Как установить зажигание на заз 968 двигателе
Устройство используется в двигателях внутреннего сгорания. Для четырехтактных двигателей суть механизма заключается в открывании или закрывании клапанов. В двухтактных моторах этот процесс происходит за счет открывания или перекрытия поршнями продувочных окон.
Распределительный вал можно считать основным элементом ГРМ. Он может располагаться в головке или в блоке цилиндров. От этого зависит и расположение клапанов – верхнее, нижнее или смешанное. Каждый способ имеет свои преимущества и минусы.
Нижнеклапанный двигатель усложняет процесс подачи топливно-воздушной смеси. Она проходит длительный путь до места назначения. Это в некоторых случаях приводит к перегреву двигателя.
Смешанный тип расположения клапанов делает двигатель более мощным. Но наиболее выгодным вариантом считается верхнеклапанная схема механизма газораспределения.
ZAZ 968 Пломбирчик › Logbook › Бесконтактное зажигание заз 968 на основе родного трамблёра. Часть II.
Далее шторка. Шторка берётся с бесконтактного трамблёра классики, если площадка под большой подшипник 47 мм, и с восьмёрки, если площадка под маленький подшипник 42 мм.
Если строить трамблёр на маленьком подшипнике и восьмерочной основе, то его придётся испортить так, что к контактному вернуться не удастся. Почему — я более подробно расскажу в видео, которое будет отдельным постом. Поэтому я советую брать за основу трамблёр с классики.
Шторка по простому спиливается болгаркой и рассверливается до нужного отверстия .
Далее нужно обточить бегунок, так как на нём есть различные приливы, которые просто не дадут вставить его в отверстие шторки по-нормальному. Идеально, конечно, сделать на нормальном станке, но можно и на простом каменном круге. А лучше всего на болгарке)
Система зажигания. Распределитель зажигания — Р-114 ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=nofollow > Печать
Система зажигания — батарейная. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи и генератора Номинальное напряжение в первичной цепи 12 в. Система зажигания двигателя, как и все электрооборудование автомобиля, работает по однопроводной схеме, при которой вторым проводом служит кузов—масса автомобиля. С массой соединены отрицательные полюсы (клеммы) источников и потребителей электрической энергии. Катушка зажигания установлена на кожухе вентилятора с правой стороны двигателя. На крышке катушки зажигания имеются клеммы низкого напряжения и клемма высокого напряжения. На катушке смонтировано добавочное сопротивление, включенное последовательно с первичной обмоткой. Добавочное сопротивление при помощи шунтирующих контактов стартера автоматически включается при запуске двигателя. Ток, проходящий через первичную катушку зажигания, при выключенном сопротивлении увеличивается, и тогда повышается напряжение во вторичной цепи. Вследствие этого облегчается пуск двигателя, что особенно важно в холодное время, когда потребляемый стартером ток значительно увеличивается, и напряжение в цепи зажигания падает.
Уход за катушкой зажигания сводится к следующему:
1. Не оставлять включенное зажигание при неработающем двигателе.
2. Не допускать ослабления крепления подводящих проводов к низковольтным клеммам и закрепление высоковольтного провода без ввертной клеммы, а также оберегать катушку от повреждений.
3. Не допускать загрязнения проводов, клемм и крышки катушки зажигания.
4. Не допускать работу катушки с неисправным добавочным сопротивлением.
