбинированная (рис. 57).

Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, боковые поверхности толкателей, подшипники распределительного вала, коромысла, верхние сферические опоры штанг толкателей, опоры промежуточного валика привода распределителя, опоры валика масляного насоса, упорный фланец распределительного вала.

Разбрызгиванием и самотеком масло подается к боковым поверхностям гильз цилиндров, направляющим втулкам клапанов, кулачкам распределительного вала, шестерням привода распределительного вала и масляного насоса, втулкам верхних головок шатунов, нижним сферическим опорам штанг толкателей.

Масло заливается в масляный картер двигателя, из которого оно через неподвижный маслоприемник 15 засасывается масляным насосом 3, подающим масло по каналу 4 в корпус полнопоточного центробежного масляного фильтра.

Масло, прошедшее фильтрацию, поступает в маслораспределительную камеру 5, расположенную в задней перегородке блока. Из этой камеры оно по двум продольным каналам диаметром 14,5 мм направляется к толкателям и коренным подшипникам коленчатого вала. Направляющие отверстия под толкатели в блоке цилиндров пересекают продольные масляные каналы в нем, масло из которых омывает боковые поверхности толкателей.

Из левого продольного канала по отдельным наклонным каналам диаметром 7 мм масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала. На поверхности обоих вкладышей коренного подшипника имеется маслораспределительная канавка, а на коренной шейке вала — отверстие диаметром 6 мм для подачи масла к шатунной шейке коленчатого вала. Из специального канала большого диаметра на шатунной шейке (центробежного сепаратора) масло по каналу поступает к шатунному подшипнику. От коренного подшипника по вертикальному каналу диаметром 7 мм через отверстие в верхнем вкладыше из маслораспределительной канавки масло подается к подшипнику распределительного

вала. Таким образом смазываются первый, второй, третий и четвертый подшипники этого вала. Пятый (задний) подшипник смазывается маслом, поступающим по каналу в теле блока из маслораспределительной камеры. Подача масла к упорному подшипнику распределительного вала пульсирующая. В передней опорной

шейке этого вала сделан канал, при совпадении которого с масло-подводящим отверстием в подшипнике к упорному подшипнику подается порция масла. При такой подаче смазки во время пуска холодного двигателя исключается появление задиров в этом узле, где со стальной пластиной с одной стороны соприкасается стальная опорная шейка, а с другой — чугунная ступица шестерни распределительного вала.

Гильза цилиндра смазывается разбрызгиваемым маслом, вытекающим из шатунных подшипников и специальных отверстий

в теле шатуна и шатунном вкладыше. В момент совпадения отверстия в шатунном вкладыше с масляным каналом в шатунной шейке порция масла выпрыскивается на боковую стенку гильзы цилиндра.

К коромыслам масло подается от средней шейки распределительного вала, в которой просверлены три отверстия. В момент соединения этих отверстий, что бывает 1 раз за оборот распределительного вала, к осям коромысел левого и правого рядов по каналам диаметром 8 мм в блоках цилиндров поступает масло. Через паз на опорной поверхности стойки масло идет в кольцевой зазор между средней опорной стойкой оси коромысел и болтом крепления этой стойки и затем внутрь полой оси коромысел, из которой оно по отверстиям диаметром 3 мм в ее стенке подается ко втулкам коромысел. По каналу в коротком плече коромысла масло поступает к верхним сферическим опорам штанг. Регулировочный виит коромысла имеет боковую проточку, находящуюся в зоне отверстия в коротком плече коромысла, а также отверстия для подачи масла к опорам штапг. Через другое отверстие во втулке коромысла масло самотеком подается к клапанам и механизмам вращения.

Подача смазки к осям коромысел сделана пульсирующей, чтобы ограничить количество масла, подаваемого в этот узел двигателя.

Рис. 57. Схема смазки двигателя: а — общая схема смазки; б — подача масла к осям коромысла; в — подача масла к штанге; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в масляный радиатор; 2 — кран включения масляного радиатора; 3 — масляный насос; 4 — канал, подводящий масло от насоса к фильтру; 5 — маслораспределительная камера;» — полнопоточная центрифуга; 7 — воздухоочиститель; 8 — подача масла к кривошйпно-ш ату иной группе компрессора (разбрызгиванием); 9 — левый продольный канал; 10 — трубка подачи масла для смазки компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 — центробежные ловушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый продольный канал; 15 — маслоприемник; 16 — канал в стойке коромысла; 17 — полая ось коромысла; 18 — отверстие в теле шатуна для подачи смазки на боковую поверхность гильз цилиндров

содержание .. 51 52 59 ..

