Где в 15 той датчик температуры двигателя
Датчик температуры автомобиля ВАЗ 2115
Линейка автомобилей ВАЗ 2115 оснащалась инжекторными моторами с электронными блоками управления (ЭБУ). Система собирает показания с нескольких контроллеров, после чего настраивает сбалансированную работу двигателя. Датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2115 (ДТОЖ) представляет собой один из главных контроллеров, благодаря которому регулируются: обороты коленвала, пропорция смеси бензин/воздух, а также зажигание. Далее расскажем, где на моторе 2115 Samara размещён датчик t°, какие симптомы говорят о его неполадках, и как заменить дефектное устройство.
Внимание! На ВАЗ 2115 стоит два вида датчиков t° воды. Первый 1-контактный — отправляет сведения на панель приборов. Второй 2-контактный — отвечает за пуск/остановку вентилятора радиатора и обмен показаниями с ЭБУ. В этой статье мы поговорим о втором типе (далее по тексту — ДТОЖ).
Конструкция
Датчик температуры ВАЗ-2115 представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом. Это значит, что его сопротивление уменьшается по мере прогрева двигателя. Это очень удобно, потому что можно подключить последовательно амперметр, проградуированный соответствующим образом, и получить простейший индикатор температуры без дополнительных преобразований.
Именно такая схема и применяется в пятнадцатой модели. Кроме того, датчик температуры жидкости в ВАЗ-2115 соединен с электронным блоком управления (ЭБУ). Таким образом компьютер получает информацию о тепловом режиме двигателя и вносит коррективы в состав рабочей смеси. Но и это еще не все. В «пятнашке», как и в любом автомобиле с инжекторным двигателем, отсутствует отдельный датчик включения вентилятора. Запускается он по сигналу с ЭБУ в соответствии с данными, поступившими с ДТОЖ.
Расположение датчика температуры двигателя
Место установки датчика температуры обусловлено тем, что устройство должно стоять на пути течения охлаждающей жидкости, так как наконечник устройства должен напрямую контактировать с охлаждающей жидкостью. По этой причине температурный датчик обычно ставят на участке, по которому ОЖ движется из двигателя к радиатору системы охлаждения. Теперь давайте точнее ответим на вопрос, где стоит датчик температуры двигателя. Местами установки может являться корпус термостата. Также элемент может быть установлен на головке блока цилиндров или на верхнем шланге радиатора.
Одно из устройств определяет температуру на выходе из ДВС, а другое измеряет температуру на выходе из радиатора. Отметим, что малое количество тосола или антифриза в системе охлаждения двигателя может привести к тому, что данные, поступающие от датчика, будут недостаточно точными.
Возможные неисправности
Достаточную степень надежности обеспечивает относительная простота конструкции. Большая часть проблем заключается в нарушении градуировки, напрямую влияющего на сопротивление. Так как электронный блок основывается на термопоказания, то такая поломка приводит к общей разбалансированности всех систем.
Явным признаком того, что требуется проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, является отключение работы вентилятора, расположенного напротив радиатора. Однако, данная поверхностная диагностика будет неактуальной при наличии в автомобиле двух датчиков: основного и дополнительного, установленного исключительно для пуска вентилятора. В этой ситуации проблему нужно решать с проводкой на дополнительный датчик или с его полной заменой.
Современные автомобили часто имеют встроенный на панели индикатор, оповещающий о работоспособности электрического датчика. При этом достаточно часто некорректная работа зависит от окислившихся контактов. Устранив проблемы с проводкой, можно дальше эксплуатировать прибор.
Признаки неисправности
Канал AndRamons предоставил видео о процессе проверки контроллера.
Основным признаком неисправности контроллера является неработоспособность вентилирующего устройства при прогреве силового агрегата. Но машина может быть оборудована и датчиком активации вентилятора, выполняющего функцию включения. Тогда причину следует искать в повреждении электроцепи или выходе из строя контроллера.
По каким симптомам еще можно определить неработоспособность ДТОЖ:
- повышенный расход горючего;
- трудный старт двигателя на горячую, когда агрегат прогрет;
- повышенные холостые обороты;
- детонация мотора;
- перегрев агрегата.
Во многих современных автомобилях есть электронная система определения неисправностей. На специальном экране на приборной панели при поломке ДТОЖ могут выскакивать ошибки. Но обычно коды неисправностей говорят как о возможной поломке датчика, так и о повреждении проводки либо разъема контроллера.
Проверка ДТОЖ на авто
Таблица соответствия параметров температуры, сопротивления и напряжения для проверки ДТОЖ
Суть диагностики контроллера на автомобиле и вне машины заключается в проверке величины сопротивления и напряжения.