Распределитель зажигания — Р-114 установлен в расточке прилива крышки распределительных шестерен и укреплен при помощи пластины, приводится во вращение от валика привода масляного насоса. Направление вращения, если смотреть со стороны крышки распределителя, левое Распределитель зажигания состоит из прерывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания и октан-корректора. Нормальная работа распределителя зажигания и правильная установка угла опережения зажигания существенно влияют на работу двигателя
Чистка и регулировка зазора контактов прерывателя. Осмотри те рабочие поверхности контактов и, если они загрязнены, замаслены или обгорели, очистите их. Пользуйтесь замшей или чистой тканью, не оставляющей волокон, смоченной авиационным бензином или спиртом. При необходимости, если контакты обгорели, зачистите их специальной абразивной пластинкой (из комплекта шоферского инструмента). Наждачной шкуркой для этого пользоваться нельзя. Зачищая контакты, только удалите бугорок на одном из них и несколько сгладьте поверхность другого, где образовалось углубление Для проверки зазора установите, вращая коленчатый вал пусковой рукояткой, кулачок прерывателя в положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Проверьте плоским щупом величину зазора—он должен быть в пределах 0,35—0,45 мм. При необходимости, отрегулируйте зазор, для чего ослабьте стопорный винт 19 , крепящий пластину 5, несущую неподвижный контакт прерывателя. Затем, вращая регулировочный винт 6, установите по щупу зазор. Заверните стопорный винт 19. Следует иметь в виду, что после регулировки зазора между кон тактами прерывателя нарушается первоначальная установка зажигания. Ее необходимо проверить, и если надо, подрегулировать Установка зажигания производится по метке МЗ на крышке центрифуги, определяющей момент зажигания в первом цилиндре Размыкание цепи прерывателя должно происходить в момент, когда метка МЗ совпадает с центром выступа маслозаливной горловины Соответственно против клеммы провода первого цилиндра в крышке распределителя должен быть расположен ротор. Порядок операций при установке зажигания следующий: 1. Снимите крышку распределителя и ротор и проверьте вели чину зазора между контактами прерывателя (в случае необходимости, отрегулируйте зазор) Поставьте ротор на место. 2 Установите коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре — оба клапана закрыты, коромысла свободно качаются в пределах зазора.
1 — крышка распределителя 2 — бегунок (ротор распределителя), 3 — молоточек 4 — корпус распределителя, 5 — пластина неподвижного контакта 6 — винт регулировочный, 7 — клемма провода низкого напряжения 8 — фетровая щетка для смазки кулачка 9 — защелка крышки, 10 — фетр для смазки оси кулачка 11 — фетр для смазки пластин прерывателя 12 — муфта привода валика распределителя, 13 — регулировочные гайки 14 — неподвижная пластина октан корректора, 16 — болт хомута подвижной пластины корректора 17 — гайка крепления неподвижной пластины октан корректора к крышке 18 — колпачковая масленка для смазки втулок валика распре делителя, 19 — стопорный винт, 20 — камера вакуумного регулятора. Цифры 1, 2 4, 3 на крышке распределителя указывают порядок подсоединения проводов высокого напряжения к соответствующим цилиндрам
3. Медленно проворачивайте коленчатый вал двигателя до совпадения метки МЗ с выступом маслозаливной горловины.
4. Убедитесь, что ротор стоит против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра (постановкой крышки на место).
5. Установите октан-корректор на нулевое деление шкалы путем вращения регулировочных гаек и затяните их.
6. Ослабьте затяжку болта хомута крепления корпуса распределителя к подвижной пластине октан-корректора и поверните корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись.
7. Освободите конец провода подкапотной лампы из соединительной муфты; присоедините его с помощью дополнительного куска провода к клемме низкого напряжения на катушке, к которой крепится провод, идущий к клемме 7 распределителя.
Включите подкапотный фонарь.
8. Включите зажигание и осторожно поворачивайте корпус распределителя по часовой стрелке до вспыхивания лампочки. При этом прижимайте ротор в сторону, противоположную его нормальному вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановите вращение распределителя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторите.
9. Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затяните болт хомутика крепления корпуса, поставьте крышку и центральный провод на место.
10. Проверьте присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра, в порядке 1, 2, 4, 3, считая их против часовой стрелки.
Следует иметь в виду, что установка зажигания по метке МЗ на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные и экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется бензин А-72 или А-76.
Однако, после каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить установку зажигания на ходу.
Доводку установки зажигания выполняйте октан-корректором. Прогрейте двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40—45 км/час, дайте автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки.
Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то установка момента зажигания считается правильной.
При необходимости некоторого корректирования установки момента зажигания вращайте в соответствующем направлении корпус распределителя с помощью регулировочных гаек, свинчивая одну из них по винту, а другую соответственно подвинчивая.
На неподвижной пластине октан-корректора имеются обозначения ( + ) и ( —), определяющие направления перемещений стрелки подвижной пластины и соответственно корпуса распределителя.
При сильной детонации стрелку передвигайте в сторону знака ( —) для уменьшения угла опережения зажигания.
При полном отсутствии детонации стрелку передвигайте в сторону знака ( +).
Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый ручной регулировкой с помощью октан-корректора, составляет 12° относительно начальной установки (10° до ВМТ).
Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания: слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.
Уход за распределителем должен быть систематическим и обеспечивать:
1. Содержание в чистоте распределителя, особенно изоляционных пластмассовых деталей (крышка, бегунок, низковольтная клемма и др.).