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Автомобили ГАЗ

  • ГАЗ-53
  • ГАЗ-66
  • ГАЗ-3307
  • ГАЗ-3308, 33081
  • ГАЗ-3309
  • ГАЗ-3310 Валдай
  • ГАЗ-2705 Газель

Автомобили ЗИЛ

  • ЗИЛ-130
  • ЗИЛ-131
  • ЗИЛ-4331

Автомобили КАМАЗ

  • КАМАЗ-4310, 43118, 43114
  • КАМАЗ-5320, 55111, 53212
  • КАМАЗ-65115, 6520, 65117
  • КАМАЗ-4308
  • Двигатель КАМАЗ-740

Автомобили МАЗ

  • МАЗ-5516
  • МАЗ-5551
  • Двигатель ЯМЗ-238

Автомобили КРАЗ

  • КРАЗ-255
  • КРАЗ-6510

Автомобили УРАЛ

  • УРАЛ-4320, 5557
  • Двигатель ЯМЗ-236
  • __________________
  • КАРТА САЙТА

Сервисное обслуживание системы смазки ЗИЛ-130

Система смазки двигателя ЗИЛ-130 смешанная: масло подается под давлением и разбрызгиванием (рис. 14). Охлаждается масло в радиаторе. Масляный насос — двухсекционный, шестеренный.

Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор.

Рис. 14. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130

а — общая схема смазывания; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — масляный насос; 2 — канал для подвода масла от насоса к фильтру; 3 — маслораспределительная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 6 — центробежный фильтр очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор, смазываемый разбрызгиванием; 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подвода масла для смазывания компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — полости для центробежной очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 — маслоприемник; 16 — трубка подвода масла в масляный радиатор; 17 — кран выключения масляного радиатора; 18 — канал в стойке коромысла клапана; 19 — полая ось коромысла, 20 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра

Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса ЗИЛ-130, отрегулирован на давление 320 кПа (3,2 кгс/см2), не менее, и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.

Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2).

Рис. 15. Фильтр очистки масла двигателя ЗИЛ-130

1 — жиклер; 2 — прокладка; 3 — ротор; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — колпак ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — колпак фильтра; 9 — ось; 10 — кольцо вставки; 11—стопорное кольцо; 12 — прокладка гайки; 13 — шайба гайки; 14 и 15 — гайки; 16 — гайка—барашек; 17 — упорная шайба; 18 — трубка оси; 19 — упорное кольцо шарикоподшипника; 20 — упорный подшипник; 21 — основание фильтра; 22 — перепускной клапан

Фильтр очистки масла системы смазки ЗИЛ-130 (рис. 15) — центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последовательно.

Корпус 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.

Читать еще:  Чем различие 124 двигателя и 126 на приорах

Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. После остановки двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться 2—3 мин, при этом слышен своеобразный звук.

Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса,на которых они откладываются, в результате чего образуется плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Для очистки центрифуги ЗИЛ-130 надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20—30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:

— отвернуть гайку 15 и снять кожух 8;

— вывернуть пробку в корпусе 21 и вставить в отверстие стержень, удерживающий корпус от вращения;

— отвернуть гайку 14 крышки ключом для завертывания свечей, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14;

— снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6;

— очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их, при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;

— очистить от грязи прокладку 2 кожуха.

Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недопустимо, так как приводит к течи масла. Сборку проводить в обратной последовательности.

Сетчатый фильтр ЗИЛ-130 установить, как показано на рис. 15, отцентрировав его по буртику корпуса 3 центрифуги. Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга.

Гайку 15 крепления кожуха следует затягивать усилием, не превышающим усилия руки. Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников.

Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка.

При снятии корпуса с оси нужно предотвратить выпадение упорного кольца 19
шарикоподшипника в корпус фильтра.

При засорении втулок следует промыть их в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров 1 прочищать их нужно таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие.

Установку корпуса 3 на ось 9 проводят в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки проверяют вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.