Проверка второго параметра выполняется с помощью вольтметра:
- Щупы прибора подключите к заземлению, а также сигнальному контакту контроллера.
- Двигатель должен быть холодным. Включите зажигание.
- Измерьте параметр напряжения и сравните полученные данные в соответствии с таблицей.
Для диагностики температурного параметра потребуется термометр:
- выполните замер температуры расходного материала;
- заведите мотор и дайте ему прогреться, в ходе нагрева ДВС измеряйте значение напряжения с учетом изменения температуры;
- если полученные параметры не соответствуют табличным, то устройство вышло из строя.
Пользователь Яковлев Дмитрий на видео показал, как выполнить проверку контроллера.
Используя омметр, выполните проверку сопротивления:
- Диагностика осуществляется при разной температуре машинного мотора. Параметры сравниваются с табличными.
- Если величина сопротивления на непрогретом двигателе оказывается в правильном диапазоне, то температура расходного материала может отклониться в сторону на несколько градусов.
Проверка вне авто
Для диагностики вне автомобиля:
- Поместите устройство в резервуар с водой и проверьте температуру.
- Выполните замер параметра сопротивления ДТОЖ. Полученные результаты сверьте с теми, что указаны в таблице.
- Емкость с водой постепенно нагревается. В ходе прогрева периодически выполняйте проверку уровня сопротивления и температуры.
Макаров Дмитрий (Эксперт)
На сегодняшний день преимущественное большинство моторов, которые комплектуются защитой от перегрева, оснащаются PTC термисторами. Такой выбор обусловлен возрастанием сопротивления с ростом температуры, благодаря чему при перегорании элемента защита автоматически отключит двигатель. С NTC термисторами защита работает наоборот, поэтому при выходе из строя элемента двигатель будет продолжать вращаться, даже с неисправными датчиками, соответственно возникают сложности при обеспечении защиты.
Информация о типе термодатчика может указываться на шильде, к примеру:
- В конце маркировки модели ставится Б, Б1, Б01 — это РТС термисторы в обмотке статора. Также для небольшой мощности может быть Pt100.
- Производитель может указывать полную марку, например, РТС160.
- А вот если указывается ТР1 — то у вас стоит реле, как переключатель температуры.
Кроме этого, вам необходимо обратить внимание, что на двигателях зарубежного производства обозначение TP – расшифровывается как thermal protection.
За буквенным обозначением следуют три цифры. Они обозначают такие параметры для защиты:
1 – ая — это тип тепловой перегрузки, для которой была разработана тепловая защита.
2 – ая – это число уровней и тип действия.
3 – яя — это категория встроенной тепловой защиты.
Детальную расшифровку каждого типа защиты вы можете узнать из таблицы:
Чаще всего встречаются такие значения TP защиты двигателя: TP 111 (с защитой от постепенного перегрева) и TP 211 (с защитой и от быстрого, и от постепенного перегрева).
Чтобы разобраться, какое реле подобрать для вашего двигателя и требуется ли оно вообще (так как некоторые модели уже оснащены релейной автоматикой с завода), изучите инструкцию. Если заводом предусмотрены встроенные термодатчики, к которым необходимо подключать реле и систему обесточивания двигателя в аварийных ситуациях, то в инструкции приводятся соответствующие схемы и нужные вам реле. К примеру:
Посмотрите на рисунок, на схеме обозначены контакты термореле T1 и T2, которые подключаются к соответствующим выводам блока защиты.
Если вы выбираете тип реле или УЗО по инструкции завода изготовителя двигателя, то не зависимо от того, подключен PTC или NTC термистор, система обеспечит полноценную защиту от перегрева.
Как заменить датчик температуры
Это можно сделать своими руками, большого опыта для этого не требуется. Порядок таков:
- Слить ОЖ.
- Снять старый датчик. Он вкручивается в спец. отверстие с резьбой. Выкручиваем его.
- Вкручиваем новый датчик. Рекомендуется посадочное место смазать герметиком до вкручивания.
Вывод
Итак, температурный датчик жидкости охлаждения — это один из важных элементов в конструкции авто. При его неправильной работе или полном отказе, работа ДВС ощущается сразу. Отклонения в работе, что называется, на лицо.
Датчик представляет собой терморезистор. Данные об изменении температуры за бортом он передает в ЭБУ через изменения сопротивления.
Видео
В этом видео рассказывается, как правильно произвести замену датчика.
Проверка датчика своими руками в домашних условиях.
Не работает датчик температуры ВАЗ.