2. Отсутствие повреждений пластмассовых деталей, уголька в крышке.
3. Чтобы бензин, масло и вода не попадали в распределитель.
4. Надежность контактов проводов с клеммами крышки распределителя и низковольтной клеммой.
5. Чистоту и нормальный зазор контактов прерывателя; излишняя зачистка контактов вредна.
6. Своевременную и качественную смазку; запрещается пользоваться для смазки распределителя маслом из картера двигателя; излишняя смазка распределителя вредна, так как может привести к быстрому подгару и износу контактов из-за их замасливания.
Через каждые 6000 кмпробега: Протрите чистой, сухой или смоченной в бензине тряпкой пластмассовую крышку распределителя.
Подверните на один оборот крышку масленки для подачи смазки на валик распределителя.
Если крышка масленки будет завернута полностью, выверните крышку, заполните ее смазкой ЦИАТИМ-201 или УТВ (1 —13).
Смажьте трущиеся детали распределителя машинным маслом С, автолом 6 или маслом для двигателя Дп-8 или АС-8, закапав: на ось молоточка 1 каплю, 4—5 капель во втулку кулачка (сняв бегунок и сальник под ним), 1—2 капли на фильц кулачка, 3—5 капель на фетровую шайбу через отверстие в пластине прерывателя с надписью масло.
Проверьте отсутствие заедания молоточка на оси.
Осмотрите кулачок и, если он грязный, протрите его чистой сухой замшей или материалом, не оставляющим волокон. Нанесите на кулачок тонкий слой смазки ЦИАТИМ-201.
Проверьте чистоту и состояние контактов прерывателя.
В случае большого переноса металла с одного контакта на другой произведите зачистку контактов.
Лучше всего зачищать контакты на мелком абразивном камне, сняв молоточек и стойку с неподвижным контактом.
После зачистки промойте контакты и отрегулируйте зазор между ними.
Поскольку гражданская версия автомобиля не могла плавать, системы зажигания были спроектированы по классической схеме:
- Цепь катушки батареи с одной свечой зажигания на цилиндр;
- Батарея стандартная 6СТ-55;
- Генератор G-501 (или G-502 на модификациях);
- Выпрямительный блок БВГ-2А;
- Блокировка реле;
- Предохранители (6 шт.).
Также на приборной панели имеются 2 термоплавких предохранителя с номиналом 20 А для защиты:
- Схема электрообогревателя;
- Освещение кузова и двигателя;
- Розетки;
- Звуковой сигнал;
- Тормозная сигнализация (см. Также схему подключения Niva 21213).
Биметаллический предохранитель также используется для защиты контуров омывателя и стеклоочистителя. Он установлен под капотом и имеет порог срабатывания 3,5А.
ЗАЗ-968, отчёт
Post by Borislav » 11 Mar 2016, 01:46
На днях установил систему на Запорожец, долго запрягал, но оказалось, что не так уж всё и сложно.
Первейшее — это замена штатного карбюратора на Солекс, с родным К-133 каши не сваришь. Эта тема хорошо освещена на форумах ЗАЗоводов.
В двигателе есть ненужная и даже вредная деталь — балансирный вал. Вибрации он уменьшает плоховато, а вот разбивает постель распредвала в блоке неплохо. Если его выкинуть, появляется как раз подходящее место: снимаем ведущую шестерню балансирного вала и заменяем её предварительно изготовленным зубчатым диском:
Диск изготовлен без пропуска зубов. Определял, какой нужно удалить по месту, повернув коленвал на 120 градусов против часовой стрелки и отметив зуб, оказавшийся напротив датчика, его и спилил болгаркой. Должно получиться 10 зубов до ВМТ, всего их 30.
Датчик от инжекторных ВАЗов ставится в крышку с левой стороны. На фото также виден датчик температуры 19.3828 (ГАЗ) — в масло он не погружен, но температуру показывает вполне адекватно (при настройке надо учесть, что на прогретом двигателе температура от 40, а не 80 как у «водянок»).
Подключено всё по мануалам с сайта, ничего сложного. Надо только отметить, что пока не подключил концевик заслонки, ЭБУ не переходил на таблицу ХХ и использовал рабочую. Заодно и клапан ЭПХХ подключил.
Датчик детонации пока не ставил, т.к. со стандартными головками на 92-м бензине детонации в принципе нет. Жду проточенные головки. Привод воздушной заслонки тоже пока впереди.