Рис. 16. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130

1 — воздушный фильтр; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан; 4 — стакан пружины; 5 — пружина; 6 — шарик клапана; 7 — штуцер

Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан 3 (рис. 16), сообщающийся е внутренней полостью двигателя.

При работе двигателя ЗИЛ-130 о прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе снижается, и клапан опускается вниз, открывая проходное сечение.

Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов.

Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр объединенный с маслозаливной горловиной. Очищать и промывать этот фильтр надо при смене масла в двигателе.

Масляный радиатор ЗИЛ-130 — воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя.

Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

Проверка уровня масла в картере двигателя проводится по указателю, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно».

Метка «Полно» показывает нормальный уровень масла в картере двигателя ЗИЛ-130, прогретого до рабочей температуры.

Уровень масла в картере нужно проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, определить уровень.

Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля запрещается, и необходимо долить масло до метки «Полно».

При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку «Полно».

Поэтому при проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть не выше прямоугольной метки.

Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается! Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

Ремонт масляного насоса ЗИЛ-130

Масляный насос двигателя ЗИЛ-130 — двухсекционный, шестеренчатого типа. Верхняя секция насоса подает масло в масляную магистраль, а нижняя перекачивает масло через масляный радиатор.

Надежность и долговечность автомобильного двигателя в значительной степени зависят от работы системы смазки, которая выполняет ряд таких ответственных функций, как подача масла в достаточном количестве к трущимся поверхностям, восстановление в определенных пределах первоначальных свойств масла, охлаждение масла.

Масло, подаваемое к трущимся поверхностям, уменьшает трение, отводит тепло, выделяющееся при движении трущихся поверхностей и очищает эти поверхности от продуктов износа.

Кроме того, наличие масла в важнейших сопряжениях цилиндро-поршневой группы ЗИЛ-130 обеспечивает необходимое гидравлическое уплотнение цилиндра, препятствуя тем самым прорыву газов в картер.

Одним из важнейших параметров системы смазки двигателя является производительность масляного насоса, которая характеризуется количеством масла, проходящим через систему в единицу времени.

Производительность масляного насоса ЗИЛ-130 выбирают обычно с большим запасом, что необходимо для поддержания постоянного давления масла по мере увеличения зазоров в коренных и шатунных подшипниках.

Кроме того, этот запас производительности нужен для того, чтобы покрыть утечки масла внутри насоса через зазоры между шестернями и корпусом, которые возрастают по мере увеличения износов деталей во время эксплуатации.

Тем не менее в технических условиях на контроль и сортировку деталей двигателей различных марок не приводятся размеры деталей насосов (диаметр окружности выступов ведущей и ведомой шестерен, диаметр и глубина плоскостей под эти шестерни в корпусе насоса и др.), от которых зависят величины радиального и торцового зазоров.

В большей степени на производительность масляного насоса ЗИЛ-130 оказывает влияние увеличение радиального зазора.

При этом увеличение торцового зазора до 0,15-0,2 мм, а радиального до 0,10-0,12 мм не вызывает существенного уменьшения к. п. д. насоса, особенно на больших оборотах.

Во время эксплуатации двигателя по мере уменьшения сопротивления прохождению масла в системе смазки двигателя вследствие увеличения зазоров в подшипниках и других сопряжениях производительность насоса растет и количество масла, проходящего через систему смазки, увеличивается. Этим обеспечивается постоянство давления в системе смазки.

Чем меньше начальный запас производительности, тем быстрее наступает момент, когда этот запас будет исчерпан. Дальнейшее уменьшение сопротивления системы смазки приводит к резкому падению давления.

Такой случай часто встречается в практике капитального ремонта двигателей ЗИЛ-130. Из-за увеличения зазоров в подшипниках коленчатого и распределительного валов исправный насос при постановке на двигатель не развивает необходимого давления.

На ремонтных предприятиях в таких случаях прибегают к растягиванию пружины редукционного клапана, чтобы сместить точку открытия редукционного клапана в сторону большего давления.

Внешне все обстоит благополучно, а по существу такая регулировка вредна, так как значительно уменьшается или сводится на нет запас производительности, что неизбежно приводит к резкому падению давления в начале эксплуатации такого двигателя.

Читать еще:  Устройство двигателя постоянного тока из чего состоит

Долговечность масляного насоса больше, чем долговечность двигателя ЗИЛ-130. Поэтому при поступлении двигателей в ремонт нет необходимости полностью разбирать насосы, а достаточно провести контрольное вскрытие, чистку редукционного клапана и проверку параметров насоса на испытательном стенде и после испытания решить вопрос о дальнейшем ремонте.

Увеличение производительности насоса, а значит, и давления в системе после установки насоса на двигатель за счет растягивания пружины редукционного клапана приводит к значительному уменьшению запаса производительности и поэтому недопустимо. В связи с этим необходимо проверять жесткость всех пружин редукционных клапанов.

Увеличение зазоров между шестернями и корпусом насоса вызывает уменьшение объемного к. п. д. насоса на всем диапазоне оборотов. Несмотря на износ зубьев, шестерни можно повторно использовать, перевернув их так, чтобы зацепление осуществлялось неизношенной стороной.

При сколах на корпусе верхней секции масляного насоса ЗИЛ-130, проходящих через отверстия болтов крепления и захватывающих не более половины длины отверстия, корпус устанавливают и закрепляют в тисках и обрабатывают края дефектного участка под углом 45°.

После механической обработки корпус верхней секции медленно нагревают в электрической печи до температуры 600—650° С. Резьбовое отверстие М8 и дефектный участок фланца наплавляют.

Закрепив корпус на столе сверлильного станка, по кондуктору сверлят во фланце отверстие 0 6,7 мм напроход, снимают фаску 1,5Х45° и нарезают резьбу М8. При повреждении до двух ниток резьбу М8 кл. 2 исправляют метчиком.

При износе отверстия вала корпус верхней секции масляного насоса закрепляют в приспособлении. Отверстие диаметром 15 мм рассверливают до диаметра 18,8 мм напроход сверлом, закрепленным в патроне с качающейся оправкой, а затем развертывают.

Установив корпус верхней секции масляного насоса ЗИЛ-130 в специальную подставку, запрессовывают втулку, а затем деталь поворачивают хвостовиком вверх и запрессовывают вторую втулку заподлицо с основным металлом.

Корпус верхней секции с запрессованным хвостовиком устанавливают и закрепляют в приспособление, подрезают выступающий конец хвостовика с плоскостью.

Затем протачивают наверху «как чисто» стыки двух диаметров, развертывают отверстия. Изношенное отверстие вала масляного насоса восстанавливают гильзовкой. Следы износа на верхней и нижней плоскостях крышки масляного насоса устраняют шлифованием плоскостей «как чисто».

Параллельность плоскостей проверяют индикаторным приспособлением. Допустимая непараллельность плоскостей крышки масляного насоса равна 0,03 мм на длине 50 мм. Глубину разгрузочной канавки на верхней и нижней плоскостях крышки восстанавливают фрезерованием.

ЗИЛ 131

Содержание материала

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

При ежедневном обслуживании проверяют надежность крепления сошки 1, болта 18, продольной 17 и поперечной рулевых тяг, а также свободный ход рулевого колеса 25. Момент затяжки гайки 2 — в пределах 25—30 кГм. Свободный ход рулевого колеса, замеренный люфтомером 24, не должен превышать у нового автомобиля 15а, а в процессе его эксплуатации — 25°.

При первом техническом обслуживании проверяют натяжение ремня 5 привода насоса гидроусилителя. При нормальном натяжении под усилием 4 кГ прогиб ремня должен быть в пределах 8—14 мм.

Проверяют затяжку болтов крепления картера 4, рулевой колонки 23, рулевого колеса 25, рычага поворотного кулака, а также клиньев 14 вилок 15 карданного вала 16. Момент затяжки болтов М8 должен быть 2,1—2,8 кГм, болтов М10 3,5—4,2 кГм, а болта 18 — 8—10 кГм. Гайки 13 затягивают с моментом в 1,4—1,7 кГм и обязательно шплинтуют.

Проверяют уровень масла в бачке 10 насоса. При необходимости масло доливают через воронку 8 с двойной сеткой. Масло марки Р в процессе эксплуатации не меняют. Если в бачок доливали заменители (турбинное 22 и индустриальное 20 или веретенное АУ), то при сезонном обслуживании масло в бачке полностью меняют.