Настройки и таблицы подбирал по работе двигателя, в итоге мотор стало не узнать. Провалов, подёргиваний и прочих весёлостей больше нет, на педаль газа отзывается совершенно адекватно и пропорционально нажатию. Добился того, что, как говорят, «тащит с холостых» — нет опасности заглохнуть при трогании. Короче говоря, очень похоже на инжекторный мотор. Отдельно стоит отметить коррекцию по температуре — крайне полезная вещь!
Сам блок пока «живёт» на полке под задним стеклом. Когда подключу недостающее, уберу вниз — возле бака есть достаточно места.
Re: ЗАЗ-968, отчёт
Post by strelok22 » 11 Mar 2016, 10:16
Re: ЗАЗ-968, отчёт
Post by STC » 11 Mar 2016, 23:48
Re: ЗАЗ-968, отчёт
Post by Borislav » 15 Mar 2016, 22:36
Моторедуктор, как показалось, слабоват, иногда заедает на несколько шагов при открытии. Пришлось удалить фиксирующий заслонку подпружиненный шарик и хорошенько всё почистить и смазать. Опасался, что после прогрева заслонка не будет до конца открываться, «потеряв» эти пропущенные при заедании шаги. Похоже, в прошивке такую возможность предусмотрели, либо оно заедать перестало — дроссель стабильно возвращается на концевик после прогрева.
Из особенностей воздушника — температура перехода на РХХ не 80 а 40 градусов (при этой температуре двигатель уже стабильно работает), и всю таблицу пришлось сильно «опустить» вниз. Есть одно неудобство — если в начале прогрева мотор заглушить и попытаться запустить снова, заливает свечи. Но это скорее из-за малой степени сжатия, — посмотрим, что изменится с головками под 92 бензин. Пока в такой ситуации можно завестись, повернув ключ сразу на старт — ЭБУ при включении полностью открывает заслонку, ища «ноль».
По итогам нескольких дней езды и настройки — есть один косячок, иногда глохнет на холостых. Но это скорее мой косячок — не было экранированного кабеля для ДПКВ. Думаю, замена проводки датчика это устранит. В целом всё работает превосходно. При той же манере езды (город, пробки, тапка в пол) расход сократился с 12.4л/100км до 11.1 (мерил через пробег между заправками «доверху»), мощности по ощущениям больше не стало, но ездить стало намного удобнее — двигатель как бы следует за педалью, уже не думаешь — дёрнется ли, захлебнётся ли, надо ли «разгазовать» перед троганием. Просто сколько надавил — настолько и раскрутился, поэтому и переключать передачи стало проще, да и из А в Б добраться получается быстрее. Теперь будем ставить это на боевой раллийный Запорожец
Где расположен ВРОЗ и чем опасен выход его из строя
ВРОЗ бывает установлен на распределителе. Последний состоит из корпуса с крышкой, сделанной из ткани. Два элемента разделены специальной диафрагмой. ВРОЗ включает в свой состав пружины и другие составляющие.
Как проверить опережение зажигания
Неисправность регулятора способна с лёгкостью стать результатом проблемной работы двигателя. Регулировки зажигания происходить не будет.
Достаточно посмотреть, как вращается кривошипный вал после изоляции шланга с ВРОЗ, чтобы понять всю важность работы регулятора.
Причиной выхода из строя ВРОЗ может стать заедание подшипников или ослабление крепежей. Герметичность ВРОЗ – очень важная штука, и она легко может повредиться, если трубка будет где-то пропускать воздух. Также на потерю герметичности повлияет низкая плотность затяжки штуцера, критические повреждения диафрагмы и многое другое.
Хорошо видно, что происходит с двигателем во время повреждения ВРОЗ или потери им герметичности, в таблице ниже.