После пробега новым автомобилем 1000 км снимают батистовый фильтр 9, тщательно соблюдая чистоту. Загрязнение масла может привести к поломке гидроусилителя или рулевого механизма.

Проверяют состояние трубок и шлангов гидроусилителя и масляного радиатора 6. При необходимости проверяют давление, развиваемое насосом, для чего устанавливают вентиль 12 с манометром 11. Давление должно быть не менее 60 кГ/см2 гари работе двигателя на холостом ходу и повороте колес до упора. Если при закрытом вентиле 12 и исправном насосе давление повышается до 65 кГ/см2 — неисправен рулевой механизм. Если давление не повышается, то неисправен насос. Проверяют давление при температуре масла 65—75° в течение не более 15 сек.

При втором техническом обслуживании проводят все работы ТО-1 и дополнительно промывают бензином фильтры насоса гидроусилителя. При значительном загрязнении фильтров применяют растворители. Гайку-барашек крышки 7 бачка 10 затягивают только от руки.

После пробега 10 000—12 000 км (через одно ТО-2) рекомендуется проверять свободный ход рулевого колеса и зазоры в шарнирах рулевых тяг, крепление сошки 1 на валу 3 и клеммового болта 18, а также затяжку клиньев 14.

Для регулировки рулевого механизма отсоединяют продольную рулевую тягу 17 от сошки 1 и при помощи динамометра 26 замеряют усилие на ободе рулевого колеса 25 в трех положениях:

первое — рулевое колесо повернуто от среднего положения более чем на два оборота — усилие должно быть 0,55— 1,35 кГ; второе — колесо повернуто на 3/4—1 оборот от среднего положения; при этом усилие не должно превышать 2,3 кГ и третье — рулевое колесо находится в среднем положении — усилие не должно превышать 2,8 кГ.

Регулируют рулевой механизм при помощи винта 28, установленного в боковой крышке. При вращении винта зубчатый сектор вала 3 перемещается на рейку-поршень 29. Вращая винт по часовой стрелке, усилие будет увеличиваться, а против — уменьшаться. После регулировки контргайку 27 затягивают моментом 4—4,5 кГм. Поворот вала 3 сошки должен происходить при приложении момента не более 8 кГм.

При осевом перемещении рулевого колеса 25 подтягивают гайку 22 специальным ключом 21. После регулировки момент вращения вала рулевого управления, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен 3—8 кГсм.

Масло в насосе меняют при отсоединенной тяге 17 и открытой крышке бачка 10. Для слива масла рулевое колесо поворачивают влево до упора и отвертывают сливную пробку 20. Затем заливают в бачок 1 л свежего масла, поворачивая рулевое колесо от упора до упора. Завертывают пробку 20 и, вращая колесо 25 от упора до упора, заливают 2,5 л масла, запускают двигатель и доливают масло до уровня.

В игольчатые подшипники крестовины 19 карданного вала закладывают 1 — 1,5 г консистентной смазки 158, пополнение которой в процессе эксплуатации-не требуется.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗОВ

При ежедневном обслуживании перед выездом проверяют исправность рабочих тормозов и величину свободного хода педали тормоза, который должен быть 40—60 мм, а зазор между полом и педалью при полном торможении — 10—30 мм. Давление воздуха в системе пневматического привода тормозов должно быть в пределах 6—7,7 кГ/см2, перед выездом не ниже 4,5 кГ/см2. Проверяют путь торможения, который на сухой асфальтированной дороге с грузом 5000 кг без прицепа при скорости 30 км/ч должен быть 12 м, а с прицепом со скоростью 50 км/ч — не более 29 м.

Заправочные объемы ЗИЛ 131

Чтобы правильно обслуживать автомобиль и вовремя менять «расходники», необходимо знать объем жидкостей для автомобиля ЗИЛ 131. Объем масла в двигателе ЗИЛ 131 равен 9,5 литра. При температуре до -30 градусов по Цельсию в него рекомендуется заливать жидкость М-6/10В. Его можно использовать всесезонно в регионах, где столбик термометра не опускается ниже данной отметки. Для районов с холодным климатом, где отмечается частое понижение температуры зимой ниже 30 градусов, желательно использовать моторное масло М-4/6В.

  • Объем масла ЗИЛ 131 также может подразумевать и трансмиссионную жидкость. Ее количество в КПП автомобиля равно 5,1 литра. Масло в коробку ЗИЛ 131 следует заливать ТСп-15К. Оно считается всесезонным и подходит в большинстве российских регионов для использования зимой. Но там, где температура опускается ниже 30 градусов, в зимнее время желательно применять жидкость с характеристиками ТСп-10.
  • В ЗИЛ 131 объем охлаждающей жидкости составляет 29 литров. Для системы охлаждения можно использовать Тосол А-40. Также допустимо применение воды в летнее время.
  • Автомобиль оснащен двумя топливными баками. В каждый из них вмещается 170 литров бензина. Для гидравлической системы рулевого управления необходимо 3,2 л масла, имеющего индекс Р.
  • В раздаточную коробку заливается 3,3 литра смазывающей жидкости ТСп-15К. Она такая же, как и для коробки передач. При температуре ниже 30 градусов по Цельсию желательно применять химию с характеристиками ТСп-10.
  • Для картера лебедочного редуктора и картеров главной передачи автомобильных ведущих мостов следует использовать трансмиссионное масло марки ТСп-15К. Зимой, если температура часто понижается до -30 и ниже градусов, нужно заливать химию с индексом ТСп-10.
Читать еще:  Шум при запуске двигателя на холодную хонда срв

Указанные масла сейчас выпускаются разными производителями. Они имеют схожий состав и практически одинаковые свойства. Поэтому покупать можно химию любой марки, исходя из ее доступности по цене и наличию.

Система смазки двигателей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150

Система смазки двигателя автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-150 не имеет масляного радиатора; масляный насос выполнен поэтому односекционным, во всем остальном она устроена и работает так же, как и система смазки двигателя ЗИЛ-157К.

В системе смазки двигателя автомобиля Урал-375 под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, подшипник валика привода распределителя зажигания и масляного насоса, а также толкатели.

К втулкам коромысел привода клапанов предусмотрена пульсирующая подача масла, а к остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Рис. Схема смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-157К: 1 — плавающий маслоприемник; 2 — нижняя секция масляного насоса; 3 — верхняя секция масляного насоса; 4 — редукционный клапан; 5 —главная масляная магистраль; 6 — фильтр грубой очистки; 7 — фильтр тонкой очистки; 8 — перепускной клапан фильтра грубой очистки; 9 — масляный радиатор; 10 — кран включения радиатора; 11 — перепускной клапан

Из поддона 1 двигателя масло через неподвижный маслоприемник 2 засасывается в двухсекционный масляный шестеренчатый насос 4.

Нижняя секция насоса подает масло в радиатор, где оно охлаждается и стекает в картер.

Верхняя секция насоса нагнетает масло в фильтр 5 грубой очистки, откуда часть масла поступает в фильтр 6 центробежной очистки, а основной поток масла из фильтра грубой очистки непосредственно направляется в два продольных канала в блоке цилиндров.

По одному из каналов масло подается в систему смазки компрессора, по второму — к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

Рис. Схема смазки двигателя автомобиля Урал-375: 1 — поддон картера; 2 — маслоприемник; 3 — грязеуловитель; 4 — масляный насос; 5 — фильтр грубой очистки масла; 6 — фильтр центробежной очистки масла; 7 — коромысло привода клапана; 8 — пробка сливного отверстия

Из среднего подшипника распределительного вала масло через отверстия в шейке один раз за оборот вала (при совпадении с отверстиями в блоке цилиндров) подается по каналам в головках блока цилиндров и стоиках коромысел в полость осей коромысел, откуда оно поступает через небольшие отверстия к втулкам коромысел.

Из втулок коромысел масло по каналам в коромыслах поступает к сферическим опорам штанг толкателей. Вытекающее из зазоров во втулках коромысел масло смазывает стержни клапанов и механизмы вращения клапанов.

Масло, поступающее к шатунным подшипникам, подвергается дополнительной центробежной очистке в грязеуловителях 3, выполненных в шатунных шейках коленчатого вала в виде каналов большого диаметра, закрытых резьбовыми пробками.

Пробка сливного отверстия поддона картера снабжена постоянным магнитом, который предназначен для улавливания находящихся в масле металлических частиц.