Причины неисправности | Способы устранения |
---|---|
Недостаточный зазор между контактами прерывателя | Достаточно будет отрегулировать зазор |
Загрязнение бегунка и крышки трамблёра, появление в них трещин, приводящих к большей утечке тока высокого напряжения, подгоранию гнёзд в крышке | Протереть бегунок и крышку. При наличии трещин или подгорания гнёзд надо заменить неисправный бегунок или крышку |
Подгорание контактов прерывателя | Зачистить контакты |
Большой износ втулок валика, неравномерный износ кулачка распределителя, сильный износ оси подвижного контакта | Разобрать распределитель, заменить изношенные детали, собрать и отрегулировать трамблёр |
Двигатель не развивает полной мощи | |
Ослабление пружины рычажка прерывателя | Проверить усилие прижатия контактов прерывателя и, если оно ниже необходимого, заменить пружину |
Неправильно установлено зажигание | Проверить правильность установки зажигания |
Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания | Разобрать трамблёр и устранить неисправность |
Неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания | Проверить состояние трубки вакуумного регулятора и в случае повреждения заменить трубку. При отсутствии повреждений проверить вакуумный регулятор на стенде и при необходимости заменить |
Сравнительные характеристики «трех поколений» ЗАЗ-968
ЗАЗ-968 | ЗАЗ-968А | ЗАЗ-968М | |
---|---|---|---|
Год производства | 1971-1974 гг | 1974-1980 гг | 1980-1994 гг |
Размер (д/ш/в) | 3730/1570/1400 мм | 3730/1570/1400 мм | 3765/1490/1400 мм |
Кузов | Несущий, цельнометаллический, 2-дверный | ||
Колея (передняя/задняя) | 1220/1200 мм | 1220/1200 мм | 1228/1212 мм |
Дорожный просвет | 190 мм | 190 мм | 185 мм |
Масса (своя/полная) | 790/1110 кг | 840/1160 кг | 840/1160 кг |
Мощность | 40 л.с (при 4200 об/мин) | ||
Максимальная скорость | 118 км/ч | ||
Разгон до 100 км/час | 38 секунд | ||
Модель двигателя | МеЗМ 968 | МеЗМ 968 | МеЗМ 968н |
Тип двигателя | 4-тактный, карбюраторный с воздушным охладителем | ||
Объем двигателя | 1197 см.куб. | ||
Степень сжатия | 7.2 | ||
Расход топлива при скорости 90 км/час | 6.2 л/час | 6.2 л/час | 7.4 л/час |
Объем бензобака | 40 л | ||
Диаметр цилиндров | 76 мм | ||
Ход поршня | 66 мм | ||
Коробка передач | 4-ступенчатая, механическая, трехходовая | ||
Подвеска (передняя/задняя) | независимая, рычажно-торсионная/независимая, пружинная | ||
Тормозная система | Барабанная | Барабанная с раздельным приводом | |
Рулевой механизм | глобоидальный червяк с 2-гребневым роликом, и передат. числом 17 | ||
Генератор | Г502-а с мощностью 350 Вт | ||
Стартер | СТ368 | ||
Катушка зажигания | Б115-В | ||
Размер колесный дисков | 13 дюймов | ||
Объем багажника | 135 л | 197 л | 197 л |
Примечания [ править | править код ]
- ↑ Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Москва, «Транспорт», 1983 год.
- ↑В музее запорожского автомотоклуба «Фаэтон» хранится последний «Запорожец» // «Индустриалка» (Запорожье) от 13 апреля 2015
- ↑ «За последние годы средняя розничная цена на легковые автомобили у нас в стране действительно возросла, хотя и происходило снижение цен на ряд моделей автомашин. Так, цена автомобиля типа «Запорожец» (ЗАЗ-968М) была снижена с 5375 до 3900 руб.«
Вопрос — ответ. Автомобиль и проблемы вокруг него. На вопросы читателей отвечает министр автомобильной промышленности СССР Н. А. Пугин. // «Аргументы и факты», № 28 от 18 июля 1987 - ↑Михаил Колодочкин. «А знаете ли Вы?» (рус.) // «За рулём» : Журнал. — 2019. — Ноябрь ( № №11 ). — С. 106 .
- ↑ АВТОМОБИЛИ «ЗАПОРОЖЕЦЬ» МОДЕЛЕЙ ЗАЗ-968Б, ЗАЗ-968Б2, ЗАЗ-968АБ2 и ЗАЗ-968Р Приложение к руководству по эксплуатации автомобилей ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А] // СССР МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗАПОРОЖЕЦЬ». — Днепропетровск: Промінь. — 1977.
- ↑ [ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ ЗАЗ-968МБ, ЗАЗ-968МД, ЗАЗ-968МР, ЗАЗ-968МГ]
- ↑Тим Скоренко.ЗАЗ: самые необычные «Запорожцы»(неопр.) . Популярная механика (23 мая 2017).
- ↑Е. Балабас.Тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП(неопр.) . Колёса (02.05.2019).