Датчик давления масла

Датчик давления масла является вспомогательным компонентом смазочной системы ЗИЛ-130. Он помогает своевременно выявить неполадки и неисправности в работе силового агрегата и его узлов.

Датчик давления масла сигнализирует о следующих проблемах:

  • Снижение уровня смазочной жидкости.
  • Наличие загрязняющих компонентов в масле: сажа, песок, металлическая стружка.
  • Указывает на последствия перегрева мотора.
  • Проникновение в систему охлаждающей жидкости.

При наличии проблем обычно загорается лампочка датчика. Это поможет водителю на ранних стадиях выявить проблемы, быстро их устранить.

Датчик контролирует показатель смазки в системе. Он монтируется в устройство магистрали. От датчика исходит электрический сигнал к контрольной лампе, которая располагается на приборной панели.

Химмотологическая карта автоцистерны АЦ-40 (131) мод.137А

(данные для других моделей пожарных автомобилей приведены в инструкциях по их эксплуатации).

Смазываемое изделиеСмазочный материалКоличество точек смазкиНорма расхода (заправка) кг.Периодичность обслуживания
ОсновнойДублирующий
1. Шарикоподшипник вала насоса.Масло трансмиссионное ТАП-15В ГОСТ 23652-79Масло трансмиссионное ТСп-15к ГОСТ 23652-790,5Проверить уровень масла и долить до уровня верхней метки щупа через каждые 20 часов работы. Замена отработанного масла при каждом ТО-2.
2. Редуктор насоса высокого давления.То жеТо же1,6То же
3. Петли дверей кабин и отсеков кузова.То жеТо же0,02Смазывать при оборке и при появлении скрипов.
4. Ролики наката трехколенной лестницы.То жеТо же0,01Смазывать через каждые 50-60 часов работы автоцистерны.
5. Пальцы шарниров соединений тяг управления работой насосной установки.То жеТо же0,02Смазывать через каждые 100-120 часов работы автоцистерны.
6. Вадики шарнирных соединений крышки цистерны, ось упора лафетного ствола, втулка и гайка крепления пенобака, ось петли и запора крышек люков.Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15В ГОСТ 23652-79Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15К ГОСТ 23652-790,025Смазывать через каждые 100-120 часов работы автоцистерны.
7. Клапан предохранительный 139—21-35-00, клапан ограничитель падения давления.Смазка ЦИАТИМ—201 ГОСТ 6267-7420,05Смазывать при (сборке
8. Насос вакуумный струйный.Смазка графитная БВН-1 ГОСТ 5656-6020,1Ось смазывать при оборке.
9. Сальники насоса.Солидол Ж ГОСТ 1033-79Солидол С ГОСТ-4366-760, 25Смазывать через каждый час работы насо- са поворотом колпачка масленки на 2-й оборота.
10. Манжеты распределительного клапана.То жеТо же20,25Смазывать при сборке и через каждые 20-30 часов работы авто- цистерны.
11. Подшипники промежуточного вала привода насоса.Смазка ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-75Смазка 1-13 жировая ОСТ 38.01.145—8020,2Смазывать при оборке и через каждые Количество точек смазки 20-30 часов работы автоцистерны.
12. Шлицы карданных валов.Солидол Ж ГОСТ 1033-79Солидол С ГОСТ 4366-7620,1То же
13. Кольца пневмоцилиндра.То жеТо же20,02Смазать при сборке.

Приложение 3

Моменты затяжки резьбовых соединений, для которых величина моментов не оговорена особо в НТД.

Диаметр резьбы, мм20
Размер под ключ, мм12,132219,2432,36
Момент затяжки, кг.м.0,6-0,91,4-1,73,0-3,55,5-6,08,0-9,012,0- -14,016,0- -19,023,0- -27,030,0- -36,042,0- 48,0

1. Моменты затяжки должны быть одинаковыми для всех гаек или болтов одного соединения.

2. Завертывать болты и гайки следует только ключом соответствующего размера.

3. Детали о конической резьбой должны быть завернуты до отказа. При этом во ввертываемой детали должен оставаться запаз резьбы с полным профилем не менее одного витка.

4. Не допускается установка пружинных шайб не соответствующих диаметрам болтов.

Приложение 4

Примерный перечень оборудования, контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструмента для оснащения рабочих мест при выполнении технического обслуживания №2 (ТО-2) пожарных автомобилей

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector